Top.Mail.Ru
архив

Красавицы и чудовища

 

Модельный бизнес.Подиум – несомненно, парижская идея. Она возникла в XIX столетии, когда известнейшие французские модельеры поняли преимущества демонстрации своих изделий не на вешалках, а на живых и обаятельных манекенщицах. Тогда на этом поприще подвизались или просто красивые девушки, или актрисы и танцовщицы, владевшие искусством управлять своим телом. Эти дамы полусвета и были «пионерами» профессии – одновременно с организацией публичных показов одежды модными ателье.

Первым живым манекеном, как это тогда называлось, стала в 1852 году сотрудница одного из салонов Мари Верне Уорт, демонстрировавшая платья, сшитые ее мужем, кутюрье Чарльзом Уортом. Практика fashion parade, устраивавшихся в салонах мод, распространилась по Европе, а в начале ХХ века идею позаимствовали американцы, всегда с некоторым придыханием относившиеся ко всему французскому. C 1900-х крупные универмаги вроде Wanamaker’s в Нью-Йорке и Филадельфии стали устраивать показы мод, что не только было хорошей рекламой для вполне конкретных вещей, но и считалось признаком изысканности и поднимало статус магазина. Парижского шика, однако, в таких показах было немного. В связи с тем, что основной целью демонстраций мод в те времена было все-таки продвижение товара, к внешности моделей предъявлялись гораздо меньшие требования, чем теперь. Многие были низкорослыми и полноватыми особами – такими же, как и клиентки магазинов. В основном на подиум выходили продавщицы из отделов одежды, женщины под или за 30, сами делавшие себе прически и макияж. Помимо подрабатывавших сотрудниц универмагов, стать моделями решались немногие – это занятие все-таки не считалось в США приемлемым для приличной девушки.

 

Мода на дому

Общественное мнение начало меняться по мере роста популярности fashion-дизайнеров. Одним из первых гуру моды, который использовал в 1924 году для своих показов американских моделей, был француз Жан Пату. Его авторитет в немалой степени способствовал повышению престижа работы модели и ужесточению требований к внешним данным девушек с подиума. В 1930-е
появилось понятие супермодели. И первой из них стала шведка Лиза Фонссагрив, блиставшая классической, чтобы не сказать, канонической красотой. Портреты этой, как она сама себя называла, «идеальной вешалки» не сходили со страниц глянцевых изданий, вызывая у миллионов девушек желание повторить ее успех.


«Наблюдение, справедливое для любой моды: ее первый и последний приверженец всегда выглядят смешно».

Зигмунд Графф (1898 – 1979), немецкий писатель


Однако вплоть до конца Второй мировой войны профессия модели считалась практически хобби, заработать на жизнь ею было в большинстве случаев невозможно.

Легитимность бизнесу придал американец Джерри Форд, открывший в 1946 году в Нью-Йорке агентство Ford Models. Фирма ввела практику заключения контрактов с клиентками и другие новшества, поднявшие работу модели на профессиональный уровень и вместе с этим гарантировавшие агентам высокие заработки. Неудивительно, что именно США стали центром модельного бизнеса, расцвет которого пришелся на 1980-е и 1990-е годы. Жена Джерри Эйлин в течение четырех десятилетий считалась первой леди Ford Models. Идея создать модельную компанию с большим рыночным потенциалом возникла у Джерри, когда он увидел стремительный рост спроса на секретарские услуги, которые его в то время беременная супруга Эйлин оказывала fashion-моделям по телефону. Джеральд Форд только что вернулся с войны и не очень разбирался в высокой моде, но решил, что ему под силу управлять делами моделей, тем более что работа не требовала начального капитала – Форды могли трудиться на дому.

Джерри сразу взял под контроль финансовую часть: оплата по контрактам моделей поступала Ford Models, что в значительной степени облегчало жизнь девушкам – им не надо было больше самим беспокоиться об обещанном вознаграждении или тем более выбивать из клиентов причитающиеся им деньги. По свидетельству одной из клиенток агентства, Кармен Дельорефис, до того как появился Джерри, в модельном бизнесе было много мошенничества и непорядочности – иногда модели по два года бегали за клиентами, чтобы получить оплату за свой труд.

