Top.Mail.Ru
архив

Конец эпохи "неприкасаемых"

Громкие скандалы и массовые увольнения в российской оборонке становятся привычными деталями политического ландшафта. Счет "отставленным" идет на десятки, и из-за кремлевской стены сигнализируют: наказание за срыв гособоронзаказа - неотвратимо. Беда лишь в том, что большинство проблем в отрасли являются системными и лежат вне компетенции руководителей, кого бы на этот пост ни назначили.

 

Российские оборонщики, шла ли речь о главах крупных корпораций или генеральных конструкторах, многие годы, а кое-кто даже десятилетия, были незаменимыми и "неприкасаемыми". Не в последнюю очередь потому, что в перестроечные времена конструкторские школы рушились, специалистов оставалось все меньше, ценность каждого из них росла. К тому же многие успели вовремя поучаствовать в приватизации активов, оформить патенты, что укрепило их власть на отдельных предприятиях. Да и правительство не слишком интересовалось происходящим: выделяемые на оборонпром копейки позволяли многим предприятиям разве что выжить, а проблема моногородов в стране стоит настолько остро, что и спустя почти 30 лет с начала перестройки власти боятся к ней подступаться. "Многие руководители отрасли забронзовели, привыкли творить что угодно и не нести за это ответственности", - отмечает заместитель руководителя Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

И вдруг в 2011 году последовало сразу несколько громких отставок топ-менеджеров в таких важнейших секторах оборонно-промышленного комплекса, как авиапром, космос, строительство ядерных подводных лодок...

 

Не трагедия, так драма

"Дыры" в бюджете от срыва космической программы, вызванные потерей спутников группировки "ГЛОНАСС", - астрономические, они составляют 2,5 млрд руб. После аварии Анатолий Перминов, на тот момент глава Федерального космического агентства (Роскосмос), утверждал, что спутники застрахованы, но...
"Для России очень чувствительна потеря трех суперсовременных спутников системы "ГЛОНАСС", как раз рассчитанных на длительные сроки работы, - до этого у нас спутники очень быстро сходили с орбиты или теряли работоспособность. А здесь три дорогих спутника, которые должны были качественно изменить ситуацию в группировке "ГЛОНАСС"! Когда мы их восстановим?.. Дело в том, что космическая гонка идет каждый день, мы потеряем минимум полгода, это серьезный прокол. И когда сам Перминов говорил: ничего страшного, это не трагедия... у меня другое мнение. Уж не трагедия, но драма для нашей космической отрасли точно", - убежден Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа. К тому же, продолжает эксперт, "оказалось, что были серьезные проблемы в страховании, сейчас с этим разбираются".

 

Каждый пятый рубль - воруется

Статистика свидетельствует, что давно прошли времена, когда предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) едва сводили концы с концами. На сегодня военный бюджет - значительная часть общефедеральных расходов. "По официальным данным, военный бюджет с 2005-го по 2010 год вырос в 2,5 раза, до 1,3 трлн руб. Из этой суммы непосредственно на закупки новых вооружений, ремонт и модернизацию старой техники, а также на проведение научно-исследовательских работ в 2010 г. было выделено 500 млрд руб.", - подсчитывает Дмитрий Васильев, главный редактор журнала "Экспорт вооружений". Это очень большая сумма. Для сравнения: экспорт вооружений, долгое время являвшийся основой выживания отечественного ВПК, в 2010 г. составил только 300 млрд руб., а внутренний гособоронзаказ (ГОЗ) превышает экспорт с 2005 года. "Так и должно быть, поскольку внутренний заказ обеспечивает стабильность национальной оборонки, - полагает Дмитрий Васильев. - Именно благодаря колоссальному военному бюджет Пентагона, а не экспорту, так уверенно себя чувствуют американские военные корпорации".
Расходы американцев на оборонку выгодны не только военным. Каждый бюджетный доллар, вложенный в военно-конструкторские разработки самолетов в США, дает стократную отдачу в экономике за счет использования новых технологий в гражданской промышленности. У нас же, как и во времена холодной войны, сохраняется атмосфера едва ли не тотальной секретности. "Основные проблемы российского ВПК - очень большая закрытость, непрозрачность, а также отсутствие возможности для перетока технологий из военной сферы в гражданскую, - рассуждает Александр Шаравин. - В США или на Тайване вложения в оборонную промышленность дают мощный толчок всей экономике. У нас бюджетные средства, выделяемые на ВПК, не работают на экономику". Происходит в точности до наоборот: военным передаются технологии из гражданской отрасли.

