Top.Mail.Ru
архив

Компания, подменившая Господа

Президент США и премьер-министр Великобритании 26 июня объявили в Вашингтоне о том, что совершено эпохальное открытие: впервые полностью прочитан генетический код человека. "Генная гонка" практически завершена - ее выиграла американская компания Celera, возглавляемая Крейгом Вентером.

Клинтон и Блэр, устроив в Вашингтоне презентацию Celera на самом высоком уровне, признали: частные биотехнологические компании работают эффективнее, чем государственные научные учреждения. Похоже, отношение инвесторов к вложениям в биотехнологии теперь станет принципиально иным: уже через 20 часов после пресс-конференции в Вашингтоне Крейг Вентер окупил почти половину вложений в чисто исследовательский проект.

Генетический марафон

Деятельность Крейга Вентера, CEO калифорнийской компании Celera Genomics Group, вызывала в последний год интерес у прессы и одновременно раздражение крупных американских ученых. "8 сентября 1999 года всего в 18 милях от Капитолийского холма группа ученых занялась расшифровкой генома человека. Мы вступили в соревнование с научными группами, которые вели исследования в этой области пять лет. Правда, их методика несколько отличалась от нашей", - иронически заметил Вентер на презентации в конгрессе США. И у него были все основания для иронии.

История, которая закончилась победой Вентера, началась в 1988 году, когда американский национальный институт здравоохранения запросил в конгрессе средства на проведение масштабных работ в области молекулярной генетики. Речь шла о том, чтобы расшифровать генетическую информацию, заложенную в человеческих хромосомах. Результатом работы должен был стать "генный атлас" человека. Такой атлас можно использовать при решении самых разных задач: от исследования причин возникновения наследственных заболеваний до создания фармацевтических препаратов нового поколения. О масштабности проекта говорят хотя бы его параметры: срок - 15 лет, бюджет - $3 млрд. Власти согласились финансировать проект при одном условии: американские ученые будут сотрудничать с коллегами из других стран. Так родилась программа "Геном человека".

К середине 90-х ситуация изменилась. Большой интерес к генетическим исследованиям начали проявлять крупнейшие фармацевтические концерны мира. А темпы работы консорциума "Геном человека" при этом снижались: ученые, работавшие по долгосрочной 15-летней программе, нисколько не были заинтересованы в быстром завершении исследовательских работ.

В конце 1997 года Крейг Вентер, один из участников проекта "Геном человека", вышел из консорциума, заявив, что он знает другой способ расшифровки генетической информации, заложенной в хромосомах. Что именно имел в виду Вентер, стало ясно через несколько месяцев. В 1998 году в Калифорнии была создана компания Celera, занявшаяся составлением "альтернативного" атласа человеческих генов. Иными словами, Вентер объявил: компания Celera готова сделать в одиночку то, над чем уже десять лет трудился консорциум государственных ученых мужей. Причем Celera планировала завершить исследования гораздо быстрее, чем группа государственных ученых. К тому же компания намеревалась окупить проект, чего программой "Геном человека" не предусматривалось в принципе.

Естественно, участники программы "Геном человека" забеспокоились. Для начала методики Крейга Вентера подверглись критике с научной точки зрения. Однако критика не произвела впечатления на инвесторов: Celera, продав блокирующий пакет акций на NASDAQ, продемонстрировала всем, что инвесторы компании верят. Академические круги надавили на конгресс США, в результате чего Вентеру пришлось заверять конгрессменов в том, что он не намерен "торговать человеческими генами", "создавать мутантов" и "изобретать генетическое оружие".

В конце 1999 года представители "Генома человека" попытались пролоббировать запрет на коммерческое использование баз данных по человеческому геному. Это был удар в "солнечное сплетение": создание и использование подобных баз данных было основой бизнес-модели Celera. Однако и эта инициатива государственных ученых не достигла цели: команда Вентера сумела разъяснить публике, что продажа баз данных является не "патентованием генетической информации", а всего лишь способом окупить проект.

Вентеру постоянно приходилось открещиваться от обвинений: весьма бурную реакцию, к примеру, вызвало сделанное им в ноябре 1999 года заявление рекламного характера о том, что Celera готова методом искусственного конструирования генома создать "в пробирке" биологический объект. На Вентера обрушились религиозные деятели, обвинившие его в попытке "подменить Господа, кощунственно совершив акт Творения жизни".

Но Celera, несмотря на все обвинения, упорно шла к своей цели - полной расшифровке генома человека. Отставание государственного проекта "Геном человека" от Celera стало очевидным в феврале 2000 года, когда Вентер заявил о практическом завершении первой стадии работ. "Геном человека" предполагал завершить этот же этап исследований к середине 2001 года.

Сопоставив параметры двух проектов "геномной гонки", аналитики пришли к выводу: то, над чем "Геном человека" трудился уже 13 лет и на что потратил без малого $2,5 млрд (из них $1,5 млрд - деньги американских налогоплательщиков, а еще $1 млрд - пожертвования благотворительных фондов), Celera сделала за два года, потратив около $170 млн - $200 млн без привлечения каких-либо ресурсов государства. Собственно, именно об этом и говорил Вентер в 1997 году, уходя из проекта "Геном человека". Слоганом Celera стал вызов официальной науке: "Открытия не могут ждать!"

