Top.Mail.Ru
lifestyle

Ксения Лемберг: Задача превенции — обеспечить пациенту долгую активную жизнь

Фото: пресс-служба Фото: пресс-служба

На отечественном рынке медицины господствует модель одноразового контакта: заболело — обратился к врачу — вылечили (если вопрос не требует длительной диагностики или госпитализации). О том, как изменить подход россиян к своему здоровью и какими возможностями обладает современная превентивная медицина, в интервью «Компании» рассказала генеральный директор клиник «Атлас» Ксения Лемберг. 

В своих интервью и выступлениях вы часто говорите о том, что «Атлас» одним из первых на рынке стал заниматься превентивной медициной. Что это за направление?

— «Атлас» известен как лидер превентивной медицины в России. С момента основания в 2014 году наша компания стала инвестировать и в разработку продуктов превенции, и в научную работу по этому направлению.

Если говорить о превентивной медицине в целом, то она тесно связана с концепцией персонализированной, или так называемой 4П, медицины. Суть подхода в том, что организм каждого пациента рассматривается как уникальная целостная система. Действуя в парадигме превентивной медицины, врач начинает с определения индивидуальных рисков человека. Они выявляются на основе семейной истории заболеваний, генетики, обследования текущего состояния организма. На этом этапе человек вообще может чувствовать себя прекрасно и ни на что не жаловаться, а исследования могут выявить, например, начавшиеся атеросклеротические изменения, которые в горизонте 10–15 лет без должного контроля привели бы к инсульту. И на основе таких рисков доктор составляет для пациента персонализированную программу, которая включает как медицинские мероприятия и периодические исследования, так и рекомендации по образу жизни: физической нагрузке, питанию, сну.

Например, наша команда врачей уже более пяти лет наблюдает пациента, который обратился с запросом на превенцию инфаркта, поскольку некоторые показатели исследований выходили за пределы нормы и в семье уже были случаи ранних инфарктов. Врачи провели все необходимые исследования, включая генетические тесты, и выявили наследственные повышенные риски сахарного диабета (что и объяснило ранние инфаркты у родственников). Вместе с докторами пациент скорректировал питание, выбрал для себя оптимальные физические нагрузки и регулярно проходит назначенные обследования по индивидуальному графику.

Все это делается с одной целью — обеспечить человеку активную долгую жизнь и хорошее самочувствие на десятилетия вперед. В этом и заключается главная задача превентивной медицины. На сегодня «Атлас» помог таким образом уже более 40 тысячам россиян.

Клиника Атлас

С точки зрения медицинского бизнеса превентивная медицина — это новый продукт? Или это, по сути, те же профилактические обследования?

— Именно профилактикой в мире и в России занимаются давно. И совершенно замечательно, что у нас в стране существует практика ежегодных диспансеризаций: благодаря этому выявляется немало состояний, требующих внимания.

Превентивная медицина же в современном понимании предлагает рынку не только новые продукты, но и новый подход в целом. Во-первых, мы не ограничиваемся общими стандартами, мы их учитываем, но идем дальше. Если врач понимает, что у пациента отягощенная наследственность по части, например, рака кишечника, то профилактические эндоскопические исследования ему назначаются не как всем с 45 лет, а раньше.

Во-вторых, мы работаем с образом жизни наших пациентов. Генетика влияет на здоровье в среднем только на 20%, остальное — прямая ответственность пациента. То, что он ест, как занимается спортом, как управляет своим стрессом и так далее. И наши врачи, по сути, становятся коучами пациентов в вопросах организации образа жизни.

Третий момент, который тесно связан со вторым в части ответственности пациента, — это партисипативность, то есть активное участие пациента в заботе о своем здоровье. В парадигме превентивной персонализированной медицины врач не принимает решений единолично: он обсуждает с пациентом возможные варианты, их плюсы и минусы, учитывает привычки, характер работы пациента и многое другое. И с учетом всех факторов врач и пациент совместно принимают решение, как действовать дальше.

Если говорить о первом практическом элементе превенции — чекапах, то у нас разработано уже более 20 программ. Для мужчин и женщин разного возраста эти программы различаются. Это комплексное профилактическое обследование, которое включает как исследования по международным стандартам, так и работу с индивидуальными рисками человека. Но важно не просто пройти чекап. Чекап — отправная точка, которая помогает определить вектор дальнейшего действия для превенции — предотвращения заболеваний, риски которых в той или иной степени определились у человека.

Если говорить о рынке частной медицины в России в целом, какие три тенденции вы бы отметили?

— Во-первых, что не может меня не радовать, — это рост интереса к превентивной медицине и чекапам в частности. Всего за год — с сентября 2022-го по сентябрь 2023 года — количество запросов в поисковых системах в этой сфере выросло в три раза.