На 2011 год военный бюджет запланирован уже на уровне 1,5 млрд руб., и в ближайшие годы тенденция роста расходов сохранится. По мнению главного военного прокурора Сергея Фридинского, вопрос в контроле: каждый пятый рубль гособоронзаказа воруется. К сожалению, оборонка в России не менялась с советских времен, она по-прежнему неэффективна. Даже после того, как фактически все значимые предприятия оборонпрома были сконцентрированы в вертикально интегрированные холдинги с госучастием и переданы в управление госкорпорации "Ростехнологии", ни прозрачности, ни ответственности, ни эффективности не прибавилось.

"Об уголовной ответственности никогда не слышал. А серия увольнений, которые мы наблюдали в апреле-мае, не имела прецедентов", - говорит Константин Макиенко.

Был, правда, уникальный случай: в июле 2009-го после одиннадцатого, крайне неудачного запуска ракеты "Булава" гендиректор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов ушел в отставку, и то как бы "не насовсем": генеральным конструктором МИТ он остается и по сей день. Кстати, теперь эту практику - уходя не уходить - демонстрируют многие "именинные" отставники...

 

Жесткое приземление

В конце января 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев увольнением Алексея Федорова, руководителя Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), положил конец эпохе "неприкасаемых". Это случилось после заседания комиссии по модернизации. Формулировку "за неудовлетворительное использование инноваций" озвучил советник главы государства Аркадий Дворкович. Можно только гадать, в чем реальная причина отставки, полагают эксперты.
"Никакой целенаправленной кадровой политики в оборонной промышленности нет. Все решения и все назначения конъюнктурны, ситуативны. У власти сформировался рефлекс. Чуть что - пожар ли, теракт - уволить. В оборонке то же самое, - считает Константин Макиенко. - В моем представлении, важнейший фактор - масштаб экономических субъектов, и в этом смысле изменения, которые коснулись ОАК, - самые серьезные. Я говорю о рокировке Алексея Федорова и Михаила Погосяна на посту руководителя ОАК. Здесь тоже все происходило по заведенной традиции. Рассказывали: то ли кнопка вызова стюардессы не работала, и Медведев не сразу ее смог вызвать, то ли в Интернет с борта не смог выйти - сразу отставка. Абсолютно ситуативное решение".
С другой стороны, еще два года назад недовольство работой отдельных отечественных авиапредприятий и ОАК в целом высказывал глава правительства Владимир Путин. По данным, озвученным тогда премьером, "целый ряд контрактов ОАК на поставку самолетов как внутри страны, так и за границу принесли, как это ни странно, не прибыль, а одни убытки". "Я хотел бы предостеречь от иллюзий, что государство будет бесконечно покрывать убытки, вытаскивать предприятия из долговой ямы и исправлять ошибки менеджмента", - порадовал Путин авиаторов, выступая на авиасалоне "МАКС-2009".
Отставка Алексея Федорова стала первой, а весной 2011-го словно прорвало плотину. После падения в декабре 2010-го космического разгонного блока "ДМ-3",
выводившего на околоземную орбиту три спутника системы "ГЛОНАСС", под его останками оказались погребенными множество карьер. После нескольких месяцев разбирательств в апреле были уволены вице-президент, главный конструктор по средствам выведения РКК "Энергия" Вячеслав Филин и заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский. Чуть позже вслед за ними в отставку отправился и сам шеф Роскосмоса Анатолий Перминов. И не факт, что этим "зачистки" в ведомстве закончатся: в конце июня правительство объявило выговор замглавы агентства Анатолию Шилову - теперь уже за ошибки при создании космических аппаратов "Меридиан", "Кондор" и "Гео-ИК", приведшие к срыву сроков их запуска. Все они, по словам экспертов, эксплуатируются "в интересах Минобороны", а последний в некоторых СМИ и вовсе называют не иначе, как "спутник-шпион".

При этом после двух аварий российские космические программы оказались полупарализованными, так как в обоих случаях под подозрением оказались разгонные блоки ("ДМ-3" и "Бриз-КМ"), временно снятые с эксплуатации. Интересно, что сбой в блоке "Бриз-КМ" в 2005 году уже привел к аварии ракеты "Рокот", которая должна была вывести на орбиту европейский научный спутник Cryosat.

 

Спустили "под воду"...

