В РФ 17% образовательных организаций испытывают нехватку нужных преподавателей

В России образовательные организации столкнулись с серьезными трудностями, 23% из них вынуждены перестраивать работу после ухода международных партнеров и столько же отмечают усиление конкуренции со стороны корпоративных университетов и EdTech-компаний. При этом 17% организаций испытывают нехватку преподавателей нужного профиля.
Таковы результаты исследования, которое провели «СберУниверситет» и РАНХиГС о состоянии российского рынка бизнес-образования. В проекте участвовали 30 бизнес-школ, корпоративных университетов и EdTech-компаний, были также опрошены 78 организаций-работодателей и 476 слушателей программ бизнес-образования.
Выяснилось, что в половине образовательных организаций за последние три года значительно изменились направления обучения. Это связано с новыми требованиями к навыкам и переменами во внешней среде. В качестве востребованных дисциплин упоминались работа с ИИ и данными, лидерство и командная работа, управление изменениями и операционная эффективность.
При этом 33% опрошенных организаций заметили изменения в формате обучения. Так, программы стали более практичными, сократилась их продолжительность и обучение стало более персонализированным. Каждая пятая организация (20%) указала на активное внедрение технологий, включая искусственный интеллект. При этом эксперты прогнозируют замедление роста доходов населения, что может снизить интерес к управленческому образованию.
Ожидается, что рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей. 40% участников опроса назвали драйвером развития рынка технологические инновации: применение искусственного интеллекта, развитие цифровых платформ и работа с большими данными. Треть респондентов считает, что развитию рынка способствует регулирование в сфере аккредитации и лицензирования.
До 2030 года в России сохранится дефицит квалифицированных управленческих кадров. При этом компании будут активнее инвестировать в обучение управленческих команд. 74% работодателей планируют направить руководителей на программы бизнес-образования в ближайшие 2-3 года. К 2030 году доля топ-менеджеров с бизнес-образованием вырастет на 36%.