С самими моделями Ford Models тоже заключало контракты. Позже, в 1970-е, Джерри Форд придумал эксклюзивные контракты на представление отдельных брендов, что означало увеличение гонораров для девушек, по этим контрактам работавших. К тому же Форд первым в модельном бизнесе ввел систему предоплаты: модели получали часть денег каждую пятницу, вне зависимости от того, успел ли клиент перевести средства, а по завершении работы – оставшуюся сумму. Все это установило новые стандарты бизнеса, и дела Фордов пошли в гору. Соответственно неуклонно росли и гонорары клиенток агентства, и уже через несколько лет такие звезды Ford Models, как Дориан Ли и Мэри Джейн Рассел, получали бешеные по тем временам деньги – $3500 в неделю.

 

Воспитание в строгости

Ford Models представляло интересы супермоделей, ставших актрисами и медийными персонажами, включая, например, Брук Шилдс.В то время как ее муж выстраивал бизнес, Эйлин Форд отвечала за «продукт». Все – от внешности до морального облика моделей Ford Models – жестко регламентировалось и контролировалось. Когда агентство нанимало молодых девушек, приехавших в Нью-Йорк из американской глубинки, Эйлин даже селила их у себя в доме, дабы «следить, чтобы они держались подальше от проблем и вовремя приходили утром на работу». Красоту девушек, каждая из которых при любых обстоятельствах обязана была выглядеть идеально, обеспечивали профессиональные дерматологи, косметологи, диетологи и визажисты.
Строгий подход к моделям Эйлин сохранила, даже когда компания Ford Models из семейного бизнеса превратилась в корпорацию с многомиллионными оборотами. К 1956 году в агентстве Форда отсматривали по 5000  претенденток в год, при этом выбирая не больше 15 девушек. Фирма также представляла интересы супермоделей, ставших актрисами и медийными персонажами, включая Джейн Фонду, Брук Шилдс и Кэндис Берген. Кстати, именно Ford Models открыло Наоми Кэмпбелл и Линдси Лохан.

 

Модельные войны

По законам капитализма, однако, успех означает волну подражателей и обострение соперничества. Абсолютное господство Ford Models на рынке, незыблемое в 1950-е и начале 1960-х, пошатнулось, когда в Нью-Йорке, постепенно становившемся центром модельной индустрии, начали появляться другие подобные фирмы. Первой конкуренткой Фордов стала их бывшая модель Вильгельмина Купер, открывшая в 1967 году агентство Wilhelmina Models, за несколько лет выросшее во второе по величине модельное агентство на рынке США.

Но никто так не подорвал уверенность в лидерстве Фордов в модельной индустрии, как Джон Касабланкас и его Elite Model Management. Касабланкас родился в Нью-Йорке, но получил образование и открыл бизнес в Париже. В течение многих лет агентство Форда и Elite связывало не отличавшееся искренним дружелюбием сотрудничество – при необходимости они обменивались моделями. Существовал и негласный договор о том, что Касабланкас не станет конкурировать с Фордами в США.

Однако в 1977 году он все-таки «высадился» на Манхэттене и открыл там отделение Elite, что в Ford Models восприняли как личное оскорбление. Конфликт еще больше обострился после того, как Касабланкас переманил нескольких моделей и топ-менеджеров Форда. Эйлин отправила тогда предателям Библии с выделенными красным цветом отрывками об Иуде. Началось десятилетие так называемых модельных войн. Форды подали в суд на Касабланкаса (на $7,5 млн), за этим последовал иск к Elite Model Management со стороны агентства Вильгельмины Купер (на $4 млн). Вражда компаний сопровождалась бесконечными юридическими тяжбами и публичными выпадами друг против друга в СМИ. Модели стали менять «хозяев» почти так же часто, как наряды. «Девушки устали от сервиса уровня супермаркета. Они хотят персонального обслуживания», – заявил как-то Джон Касабланкас и начал делать из них суперзвезд. Новых моделей агентства Касабланкас встречал шампанским. Он поощрял всевозможные проявления звездности статуса и экзотические выходки, а сам общался с девушками по-дружески. Это, разумеется, резко контрастировало со строгостью Эйлин Форд. Казалось, что ее подход устарел.