Еще один безусловный хит политического сезона - уход руководителя "Севмаша" (ОАО "ПО "Северное машиностроительное предприятие") Николая Калистратова. Заявление "по собственному" гендиректор этой верфи, одной из ключевых в структуре Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), написал еще в апреле после публичной критики со стороны Дмитрия Медведева. Именно с него в российском ВПК началась череда отставок с формулировкой "за срыв гособоронзаказа", хотя конкретно в его случае по поводу правильности принятого решения у экспертов имеются сомнения.

Действительно, с выполнением ГОЗ у предприятия, специализирующегося на строительстве атомных подлодок для Минобороны, отмечались определенные сложности. Но в пользу экс-директора говорит тот факт, что сейчас в постройке и процессе сдачи на верфи находится сразу пять атомных подлодок класса "Борей" и "Ясень". "Севмаш", слава Богу, подводные лодки делает, и лодки неплохие. На сегодня проект 955 "Борей" - самые современные и мощные отечественные подлодки, они будут основой наших ударных сил флота", - констатирует Александр Шаравин. Он не исключает, что "возможно, были задержки с постройкой лодок", однако причина внешняя. "Одна лодка уже совсем готова, другая почти готова, третья строится. Они могли бы и больше лодок делать, планируют еще, но с "Булавой" проблемы были... на полгода отсрочили испытания", - рассказывает эксперт. Лишь в конце июня успешно завершился пуск "Булавы", и было принято решение поставить ракеты на вооружение ВМФ. Но и сейчас не все с ними гладко, требуется серьезная доводка. Состоялось 15 испытаний, и менее половины - успешные. А со штатного носителя - подлодки - удачным оказался лишь один пуск, последний. Получается, что подводных ракетоносцев - страшно дорогих - уже настроили, а ракет не было. "Было бы страшно, если бы "Булава" не пошла. Представьте состояние: ракетоносцы сделали, и непонятно, для чего", - поясняет Александр Шаравин.

Подобные прецеденты, увы, имелись: согласно первоначальным планам лодку предполагалось вооружить ракетным комплексом, разработанным в КБ им. академика В. Макеева. Но испытания завершились неудачей, и Минобороны пришлось пересмотреть состав ракетного вооружения субмарины. В 1998 году в Московском институте теплотехники, до того специализировавшемся на создании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования ("Пионер", "Тополь", "Курьер", "Тополь-М"), занялись разработкой ракетной системы "Булава-30" с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой. И только сейчас ее доводят до ума. При этом стоимость одного такого ракетного крейсера, по некоторым оценкам, доходит до $1 млрд.

 

Интеграция до абсурда

По словам руководителя госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, к середине мая текущего года за невыполнение гособоронзаказа-2010 своих постов лишились также гендиректор НИИ "Поиск" Николай Платонов и гендиректор НИИ электронных приборов Валерий Эдвабник - за срыв поставок взрывателей для ракет "РС-ЗО". Позднее был уволен гендиректор НИИ электромеханики Аркадий Хохлович. А гендиректорам ВНИИ "Градиент", Брянского ЭМЗ, ПО "Квант", Раменского приборостроительного завода, замгендиректору ПО "Уральский оптико-механический завод" и исполнительному директору ОАО "Кузнецов" объявлены выговоры за срыв поставок изделий.

Эксперты не берутся комментировать ни эти решения, ни проблемы в военной оптике или приборостроении. По словам Константина Макиенко, "эти мелкие заводики" ему неизвестны. Что не удивительно: ведь в возглавляемую Сергеем Чемезовым госкорпорацию входит такое количество предприятий, что никто из экспертов не может сказать, кто там и чем занимается. Масштаб и разнообразие "вписанных" в "Ростехнологии" активов поражают воображение.

"Огромное число компаний в составе госкорпорации - серьезнейшая проблема. Активов просто невероятно много, их сотни, они очень разноплановые. Сам концепт сбора невероятного количества активов порочен изначально, генетически, он противоречит любым правилам и теориям управления. Такая махина неуправляема в принципе", - убежден Константин Макиенко. Для исправления ситуации нужны кардинальные изменения. "Конечно, эффективность всех этих оборонных вертикалей, таких как Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация, покажет время. Но мне кажется уже сейчас, что они неэффективны, результаты их деятельности невелики, - рассуждает Александр Шаравин. - К сожалению, сами по себе отношения в оборонке не имеют ничего общего с бизнесом, потому что есть четкая направленность на получение денег от государства. Работа большинства управленцев на многих крупных оборонных предприятиях, в том числе в интегрированных компаниях, оставляет желать лучшего. Нет конкуренции. Но позиция "зачем конкуренция, если можно осваивать гособоронзаказ" как раз приводит к снижению эффективности бизнес-структур".

