Top.Mail.Ru
архив

Круговорот министров

правительство
После Елены Скрынник, кажется, любой министр не вызовет удивления, а Николай Федоров, как уверяют, был хорошим руководителем региона. "Можно говорить что угодно про сельское хозяйство Чувашии, но г-н Федоров точно разбирается в нем лучше, чем специалист по SPA-салонам, которого он сменил в этой должности", - иронично замечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

В остальном же мы видим опытных чиновников, часто бывших заместителями у прежних министров. По словам управляющего партнера компании "Финансовый и организационный консалтинг" Моисея Фурщика, "объявленный персональный состав правительства не позволяет сказать, что задана какая-то четкая новая политическая линия. Скорее, ключевой характеристикой можно назвать преемственность. Единственный явный акцент - это формирование Министерства по развитию Дальнего Востока". "Персональный состав нового правительства нам говорит о том, что никаких принципиальных изменений в государственной политике ждать не стоит, - соглашается директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Прежде всего потому, что новое правительство является таковым только номинально. Когда из замминистров (бывших и действующих), из начальников департаментов аппарата правительства РФ и т.п. в министры - это просто появление дублирующего состава старого правительства".


Помощники и заместители

Однако именно в дублировании и заключена интрига. Серьезные размышления у интересующихся устройством госвласти вызвал тот факт, что целый ряд министров перешел на посты помощников президента, притом что оставленные министерства зачастую возглавили их же замы. На первый взгляд, должность помощника - это просто место, где человек может получать зарплату в ожидании нового назначения, хотя бы и на роль посла. Помощники президента при Путине очень редко играли большую роль в государственном управлении, да и в России трудно играть роль, не обладая формальной административной и финансовой властью. Политолог Павел Данилин даже утверждает, что, поскольку помощники не располагают большим аппаратом, они физически не способны контролировать целые отрасли. И официальная информация полностью подтверждает эту версию: по ней бывшие министры займутся далеко не самыми важными вопросами. Скажем, Татьяна Голикова - социально-экономическим развитием двух независимых иностранных государств.

Но, с другой стороны, следует помнить, что, будучи премьером, Владимир Путин привык руководить всеми делами в стране, опираясь именно на этих министров, и теперь, когда он стал президентом, тем более будет заниматься принятием всех важных решений.

Помня это и видя, как вслед за Владимиром Владимировичем в кремлевскую администрацию перемещаются и бывшие путинские министры, можно предположить, что управлять отраслями экономики Путин собирается именно через этих верных и привычных людей, а их экс-замы, получившие посты министров, в реальности так замами и останутся. То есть, возможно, теперь в президентской администрации создается "настоящее правительство". Многие политологи соглашаются с тем, что все важнейшие решения ныне будут приниматься отнюдь не в Белом доме. Крупные предприниматели, привыкшие решать вопросы во властных кабинетах, должны резко менять маршруты своих "Порше" и "Линкольнов" и чаще заезжать на Старую площадь, а не на Краснопресненскую набережную.

Впрочем, как отмечает политолог Анна Лунева из Центра политической информации, для Владимира Путина никогда не была характерна "простая" схема принятия решений, так что всем лоббистам придется мириться со столь сложной системой, когда кабинет министров не является настоящим правительством из-за нехватки авторитета, а президентская администрация не обладает достаточно крупным аппаратом и формальными полномочиями, чтобы подменить правительство. Результатом всего этого станет еще большее усиление неформальных связей внутри госаппарата. Крупные чиновники - без учета их формальной компетенции - получают то значение, которое решатся занять в зависимости от своей смелости и предприимчивости.


