Кризис доверия
Ужесточение надзора со стороны ЦБ, приведшее к отзыву лицензии у Содбизнесбанка, посеяло панику в банковском секторе. Банкиры, опасаясь дальнейших «репрессий», стали в спешном порядке закрывать кредитные лимиты друг на друга. Такая осторожность спровоцировала напряженную ситуацию на рынке МБК. Попытки Банка России исправить ситуацию пока не дали ожидаемого результата.
Отзыв лицензии Содбизнесбанка и неопределенность дальнейшей судьбы банка «Кредиттраст» привели к неустойчивости российского межбанковского рынка. Эти события происходят в тот момент, когда ЦБ намерен укрепить и повысить эффективность надзора за банковской деятельностью в стране.
Совокупные активы «Содбизнеса» и «Кредиттраста» составляют всего 0,3% от активов российской банковской системы. Следовательно, неустойчивость межбанковского рынка вызвана скорее косвенным, чем непосредственным влиянием проблем, которые испытывают эти банки, на реальную экономику.
На грани нервного срыва
Рост и относительная устойчивость российской банковской системы в последние несколько лет во многом обусловлены стабильной макроэкономической ситуацией. При этом качественные фундаментальные изменения остаются незначительными, что определяет высокую уязвимость банковского сектора и чуткость к воздействию негативных внешних факторов. Для российского банковского сектора характерно отсутствие четкой и достоверной информации о бенефициарных владельцах банков. Кроме того, широко распространена практика кредитования связанных сторон, а также высокая концентрация ресурсной базы и кредитных рисков. А это снижает эффективность надзора и создает риски для всей банковской системы.
В результате судьбу отдельных банков, да и динамику всего сектора, подчас могут решить случайности – внешние факторы, слухи и спекуляции. В данном случае стечение ряда обстоятельств – таких, как негативные ожидания, связанные с ужесточением позиции ЦБ и новым валютным законодательством, высокая волатильность внешних рынков капитала и российского фондового рынка, и послужило толчком к росту нестабильности на «межбанке» в мае-июне этого года.
Межбанковский рынок в России является неликвидным, что уже давно рассматривалось международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s как фактор отраслевого риска. Операции на рынке МБК играют значительную роль в поддержании ликвидности множества российских банков. По данным ЦБ, обязательства по кредитам, депозитам и иным средствам, полученным от других банков, увеличились на 66,5% в 2003-м и составили 525,3 млрд руб. к концу прошлого года (доля в пассивах за год возросла с 7,6% до 9,4%). Тем не менее низкая доля межбанковских заимствований в общих пассивах финансовых учреждений явно приуменьшает реальную значимость «межбанка» для работы российских банков.
Настораживает пагубная практика некоторых банков направлять краткосрочные межбанковские заимствования на финансирование долгосрочных вложений. В условиях ограниченной ликвидности и оборачиваемости активов политика по управлению ликвидной позицией таких банков представляется рисковой. В частности, Standard & Poor’s не относит российские ценные бумаги к высоколиквидным активам. При напряженной ситуации на «межбанке» в начале июня финансовые учреждения стали в панике продавать облигации для выравнивания ликвидной позиции, что еще более усугубило негативную динамику на рынке рублевых бумаг, начавшуюся перед майскими праздниками.
Скорость, с которой участники рынка МБК отреагировали на слухи и подозрения в мае-июне этого года, говорит о нервозности, царящей среди банкиров. Хотя в данной ситуации процентные ставки выросли (см. график), они все же остаются в приемлемом диапазоне. Нервозность рынка, кроме того, вызвала значительные внутридневные колебания ставок. Так 9 июня в первой половине дня ставки overnight достигали 8 – 10% для банков первого круга и 22 – 25% для банков второго и третьего кругов, тогда как во второй половине того же дня они упали до 2 – 4% и 10% соответственно.
Отметим, что скачок ставок на «межбанке» наблюдался и в конце апреля, что в тот момент было во многом связано с падением российского фондового рынка на фоне ряда негативных внутренних и международных новостей.
Напряженная ситуация на рынке МБК четко продемонстрировал распределение банков по трем категориям. Например, разница между ставками для крупнейших банков (первый круг) и средними и мелкими (второй и третий круг) доходила до 20%, а в некоторых случаях – и до 40 – 80%. Подобная динамика стала причиной отказа в предоставлении кредитов для ряда мелких и средних банков при повышении порога требований к кредитному риску, связанных с нервозностью и неопределенностью на рынке.
В таких условиях, нередка практика «телефонного» кредитования, при которой банки работают по доверию со своим кругом межбанковских контрагентов, что значительно сужает и сегментирует рынок и понижает его ликвидность. Так, например, 11 июня объем сделок на «межбанке» составил около $100 млн, что на порядок ниже, чем среднедневной оборот в мае.
За те две недели, когда на рынке царил переполох, ЦБ лишь продолжал финансировать рынок в обычном режиме через операции репо с госбанками. Когда обстановкой в банковском секторе заинтересовался президент Путин, ЦБ наконец решил поддержать банки, снизив с 15 июня отчисления в ФОР по средствам в валюте с 9% до 7%.
Пока еще рано делать выводы относительно того, насколько эта мера окажется действенной. Ясно, что моментального эффекта ждать не приходится. Из-за кризиса на рынке многие банки, особенно мелкие и средние, получили существенные кассовые разрывы, и им понадобится еще немало времени, чтобы поправить ситуацию.
На милость Банка России
Именно роль ЦБ, его дальнейшая политика и конкретные шаги по реформированию банковского сектора предопределят, как долго сохранится на рынке МБК нынешняя неустойчивая ситуация и насколько она затронет другие сегменты банковского рынка – в частности, клиентские вклады и кредитование. Например, нужно устранить практику использования дочерних банков их владельцами для финансирования собственных инвестиций в промышленность. Кроме того, до сих пор широко распространено увеличение капитала банков за счет заемных средств или высокой концентрации бизнеса на небольшом числе заемщиков и эмитентов ценных бумаг. А от этого также нужно избавляться.
Применение надзорных требований в России до сих пор было формализованным и бюрократизированным. Это позволяло финансовым учреждениям нарушать суть банковского законодательства, не погрешая против буквы закона, – к примеру, путем создания сложных акционерных структур с участием номинальных держателей акций, а также посреднических холдинговых компаний, за которыми скрывались подлинные собственники.
Успешное создание системы страхования вкладов в России должно способствовать повышению стабильности банковской системы, восстановлению доверия вкладчиков, обеспечению притока вкладов в частные банки, увеличению масштаба финансового посредничества банковской системы и ускорению экономического роста страны.
Неизвестно, станет ли Центральный Банк использовать новый закон как средство борьбы с банкирами, руководствующимися неприемлемыми и не соответствующими требованиям принципами владения финансовым учреждением, а также для сокращения числа маргинальных банков, которых сейчас насчитываются сотни.
Несмотря на оздоровление финансового сектора и некоторый прорыв, осуществленный после кризиса 1998 года, российским банкам предстоит еще многое сделать для того, чтобы достичь высоких международных стандартов банковской практики или хотя бы уровня стран Центральной и Восточной Европы. В большой степени успех будет зависеть от желания правительства, равно как и самого финансового сектора, настойчиво продвигать банковскую реформу и поддерживать развитие диверсифицированных частных банков, независимых от финансово-промышленных групп.