Top.Mail.Ru
архив

Корзина с деньгами

«Это – мне. Это – снова не тебе» – памятная фраза советского комедийного киногероя исчерпывающе характеризовала все последние баскетбольные чемпионаты России. Ввиду явного превосходства ЦСКА они не отличались особой интригой, а потому интерес к российскому баскетболу не проявляли ни зрители, ни спонсоры. Нынешний сезон разом покончил с монополией ЦСКА и порождаемой ею скукой: сразу несколько клубов обзавелись приличными игроками, средствами и целями. Их пути к преуспеванию разнились, но пример пермского «Урал-Грейта» представляется наиболее примечательным. Пожалуй, это первый клуб в стране, осознавший, что сильный менеджмент – столь же непреложная составляющая успеха в спорте, как, например, сильная защита или мощное нападение. Во время «сбора урожая» нынешнего сезона именно «Урал-Грейт» преуспел более других, став победителем Североевропейской баскетбольной лиги, регулярного чемпионата России и вчистую разбив тот же ЦСКА в полуфинале плей-офф. КОНЕЦ ЛИДА ПЗ Кого красит скромность «Урал-Грейт» родился в Перми шесть лет назад со скромным бюджетом, но зашифрованными во второй части названия – great – великими амбициями. Поначалу эти амбиции вызывали скорее снисходительную улыбку, но сейчас пермский клуб стал едва ли не символом перемен, происходящих в нашем баскетболе. «Урал-Грейт» одним из первых российских спортивных клубов твердо встал на коммерческие рельсы, хотя еще совсем недавно само употребление слова «бизнес» применительно к спорту многим казалось подозрительным. При его упоминании в памяти всплывали клубы, выпестованные под заботливым губернаторским крылом на доходы от торговли беспошлинно ввезенной либо нелегально произведенной водки: например, бросившие в середине 90-х вызов футбольной Москве волгоградский «Ротор» и владикавказская «Алания». За удачный менеджмент в нашем спорте вполне сходила дружба с региональным владыкой, который мог либо напрямую направлять в команду бюджетные деньги (как это делали Кирсан Илюмжинов, Ахсарбек Галазов, Леонид Полежаев, Дмитрий Аяцков), либо подталкивать к спонсорству компании и заводы своего региона. Такая поддержка – вещь прекрасная, но недолговечная. Стоило оскудеть «руке дающего», как зависевшие от нее клубы резко пошли ко дну… На первых порах «Урал-Грейт» был чисто городским феноменом. Пошли первые аншлаги в местном баскетбольном зале-семитысячнике, а со временем даже в эту самую большую в России баскетбольную арену достать билеты стало непросто. «Это была хоть и локальная, но очень непростая задача, – говорит генеральный директор клуба Сергей Кущенко. – Чтобы сделать баскетбол главным развлечением в регионе, где десятилетиями на партийно-государственном уровне протежировались футбол и хоккей, нужно было выдать нечто особенное». И в «Урал-Грейте» выдавали: световые эффекты, изобретательная работа шоуменов и лучшая в России группа поддержки превращали в зрелище даже самый проходной матч чемпионата страны. На помощь пришли смекалка, способность к импровизации и умение создавать надлежащую атмосферу, приобретенные Сергеем Кущенко еще в те времена, когда он и его приятели зарабатывали на дискотеках. После того как нынешней весной Пермь приняла у себя финальную часть Североевропейской баскетбольной лиги, слава об «урал-грейтовских» затейниках вышла за пределы не только города, но и страны. «Пожалуй, нигде в Европе баскетбол не подают на таком высоком уровне, как в Перми. А ведь успех НБА доказал, что классное околобаскетбольное шоу отнюдь не излишество, а важная часть успеха того или иного клуба», – рассказывает комиссионер СЕБЛ Шарунас Марчюленис, еще несколько лет назад игравший в НБА и как никто другой знающий рецепты ее процветания. Влюбив в себя город и область, «Урал-Грейт» сделался весьма привлекательным для спонсоров. Их активный интерес позволил клубу увеличить бюджет и улучшить результаты, а это, в свою очередь, способствовало новому витку популярности. Сегодня ни у одного баскетбольного клуба России нет такого числа рекламодателей: похоже, для процветающих компаний региона партнерство с «Урал-Грейтом» становится хорошим тоном. Однако в «Урал-Грейте» особенно гордятся тем, что пятеро из его спонсоров остаются с командой с самых первых дней ее существования. «Тогда, шесть лет назад, эти компании не могли выделять на баскетбол больших денег, да и клуб наш был невелик. Теперь мы выросли, и нам радостно сознавать, что вместе с нами выросли и наши партнеры», – говорит Кущенко. ПЗ Шоу должно продолжаться Жизнь всех спортивных клубов в России до боли одинакова. Они живут либо по воле региональных властителей, бюджетными инъекциями в спорт обозначающих заботу о престиже области (города, края), либо по прихоти удачливого бизнесмена, раньше гонявшего мяч, а теперь с удовольствием наблюдающего за тем, как это делают на его средства («Автодор» саратовского бизнесмена Владимира Родионова, ЦСКА Михаила Прохорова – одного из руководителей ОНЭКСИМбанка). Дело тут не только в чудачестве: в худшем варианте спортивные команды бывают неплохой «прачечной» для сомнительных денег. Такая роль баскетбола кажется Сергею Кущенко несколько оскорбительной: «В Европе и в особенности в Северной Америке спорт прекрасно содержит себя сам, а часто даже приносит доход. Рентабельность спорта – гарантия его существования; там история команды не заканчивается, когда одного губернатора сменяет другой. Мы хотим доказать, что и у нас баскетбол может существовать вполне самостоятельно». Доказывать это сложно. В Перми говорят, что, выстраивая клубную структуру, опирались на опыт футбольного Manchester United – одного из самых прогрессивных в экономическом отношении клубов мира. Но начинания английского футбольного клуба в свое время упали на благодатную почву процветающего рынка, Россия же в этом отношении далека от расцвета и представляется скорее непаханой целиной. Например, не менее трети бюджета Manchester United формируется за счет продажи прав на телевизионные трансляции, тогда как в России телеканалы могут платить за трансляции лишь чисто символические деньги. Кстати говоря, «Урал-Грейт» в нынешнем сезоне был единственным баскетбольным клубом, матчи которого можно было увидеть на одном из доступных каналов – Ren TV. Всерьез занялись в Перми и выпуском собственной атрибутики. Майки, шарфы, видеокассеты – все это кажется пустяком только на первый взгляд: тому же Manchester United продажа товаров с клубной символикой приносит ежегодный доход от $10 млн до $30 млн. «Потратить эти деньги не проще, чем заработать. Если речь идет о трате с умом», – говорит Сергей Кущенко. Зависимость спортивных успехов клуба от финансового благополучия прослеживается, но она не является абсолютной: некоторым командам не приносят результата даже солидные вложения. В Перми результат есть. В прошлом сезоне команда стала второй в России, подготовив двух игроков для национальной сборной, а в нынешнем году думает только о первом месте, и разгром ЦСКА, не так давно ставшего четвертым в Европе, только укрепляет уральцев в этом стремлении. Но Сергею Кущенко, по его собственному признанию, неинтересно быть «первым парнем на деревне». Не просто неинтересно – невыгодно: «Я даже как руководитель «Урал-Грейта» заинтересован в развитии чемпионата России, в конкуренции, в прогрессе всех остальных клубов, пусть даже они являются нашими соперниками. Потому что если у нас будет классный турнир – с интригой, яркими игроками, – то чемпионат станет хорошим телевизионным продуктом и еще более качественным рекламоносителем. И нам, если говорить строго о наших клубных интересах, станет намного проще зарабатывать хорошие деньги при помощи того же телевидения, спонсоров и возросшей аудитории. А все механизмы, позволяющие делать это эффективно, в нашей клубной системе уже имеются». ВРЕЗ ПЗ Бюджеты баскетбольных лидеров Бюджеты «трех китов» российского баскетбола – ЦСКА, «Урал-Грейта» и «Уникса» в нынешнем сезоне примерно одинаковы. Они колеблются в диапазоне от $3 млн до $5 млн, что позволяет этим клубам довольно уверенно чувствовать себя на фоне зарубежных соперников. Конечно, дюжина сильнейших западноевропейских клубов на данный момент выглядит