Уход в тень

Отражением этой "повышенной неформальности" нового правительства становится положение бывшего вице-премьера Игоря Сечина. Игорь Иванович, которого политологи считали вторым человеком в государстве и главным "распорядителем" нефтегазовой отрасли, теперь является "просто" руководителем одной из госкомпаний, а формальным куратором всего реального сектора, включая ТЭК, становится вице-премьер Аркадий Дворкович. У последнего наличествует большой опыт госслужбы, но на всех местах он позиционировался как эксперт и аналитик, не имеющий реальных полномочий и менеджерских обязанностей. Поэтому политологи сомневаются, что Дворкович будет располагать реальной властью. И мало кто верит, что формально "пониженный", Сечин утратил свое влияние. Как выразился политолог Андрей Пионтковский, "в любом случае его должность будет называться "Игорь Иванович Сечин". То есть важнейший центр принятия решений перемещается в офис "Роснефти". Тут, впрочем, опять нет ничего нового - регулятор рынка является одновременно его крупнейшим игроком. Некоторые в этой связи выдвигают предположение, что "Роснефть" начнет аккумулировать другие, еще не втянутые этим "пылесосом" нефтегазовые активы. Тем более, как свидетельствуют "инсайдеры", у Сечина уже был опыт управления отраслью через голову номинального министра. "У этого правительства, скорее всего, появится еще один дублер, помимо президентской администрации, - настоящее "теневое правительство" (не путать с "открытым правительством", являющимся не более чем обновленной версией исчерпавшей и дискредитировавшей себя Общественной палаты), - предполагает политолог Владимир Пастухов. - Не исключено, что рядом с Путиным и Медведевым появится этакий "коллективный Распутин" - неформальный штаб формально отставленных членов кооператива "Озеро", который представит свою собственную "программу развития России до 2020 г.".


Неснижаемые обязательства

Правда, никакие неформальные связи и никакие авторитетные люди пока что не могут заменить правительство в процессе верстки государственного бюджета. Это можно назвать "наследием Кудрина", при котором Минфин был настоящим Минфином, и даже более чем Минфином. Что будет теперь?

В плеяде либеральных экономистов, ставших за последнее время медиаперсонами и создавших собственные аналитические центры, новый министр экономического развития Андрей Белоусов особо не выделялся, за исключением одного пункта. Он был противником кудринской линии на жесткую финансовую политику. Он не одобрял "омертвление" денег в финансовом резерве, считал, что темпы роста важнее инфляционной безопасности, что для их обеспечения нужно усиление госинвестиций и ради этого вполне можно пойти на такие меры, как бюджетный дефицит и увеличение государственного долга. "Та школа, к которой принадлежит новый министр Андрей Белоусов, отличается от школы Набиуллиной. Я думаю, министерство будет более решительно проводить индустриальную политику и ориентироваться не на создание условий, а на конкретный результат", - считает председатель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. Вообще, МЭР - не самое важное министерство, но оно готовит экономические обоснования для базовых параметров госбюджета. Таким образом, МЭР в лице Белоусова будет готово дать отмашку на сравнительно щедрое финансирование.

Между тем преемник Кудрина в Минфине Антон Силуанов, по некоторому стечению обстоятельств, занимался в последние годы вопросами финансирования обороны и безопасности.

И еще одно связанное с финансами довольно странное назначение. Новый министр энергетики Александр Новак, как это ни странно, выходец не из ТЭКа, а из Минфина. И тут уже можно предположить, что стратегические решения вроде распределения лицензий будет принимать не он, а "теневое правительство", а новый министр займется также очень важными вопросами налогообложения топливно-энергетических корпораций. Генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко высказал предположение, что назначение Новака связано с явной налоговой "недогрузкой" нашей газовой промышленностью. И вот мы имеем "коллективного Кудрина" в лице министра экономразвития, настроенного на рост госрасходов, министра энергетики, "заточенного" под взыскание налогов с отрасли, и министра финансов, хорошо понимающего проблемы силовиков. Похоже, эти люди займутся усиленной мобилизацией финансовых ресурсов для усиленного же финансирования госнужд, даром что бюджет МВД в 2012 г. был удвоен. Стоит напомнить, что Алексей Кудрин считал запланированный рост закупок вооружений неприемлемым.

"Новое правительство в своей работе будет заложником прежних решений, ему придется действовать в условиях серьезных ограничений, - констатирует Игорь Николаев. - К примеру, во время первой волны мирового финансового кризиса, в угаре предвыборного популизма власти "задрали" до неприличия планку бюджетных расходов. Причем бюджетных расходов неснижаемого характера. Эти обязательства придется выполнять, что также не предполагает каких-то серьезных изменений в госполитике".