 

Богатые и знаменитые

По словам Линды Евангелисты, меньше чем за $10 000 она и с постели не встанет.Жесткая конкуренция агентств вела к росту гонораров моделей и их востребованности. И основную роль в этом сыграло именно агентство Elite. Джон Касабланкас, разумеется, в собственных интересах, добился увеличения ставок в целом по отрасли, так что в 1980-е один час работы топ-моделей стоил в США около $300. Также, отказавшись от единых фиксированных ставок, Касабланкас распространил практику переговоров об оплате по каждому отдельному проекту и высчитывал сумму, исходя из потребностей клиента и наличия времени у девушки. В результате, по выражению одного из конкурентов Elite, «каждый контракт превращался в самый важный в масштабах страны». На таком фоне в гору пошел престиж профессии, представление о ней в общественном сознании сильно изменилось. Теперь успешные в этой области девушки стали богатыми и знаменитыми. В 1980-е и 1990-е появились дивы, которых мир знал и знает по именам: Клаудиа, Синди, Кристи, Наоми. По словам Линды Евангелисты, меньше чем за $10 000 она и с постели не встанет. С другой стороны, внушительные деньги предполагали и большие трудозатраты. До 1980-х считалось вполне нормальным для модели иметь два-три дня фотосъемок в неделю. Во время и после «модельных войн» работа в жесткой конкурентной среде стала более интенсивной и характеризовалась возросшим уровнем стресса.

 

Конец эпохи

На рубеже XXI века модельная индустрия начала меняться. Во-первых, в связи с развитием технологий и доступностью цифрового фото и видео, а также с учетом растущего числа актеров, певиц и просто селебритиз статус недосягаемости моделей, а вместе с ним и престиж профессии несколько потускнели. Современные звезды подиумов известны уже более узкому кругу интересующихся. Во-вторых, в модельных агентствах происходили и продолжают происходить смены владельцев. Elite Model Management было продано. Эйлин и Джерри Форд, понятно, уже нет в живых, но даже и их дочь Кэти, возглавлявшая агентство в 1990-х, больше не имеет отношения к деятельности Ford Models. В 2007-м компания была продана инвестиционному банку Stone Tower Capital, и руководившая ею в течение 12 лет Кэти Форд уступила свой пост генерального директора Джону Каплану, а сама занялась благотворительностью и народной дипломатией в международной организации Free the Slaves. Майкл Гросс, автор известной в США книги «Модель: уродливый бизнес красивых женщин», так оценил положение дел в 2000 году: «То, что агентство Фордов Фордам уже не принадлежит, знаменует конец эпохи. Это знак интернационализации и акционирования того, что раньше было семейным делом, а также жестокой природы этого бизнеса».


«Чем короче платье, тем длиннее счет».

Мориц Готлиб Сафир (1797 – 1858), немецкий писатель


А в сентябре 2010-го американские газеты уже обсуждали, продажу Ford Models, и что по некоторым данным, семья Форд все же оставила себе 5% бизнеса.

Но, даже учитывая возможость таких кардинальных перемен в составе собственников, кое-что не меняется: агентства продолжают соперничать из-за моделей. Теперь Ford Models судится с Next Model Management по взаимному обвинению в «воровстве талантов». И смена собственников используется как аргумент в тяжбе. Next в судебном процессе, по свидетельству английской газеты Guardian, заявила: Ford Models, дескать, больше не семейный бизнес, «им теперь владеют граждане России, которые игнорируют американское законодательство и принцип верховенства закона».