Во-вторых, это бескомпромиссные требования к уровню сервиса. И речь не только о безупречном качестве самой медицинской помощи. Пациентам важно, чтобы частная клиника была стильной и оборудованной по последнему слову техники, поведение персонала — безукоризненным, парковка — бесплатной и около входа, ценообразование — прозрачным, а чай или кофе — в течение минуты. Соответствие этим и другим таким критериям во многом и определяет премиальность. Конечно, рынок на это откликается.

В-третьих, это цифровизация. Телемедицина, приложение с медкартой, онлайн-оплатой, возможность получить доступ ко всей истории болезней за один клик — это уже необходимый минимум.

Клиника Атлас

Меняет ли превентивный подход поведение потребителя в медицине?

— Не так быстро, как хотелось бы, но меняет. Конечно, большая часть обращений пациентов связана с уже развившимися патологиями, и на рынке господствует модель одноразового контакта: «заболело — обратился — вылечили».

Мы же стремимся развить и масштабировать модель долгосрочного взаимодействия с пациентом, когда он с нужной ему регулярностью проходит обследования с превентивной целью, полностью контролируя свое здоровье, риски и самочувствие. У таких пациентов однозначно сформулирован запрос на качество жизни, личную эффективность, гармоничную внешность.

«Атлас» занимается чекапами уже 10 лет, и в этом году мы планируем серьезно усилить это направление. К 10-летию нашей превентивной работы мы создали новый продукт — большую программу ведения здоровья «Врач в друзьях», которая, помимо чекапа, включает долгосрочное взаимодействие с врачом и мониторинг ключевых для превенции заболеваний факторов — от сна и питания до стресс-менеджмента.

Кстати, спрос на такой подход в последние годы все отчетливее звучит в корпоративной среде. Крупные корпорации уделяют большое внимание сохранению здоровья сотрудников: помимо классических ДМС-пакетов, некоторые компании внедряют новую систему. Мы сейчас как раз завершаем такой проект в сфере корпоративной медицины, о котором сможем рассказать совсем скоро.

Что сейчас важно для пациента? Чем отличаются его потребности и запросы к частной медицине сегодня и, скажем, 15–20 лет назад?

— Сегодня многие пациенты очень живо интересуются вопросами здоровья, много читают и анализируют. Поэтому нам важно, чтобы врач мог предоставить пациенту максимум актуальной научно обоснованной информации и говорил с пациентом на понятном языке. Специально для методической поддержки докторов мы создали международный научный совет, в который входят ученые мирового уровня и наши ведущие врачи. Он регулярно анализирует и отбирает релевантные для врачебной практики данные исследований, по которым врачи проходят внутреннее обучение.

Если говорить о сервисе, с которым пациент взаимодействует до и после приема врача, то в нашем новом флагманском центре на западе Москвы мы реализовали во многом новые для российского рынка решения: это и IT-система маршрутизации пациентов внутри центра без пересечения друг с другом, и дизайнерское оформление пространств ожидания и кабинетов, и даже арома- и музыкальное сопровождение, особое для каждой локации центра — все для того, чтобы сформировать у пациента новый опыт взаимодействия с медициной.

Клиника Атлас

Какие инновации и технологии вы считаете перспективными и что в текущих условиях планирует внедрять «Атлас»?

— Наиболее перспективно и важно то, что позволяет нам получать максимально точную картину состояния пациента. Прежде всего, конечно, это технологии внутри самих клиник. Томографы последнего поколения, современные японские эндоскопические системы, УЗИ экспертного класса, нейрофизиологическая лаборатория и другие медицинские технологии — это все должно быть, если мы хотим действительно комплексно заниматься здоровьем человека. Поэтому мы так скрупулезно отбирали все оборудование на этапе проектирования флагманского «Атласа».

Что касается искусственного интеллекта, о котором сейчас говорят очень много, то его применение в некоторых областях медицины вошло в рутинную практику еще до того, как это стало «мейнстримом». Например, для превенции опасных кожных новообразований у нас применяется FotoFinder, который составляет карту кожи пациента и с помощью искусственного интеллекта оценивает общий риск. При этом я не считаю, что искусственный интеллект может заменить врача. Облегчить ему рутину и где-то сэкономить время, исключить человеческий фактор — да, но финальную оценку рисков и постановку диагноза осуществляет врач.

На текущем этапе нам очень интересны системы удаленного мониторинга состояния пациентов. Думаю, что уже в ближайшем будущем в медицине будут реализованы такие решения. И для превентивной медицины это особенно важно: если гаджеты будут в режиме 24/7 собирать данные о давлении, сердечном ритме, уровне сахара и других показателях здоровья, мы сможем эффективно развить и дополнить наши превентивные программы.

Еще по теме