 

Лобби в стиле ВПК

Очевидно, что система в существующем виде открывает колоссальный простор для отраслевого лоббизма, по большей части скрытого от глаз посторонних. "Никто на Тверскую улицу не выходит, чтобы рассказать, что и кто пролоббировал. О таких случаях становится известно, если только возникает конфликт интересов. Особенно если речь идет о монополисте... - поясняет Андрей Фролов, научный сотрудник Центра "АСТ", специализирующийся на анализе ГОЗ. - Скажем, Воткинскому заводу, который выпускает "Тополь" и "Булаву", точно ничего лоббировать не надо - нужно только своевременное финансирование заказов. Но есть также, скажем, предприятие "КамАЗ".

На вопрос, для чего "Ростехнологиям" передан контроль за КамАЗом и "АвтоВАЗом", не существует однозначного ответа. Так, Константин Макиенко уклончиво замечает: "У Чемезова есть склонность к автопрому. И вообще, "Ростехнологии" работают не только в военной промышленности, но и в гражданской".

Результат налицо. "КамАЗ в последние годы очень активно стремился побудить Министерство обороны увеличить закупки "КамАЗов" за счет "Уралов". Дошло до того, что в прошлом году губернатор Челябинской области обращался к Минобороны за разъяснениями по данному поводу. Для региона этот заказ критичный. При этом у "Урала" был трехлетний контракт. Кончилось тем, что Министерство обороны свои обязательства перед "Уралом" в 2010 г. выполнило, - рассказывает Андрей Фролов. - Еще одна история: КамАЗ получил заказ на разработку многоосных шасси по теме "Вощина", которой ранее занимался Брянский автомобильный завод. Кроме того, КамАЗ пытался также на своих мощностях собирать бронированные автомобили компании "Ивеко", что противоречит интересам ГАЗа, выпускающего аналогичную продукцию".

 

Танки под забором

Стоит ли в такой ситуации удивляться, что некоторые виды техники и вооружений, разрабатывавшиеся десятками лет и потребовавшие гигантских финансовых вливаний, в существующем виде вовсе не нужны российской армии. "Некоторые предприятия научились работать на внешних рынках. Это хорошо. Остальные же по-прежнему ждут, что государство заплатит деньги, невзирая на результат, не пытаются ни с кем конкурировать. Не случайно в последнее время были серьезные скандалы по поводу танков. Главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александр Постников сказал, что Т-90, к сожалению, уже закупать не будут. Они останутся на вооружении, но армии нужны другие, более современные танки нового поколения. Там пока никто своего поста не лишился. Все это заставляет задуматься: а эффективна ли система в целом?" - задается вопросом Александр Шаравин.

Дело даже не в том, что танки морально устарели. Не нужны они армии. Минобороны приходится утилизировать уже имеющиеся, а потому нет смысла закупать Т-90, которые не дают радикального прироста эффективности по сравнению с модернизированными Т-72 или Т-80, стоящими на вооружении. "Каждый Т-90А обходится примерно в $3 млн, так что позиция Минобороны понятна, - поясняет Константин Макиенко. - Российская ситуация не уникальна. И на Западе везде фактически прекращено производство танков. Пожалуй, кроме Китая, Индии и Северной Кореи, масштабного производства больше нигде нет. Даже в бундесвере, а ведь в Германии танковая традиция колоссальная, остается 350 танков. Это невообразимо маленькое количество".

Как бы то ни было, деньги налогоплательщиков уже потрачены. Андрей Фролов добавляет, что "еще разрабатывался танк нового поколения Т-95, но в прошлом году объявили, что его создание заморозили". Модернизация - более эффективное решение, уверены эксперты. На старой платформе применяются свежие технические решения: усиливается защита, устанавливаются современные системы наблюдения и управления огнем, новые приборы. Минобороны ставит вопрос о готовности финансировать подобную модернизацию. Промышленность же бьется за то, чтобы такие закупки были. В первую очередь это, конечно, Уралвагонзавод, обладающий определенными лоббистскими возможностями.

Уралвагонзавод предложил глубокую модернизацию Т-90 - Т-90АМ, это проект под названием "Армата" (с дополнительным бронированием, перекомпонованной башней, современной пушкой). Но Минобороны он не по карману - очень дорого. "Промышленники убеждены, что способны делать танки с более высоким потенциалом, чем может оплатить Минобороны. Армия просит более дешевый вариант модернизации, - рассуждает Андрей Фролов. - По моим прогнозам, совсем отказываться от танковых войск в России не будут".