состоятельнее российских баскетбольных команд: ведущие клубы Италии, Греции, Испании и Турции могут позволить себе тратить от $6 млн до $13 за сезон. Но, во-первых, наше отставание не столь значительно, каким оно является в футболе: годовой бюджет Manchester United ($190 млн) с лихвой перекрывает средства всех 16 клубов высшей российской футбольной лиги. Во-вторых, иногда никакого отставания и вовсе нет: при тех налогах, которые европейские гранды платят с сумм зарплат своих игроков (а это главная статья расходов в баскетболе), российские клубы смотрятся вполне убедительно. Текущий чемпионат России – рекордный по числу участвовавших в нем квалифицированных легионеров и россиян – возвращенцев из других стран. «Урал-Грейт», к примеру, сумел вернуть в страну единственного российского центрового европейского уровня Михаила Михайлова, раньше выступавшего за мадридский «Реал». ВРЕЗ ПЗ Виды спорта, наиболее интересные для инвестиций в России 1. Футбол. Говорить о привлекательности каких бы то ни было видов спорта для потенциальных инвесторов в России приходится с известной долей условности: состояние рекламного рынка и рынка телевизионных трансляций, а также невысокий уровень доходов населения редко позволяют рассчитывать хотя бы на самоокупаемость проекта, делая почти иллюзорной его доходность. Тем не менее если какому-то виду спорта и можно отдать предпочтение с точки зрения инвестиционной привлекательности, то этим видом спорта, безусловно, является футбол. Как бы ни были скромны успехи наших клубов на международной арене, статус «игры номер один» внутри страны делает футбольные команды лучшими рекламоносителями, средствами PR или посредниками в налаживании добрых отношений с местной властью. Почти единовременный приход в футбол таких крупных игроков российского экономического рынка, как «ЛУКойл» (спонсор московского «Спартака»), «Сибал» (самарские «Крылья Советов»), «Газпром» (питерский «Зенит»), не может быть простой случайностью. 2. Баскетбол. Популярность баскетбола значительно ниже, зато у рекламодателя высоки шансы засветиться на Западе. Российские команды ходят в числе лидеров главных клубных турниров Европы, за победы в которых в последнее время также полагаются некоторые отчисления. ЦСКА в этом сезоне дошел до полуфинала Сапролиги – главного турнира по версии ФИБА, а «Уникс» – до полуфинала Кубка Сапорты, занимающего второе место в этом ранжире. Московское «Динамо» – женский баскетбольный клуб, активно поддерживаемый столичной мэрией, несколько лет подряд считался фаворитом своей Евролиги. Правда, так ни разу ее и не выиграл. 3. Хоккей. Если баскетбольный чемпионат России только-только выходит на уровень элитных в Европе, то хоккейное первенство является таковым уже давно. Благодаря региональным властям и щедрости так называемых градообразующих предприятий ведущие российские хоккейные клубы не знают отказа ни в чем, и их игроки давно уже не отправляется на заработки в Швейцарию, Германию или скандинавские страны – теперь трансферный вектор развернут в обратную сторону. Однако пока все эти успехи российского хоккея сугубо «для внутреннего пользования». Общеевропейские хоккейные турниры ввиду их невостребованности больше не проводятся, хотя Международная хоккейная федерация не теряет надежды их возродить. 4. Теннис. Призовые фонды крупнейших международных турниров сейчас вовсю опустошает беспрецедентная для России плеяда теннисных звезд: Евгений Кафельников, Марат Сафин, Анна Курникова, Елена Дементьева. Особенно удивительным выглядит подобный расцвет на фоне того упадка, который теннис пережил после распада СССР (закрытие школ, отъезд за границу сотен тренеров). Успехи этого квартета стали возможными не только благодаря их таланту, но и родительским инвестициям: кто-то из них продал машину и телевизор, кто-то взял кредит, но каждый нашел возможность обеспечить своему ребенку регулярные и качественные занятия этим дорогостоящим видом спорта. Будь то в России (Дементьева, Кафельников) или за ее пределами (Сафина, как известно, вырастили в Испании, а Курникову – в США).

Еще по теме