Top.Mail.Ru
архив

Кто в лес, кто по дрова

Второй по объемам продаж поставщик сетевого оборудования - компания 3Com перестроила бизнес и выходит из полосы убытков. 3Com решила сузить специализацию, чтобы избежать прямого противостояния с лидером рынка - Cisco Systems. Сама Cisco Systems сужать спектр своей деятельности не собирается.

Пятилетку - в три года

"3Сom умер" - это мнение не единожды появлялось в западной прессе летом 2000 года. Причины для подобных выводов были веские: рынок сетевых технологий бурно развивался, акции лидера рынка - американской Cisco Systems - неуклонно росли в цене, а 3Com, второй по объему производитель сетевого оборудования, терпел убытки. Но, как выяснилось, хоронить компанию было рано. Говорит глава российского представительства 3Com Виталий Фридлянд: "20 марта 2000 года компания приступила к реорганизации, которая была рассчитана на три квартала. Убытки 3Com - естественное следствие реструктуризации. При перестройке бизнеса неизбежны значительные расходы". По данным Фридлянда, сегодня можно говорить о досрочном завершении реструктуризации: согласно прогнозам, 3Com вступает в полосу прибыльности.

Перестраивать бизнес компания 3Сom решила после серьезных консультаций с ведущими аналитиками. В результате было принято решение избавиться от неприбыльных и неперспективных отделений и сосредоточиться на наиболее интересных для компании секторах. 3Com отказалась от производства аналоговых устройств и немасштабируемых систем. По мнению представителей компании, эти системы устаревают и у них нет большого будущего. Еще одним активом 3Com, проданным в ходе реструктуризации, стала компания Palm Inc., производящая переносные компьютерные устройства PDA. Эта независимая компания в 1995 году была приобретена компанией U.S.Robotics, которую, в свою очередь, в 1997 году купила 3Com. Спустя пять лет Palm вновь обрела независимость.

3Com решила сосредоточиться на трех сегментах рынка: оборудование для потребительского сектора, аппаратура для малого и среднего бизнеса, решения для сетевых сервис-провайдеров.

По словам Фридлянда, в результате преобразований 3Com и Cisco перестали быть прямыми конкурентами: у каждой из компаний своя сфера интересов. Клиентами Cisco по большей части являются крупные Интернет-провайдеры и большие корпоративные сети. "Cisco остается конкурентом 3Com, но если раньше компании сталкивались лоб в лоб, то теперь они пересекаются только в некоторых областях, а в некоторых даже выступают как союзники", - говорит Фридлянд.

Тенденция все сливать

По мнению многих аналитиков, узкая специализация производителей сетевого оборудования - это не удел одной 3Com, а общая тенденция. Специалисты объясняют ее причины следующим образом: сетевое оборудование перестало быть атрибутом только крупных компаний, в нем уже нуждаются и предприятия малого размера, и рядовые потребители. В итоге появился ряд конвергенционных технологий: VoIP (передача голоса по IP-протоколу), передача видеоизображения по сетям и т.д. Вообще, словечко "конвергенция", обозначающее слияние различных технологий, в последнее время стало одним из самых модных в сфере телекоммуникаций. В результате конвергенции расширился ряд сетевых продуктов. В этих условиях производителям сетевого оборудования трудно продвигать все существующие технологии, поэтому они выбирают для себя наиболее успешные направления.

Впрочем, с узкой специализацией согласны не все операторы рынка. По словам заместителя главы российского представительства Cisco Systems Владимира Смирнова, его компания не будет сужать спектр своей деятельности: "Потребность в специализации существует у менее крупных производителей, которые могут поддерживать свою конкурентоспособность и лидирующие позиции только в определенных нишах. Cisco Systems, наоборот, ставит перед собой задачу расширяться. Это наша стратегическая цель".

Действительно, в последнее время Cisco активно скупала компании, обладающие перспективными технологиями (см. "Ко" №33 от 4 августа 2000 года). Среди этих технологий есть решения по IP-телефонии, прикладное ПО для Интернета, разработки по оптическим и беспроводным сетям.

Принцип кирпича

Концентрация на трех основных направлениях - не единственная новация в стратегии 3Com. Компания также изменила свою бизнес-философию. Президент и СОО компании Брюс Клейфлин говорит, что теперь 3Com будет уделять больше внимания брэндингу и конечным пользователям. "В результате преобразований 3Com станет в большей степени ориентироваться на потребителей", - говорит Клейфлин.

Другие шаги, направленные на изменение стратегии 3Com, озвучил председатель совета директоров и исполнительный директор компании Эрик Бенаму. На конференции "Европейский круглый стол по технологиям", прошедшей в октябре этого года в Праге, он заявил: "Сегодня сетевая индустрия столкнулась с внутренним противоречием. При высоком спросе на решения связи с богатыми функциональными возможностями существует огромная потребность в "простых" технологиях, которые могли бы легко эксплуатироваться конечными пользователями".

По словам Бенаму, отныне философия 3Com будет заключаться в максимальной простоте разрабатываемых решений: компания концентрирует усилия на решениях, которые легко купить, установить, обслужить и модернизировать. Виталий Фридлянд сравнил это с принципом конструктора LEGO: сеть выстраивается по кирпичику. При этом пользователь не обязан знать, как устроены сами "кирпичики".

Владимир Смирнов считает такую идею правильной: для заказчика важна простота в управлении. Однако, считает Смирнов, сетевое оборудование должны устанавливать и обслуживать специалисты. Простыми могут быть отдельные сегменты, но для построения, поддержки и развития сети требуется участие профессионалов.

Rossia eto ne zagranitsa

На российском рынке маркетинговые перемены 3Com видны не столь заметно. Во-первых, в России брэнды Cisco, 3Com, Nortel прочно "засели" в сознании потребителей, и спрос на продукцию этих компаний устойчив. Во-вторых, с точки зрения западных производителей сетевого оборудования, в России практически все компании относятся к категории малого и среднего бизнеса. В России есть не более 20 компаний, у которых в одном здании имеются более 500 компьютерных рабочих мест. А распределенных сетей у нас практически нет. Поэтому об уходе 3Сom с российского корпоративного рынка говорить не приходится: крупные отечественные компании вполне вписываются в стандарты американского среднего бизнеса (напомним, что сектор среднего бизнеса компания покидать не собиралась).

В 2000 году продажи российского отделения 3Com росли. Фридлянд объясняет это общим ростом экономики страны, принципиальной политикой развития партнерской сети и гибкой ценовой политикой компании. По его мнению, в России обнаружилась еще одна интересная тенденция: если раньше главным ограничением и критерием при выборе оборудования была его стоимость, то теперь клиенты интересуются, сможет ли это оборудование полностью удовлетворить все их нужды. "Это хорошая тенденция, мы движемся к цивилизованному рынку", - заключает Фридлянд.

Еще по теме