 

В боеприпасах отказать!

Экономическая логика неожиданно обнаружилась в последних действиях Минобороны и по отношению к другой отрасли - производству боеприпасов. В мае было официально объявлено о том, что ГОЗ-2011 на боеприпасы размещаться не будет, хотя еще в декабре постановлением правительства некоторые объемы, позволившие бы предприятиям прокормиться, были забюджетированы. Сейчас речь идет о том, что закупок не будет едва ли не до 2015 года. За бортом внезапно остались десятки, если не сотни предприятий боеприпасной отрасли по всей стране, многие из них - градообразующие.

Председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрей Чекменев заявил, что отрасль будет потеряна, и призвал к забастовкам. "Производители боеприпасов всегда были "пасынками" в оборонной промышленности, - отмечает Андрей Фролов. - Мы видим, что творится. Склады взрываются, потому что боеприпасы давно устарели". Простой пример: во время войны в Афганистане использовались снаряды и патроны еще довоенного выпуска. А высокоточного оружия и боеприпасов к нему производится мало. Но возникает иная проблема: состояние самой боеприпасной промышленности таково, что вызывает вопросы ее готовность выпускать продукцию того количества и качества, которое востребовано для нужд Минобороны. После развала СССР она более всех пострадала. Александр Шаравин видит решение в том, чтобы временно переориентировать уникальных специалистов-боеприпасников с выпуска на утилизацию "излишков". По его мнению, "те взрывы, которые были в арсеналах, проанализировали и решили, что солдат на таких работах задействовать нельзя - это опасно, дорого и неэкологично".

 

Те ли головы слетели?

Эксперты критикуют ситуативные действия правительства, но считают, что некоторые кадровые решения тем не менее были уместны и полезны. "Скажем, Перминов, его отставка не просто дозревшая, а перезревшая. Уволить его надо было года три назад, - уверен Константин Макиенко. - Это был человек не на своем месте, его низкая компетентность, скорее, его беда, а не вина. И это проблема тех, кто его по каким-то собственным причинам на этом посту так долго продержал". Александр Шаравин говорит, что "Владимир Поповкин, пришедший на его место, действительно очень грамотный и квалифицированный человек, надеюсь, будет совершенствовать направление".
Не все кадровые решения столь "очевидны". Настоящим "удмуртским феноменом" приходится признать ситуацию вокруг смены руководства "Ижмаша". Еще в конце 2010 года появились официальные данные "Ростехнологий", что предприятие пребывает в тяжелейшей финансовой ситуации, что оно не в состоянии платить налоги и зарплаты. Все ждали, что вот-вот последует отставка генерального директора Владимира Гродецкого...
Время шло. В феврале "Ростехнологии" высадили на тонущее предприятие "антикризисный десант", а незаменимый Гродецкий все еще был на месте, более того, по поручению сверху занимался созданием управляющей компании, которой предстоит координировать работу холдинга стрелкового оружия. И лишь в середине мая из Кремля сообщили, что он отстранен от должности "за срыв реализации ГОЗ".

Что же касается смены руководителя "Севмаша", то некоторые источники "Ко" намекали, что реальной причиной его отставки был вовсе не ГОЗ, а чрезмерная самостоятельность в принятии решений: "До прихода Николая Калистратова на предприятии действительно разное происходило: были финансовые "дыры", а деньги непонятно куда уходили. Но даже индийские офицеры, с которыми предприятие работало по контрактам, отмечали, что он профессионал".

Новый генеральный директор Андрей Дьячков с мая пробовался в качестве и.о. руководителя и окончательно утвержден в должности лишь в начале июля. При этом эксперты заранее предрекали, что он возглавит северодвинские верфи. Дьячков много лет проработал на "Севмаше", а в последние два года являлся генеральным директором ЦКБ "МТ "Рубин" (Санкт-Петербург), и у тех, кто его назначил, по-видимому, не вызывает вопросов ни его квалификация, ни степень лояльности.

Любопытно, что и отставку Алексея Федорова некоторые эксперты отрасли комментировали в том же духе: мол, кланы в авиапроме не смогли договориться по ключевым позициям... Если принять эту версию, конфликт интересов сохраняется, поскольку Алексей Федоров не ушел из авиапрома, но отступил на заранее подготовленные позиции, возглавив корпорацию "Иркут".

Именно поэтому нет уверенности, что пересадка известных персоналий в новые кресла способна изменить ситуацию. Как, впрочем, и приход в отрасль профессиональных управленцев или олигархов, не обремененных техническими знаниями.