Top.Mail.Ru
архив

«Коробочки» на экспорт

Разработка программного обеспечения (ПО) – один из немногих секторов компьютерного рынка, где российские компании пытаются конкурировать  на глобальном рынке разделения труда. На внутреннем рынке они тоже довольно уверенно «держат удар» зарубежных конкурентов.

 

Рынок разработки программного обеспечения настолько раздроблен, что компании, находящиеся в разных сегментах, могут и не знать о существовании друг друга. Три основных направления этого бизнеса развиваются по разным законам. Разработчики корпоративного ПО (наиболее крупные компании – «Галактика», «1С» и «Парус») больше всего озабочены растущей конкуренцией со стороны зарубежных производителей. Компании, торгующие коробочным ПО, не требующим участия профессионального консультанта при установке, (ABBYY, «Лаборатория Касперского») сетуют на компьютерное пиратство в России и присматриваются к западным рынкам. Производители заказного ПО изначально ориентированы на работу с зарубежными партнерами: их конкуренты – программисты из Индии и Израиля.   

 

Полемика через границу

 

Глава представительства исследовательской компании IDC в России Роберт Фариш считает, что одной из точек наиболее быстрого роста российского компьютерного рынка в ближайшие годы будут  компании, работающие с западными партнерами на условиях аутсорсинга. Рынок заказных разработок является самым крупным в денежном выражении сегментом. По данным аналитического департамента РБК, в 2003 году российские компании, работающие в этом секторе, получили около $240 млн. Около половины этой суммы составляют заказы от российских компаний. 

Второй по величине сегмент – корпоративное программное обеспечение. В 2003 году этот сектор принес российским компаниям около $80 млн, порядка $40 млн из которых обеспечила продажа продукции компании «1C». Примерно $30 млн поровну поделили «Парус» и «Галактика». Главной проблемой для данного сектора остается постоянно растущее давление со стороны западных брэндов – таких, как SAP, Oracle и MicrosoftBusinessSolutions. «У местных компаний нет ни миллиардных бюджетов на новые разработки и маркетинг, ни поддержки со стороны глобальных поставщиков оборудования, ни опыта, полученного в сотнях проектов по всему миру, – говорит сотрудник одной из международных компаний. – У них есть только один способ выжить: занять нишу, которая нам неинтересна».

Наши компании замечают в ответ, что у зарубежных коллег тоже хватает недостатков. «Западные компании – разработчики ИТ-решений инвестируют большие деньги  в рекламу своей продукции, – говорит президент корпорации «Галактика» Николай Красилов. – Однако число успешных и полноценных внедрений таких решений не столь велико. Это происходит, во-первых, из-за высокой стоимости проектов, а во-вторых, из-за сложной адаптации ИТ-решений к российским условиям»

Пока положение российских производителей ERP-систем выглядит прочным. К примеру, доход «Галактики» за 2003 год составил $16,5 млн, а темпы роста основных экономических показателей за тот же период 21 – 25%. Вполне уверенно чувствует себя компания «1С». Появившиеся на рынке слухи о том, что ее собирается купить Microsoft, обе стороны отрицают.

 

Беспредел и лицензии

 

Производители коробочного ПО наиболее широко разрекламированы в западной и российской прессе. Успеха в экспорте своей продукции добились компании ABBYY, Spirit, «Лаборатория Касперского». За шесть лет «лаборантам» удалось вырасти из локальной фирмы, контролирующей около 5% российского рынка, в компанию, входящую в десятку крупнейших мировых производителей антивирусного ПО. Несмотря на это, доля производителей коробочной продукции на рынке очень невелика. В России ежегодно продается «коробок» на сумму более $10 млн. Проблемы, мешающие российским компаниям продавать свою продукцию, очевидны: высокий уровень пиратства, объясняемый низкой правовой культурой потребителей. Правда, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. По данным компании ЛЕТА, в 2003 году количество пользователей лицензионного программного обеспечения среди корпоративных клиентов выросло на треть.

Разработчиков справочно-правовых и финансовых систем (Diasoft, «Гарант» и «Консультант Плюс») сложно отнести к какой-то из трех базовых категорий. Их бизнес является нишевым, но имеет весьма впечатляющие масштабы – более $100 млн в год.

 

Перепись «левшей»

 

Важнейшим ресурсом, необходимым для развития индустрии  программирования в России, являются квалифицированные специалисты. Единого мнения о том, сколько нужно подобных людей и какими профессиональными качествами они должны обладать, рынок пока не сформировал. Сегодня даже вопрос о количестве программистов в России вызывает ожесточенные споры.

Президент консорциума «Инфорус» Андрей Масалович утверждает, что их более миллиона. А Эдуард Пройдаков, главный редактор специализированного еженедельника PCWeek (русское издание) настаивает, что профессиональных программистов не более нескольких десятков тысяч. Очевидно, что проблема в критерии оценки: всякого ли выпускника технического вуза, который научился азам программирования на языках Pascal и С, можно считать программистом.

Президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров говорит, что программистов, которые способны решать сложные творческие задачи, действительно не так много. Однако поскольку производство ПО превратилось в «индустриальную» отрасль, то требуется большое количество «чернорабочих», которые умеют качественно выполнять технические задачи. По оценкам Валентина Макарова, таких специалистов в России действительно 1,3 млн.

Еще по теме