В правительстве США засуетились - выходило, что $1,5 млрд потрачены чуть ли не впустую. Результатом стали переговоры правительства с Celera в апреле 2000 года: компанию убедили, что ее успехи стоит презентовать вместе с "Геномом человека" в качестве абстрактного "успеха человечества в расшифровке собственного генома". Крейг Вентер согласился, но на определенных условиях. В результате именно он стал главным действующим лицом шоу, именно его проект находился в центре всеобщего внимания, именно Вентер на презентации говорил о перспективах негосударственных биотехнологических исследований. Клинтон и Блэр были обычными свадебными генералами, а ученые из "Генома человека" играли роль массовки. Впрочем, уже на следующий день после презентации начался рост рейтинга Celera в NASDAQ: компания продемонстрировала, что созданный ею продукт имеет большую коммерческую ценность, как ни удивительно это констатировать в отношении чистого научного исследования.

Тайны жизни оптом и в розницу

Вентер сумел в сжатые строки прочитать все "буквы" в геноме. Следующим шагом должно стать составление из этих "букв" осмысленных "слов" и "предложений" - речь идет о моделировании работы генного аппарата.

Для Celera как для акционерной корпорации необходимо было производить продаваемый продукт. И Крейг Вентер сумел сделать продукт, который имеет определенный рынок сбыта и высокую стоимость: результатом работы Celera стали базы данных о геноме человека, доступ к которым за определенную плату может получить любой желающий. По данным исследования инвестбанка Oscar Gruss, объем рынка таких баз данных, а также компьютерных программ, позволяющих обрабатывать информацию из этих баз, составит в ближайшие пять лет около $2 млрд. Celera может претендовать, по сегодняшним данным, на 30 - 40% этого рынка. Остальное пространство рынка занимают другие компании - например, Genbank, который поддерживается национальным институтом здравоохранения США, затеявшим в свое время "Геном человека".

Впрочем, заработки Celera могут быть и выше. 27 июня 2000 года биотехнологическая фармацевтическая корпорация Immunex объявила о подписании контракта с Celera на получение доступа к базе данных по геному человека сроком на пять лет. Сумма сделки не разглашается, но из неофициальных источников стало известно, что единовременная выплата составила $60 млн, а до 2006 года суммарные выплаты превысят $200 млн.

"Человеческая" база данных не единственный продукт Celera. В конце 1999 года компания опубликовала "генный атлас" дрозофилы - плодовой мухи, использующейся в качестве стандартного объекта для научных опытов. В 2001 году компания начнет продажи "генного атласа" другого популярного подопытного объекта - мыши. Еще до завершения "человеческого" проекта Celera начала продавать данные своих исследований: одним из первых покупателей стала японская фармкорпорация Takeda. Celera по сути стала лидером нового мирового рынка биоинформационных продуктов. Судя по росту интереса к биотехнологиям, в ближайшие пять лет объемы частных инвестиций в этот сектор будут сравнимы с вложениями в Интернет-рынок.

Крейг Вентер доказал, что масштабные научные исследования могут проводиться не только государством в интересах по-разному понимаемого прогресса, но и частными компаниями, и именно поэтому Клинтону не оставалось ничего иного, как поаплодировать Celera.

Биотех станет скучнее?

События июня 2000 года могут иметь весьма серьезные последствия для биотехнологических компаний. Проект Celera сравним с первыми проектами Интернет-компаний в области business to business. И в первом и во втором случае новые компании оценивались инвесторами как высокорискованные. Это были практически венчурные вложения - результат проектов невозможно

было предсказать, а капитализация компаний основывалась на субъективных критериях.

Котировки акций биотехнологических компаний еще менее стабильны, чем рейтинги акций web-компаний. Последний обвал рынка случился в 1998 году, и после этого рынок продолжал вести себя непредсказуемо. Эта нестабильность пока не позволяет привлекать большие деньги в новые разработки. Однако так не может длиться вечно.

По мнению аналитиков, в середине прошлого года начал складываться рынок информации для биотехнологий. Проект Вентера пока крупнейший в этом секторе. Но Celera создала прецедент, и теперь возможно появление других эффективных биотехнологических компаний с прогнозируемыми результатами работы, объемами продаж и прибылью. Биотехнологии, как и Интернет-рынок, постепенно перестают быть экзотикой и становятся все более интересными для консервативных инвесторов.

Однако главное достижение Celera - это даже не создание эффективной бизнес-модели, а PR-эффект, произведенный ее исследованиями: биотехнологии переходят из "возможного будущего" в современность. Рынок не может игнорировать эту перемену. В частных концернах уже начали реагировать на происходящее. Так, крупнейшая фармацевтическая компания Европы Aventis будет позиционироваться в качестве биотехнологической компании. Не так давно представитель Samsung заявил в интервью ведущей корейской газете, что в перспективе компания займется биотехнологиями. Вероятно, подобные заявления будут звучать все чаще: Крейг Вентер уже сообщил, что следующим крупным проектом Celera станет создание "генетического атласа" обыкновенного риса. Компания считает, что через два года возрастет спрос на исследования биологии растений, а впоследствии появится спрос и на генетически модифицированные продукты питания. Билл Клинтон уже прокомментировал это заявление: исследования в области сельского хозяйства и генетики, по его мнению, могут решить множество проблем человечества. Что ж, дешевле поддержать Вентера, который как бизнесмен нуждается в хорошем имидже, словами, чем его академических конкурентов - миллиардными вливаниями.

Еще по теме