Top.Mail.Ru
архив

Кухарки на бирже

Падение Nasdaqвызывает идеологический кризис в сознании американских фермеров и домохозяек. Но горевать частным инвесторам придется недолго. Человечество не сможет обойтись без информационных технологий, и на смену «новой экономике» придет «самая новая».

 

СПРАВКА

Новая метла метет по-новому

 «Новая экономика» ведет отсчет своей истории с 90-х годов. Специалисты называют несколько факторов, способствовавших ее возникновению:

– наличие свободных средств у населения развитых стран;

– мобильность капитала (в том числе и частного), обусловленная применением банковских карточек;

– либерализация рынков;

– унификация стандартов;

– сокращение сроков внедрения новых изделий и технологий.

 

Как считает вице-президент инвестиционной группы «Русские фонды» Михаил Ханов, скачкообразный рост производства в конце ХХ века в первую очередь вызван тем, что перед людьми открылись новые возможности. Начала формироваться среда, которая еще недавно существовала лишь в воображении писателей-фантастов. В результате общество «выдало» неограниченный кредит доверия новым технологиям.

Главная составляющая «новой экономики» – информационные технологии (IT) . Они позволяют улучшить коммуникации, с максимальной точностью учитывать потребности клиента и тем самым значительно ускоряют работу рынка. IT дают возможность снизить транзакционные издержки и остатки на складах, уменьшая тем самым размеры капитала, омертвленного в излишках товара на складах, избыточных производственных мощностях, запасах сырья. Уменьшается и необходимость в поддержании капитала, который нужен «на непредвиденные случаи». По оценкам Morgan Stanley Dean Witter, применение Интернет-технологий в бизнесе позволяет компаниям снизить накладные расходы на 15 – 50%.

Значительные перемены в способах приобретения товаров и услуг наиболее наглядно проявляются в создании новых виртуальных торговых площадок. Электронные биржи организуются для торговли стандартизированным товаром, который производится одной определенной отраслью. Такие площадки открываются крупными компаниями, действующими на автомобильном, нефтехимическом, энергетическом рынках. Так, Ford и GM, оставаясь конкурентами в традиционной экономике, на виртуальном рынке действуют сообща, организуя совместную торговлю. В настоящее время разрабатывается проект под названием Covisint, который позволит различным автомобильным фирмам заказывать и покупать в Сети комплектующие. Ожидается, что оборот такого портала составит $500 млрд в год.

Вообще Интернет проникает во все новые и новые сегменты рынка. Даже такой «деликатный» товар, как бриллианты, еще недавно требовавший обязательного присутствия покупателя в момент сделки, сегодня можно купить (и, естественно, продать), пользуясь Интернетом. Для этого компания Diamonds и несколько ведущих израильских алмазных экспортеров создали новую систему, позволяющую исследовать бриллиант с помощью трехмерной компьютерной графики. «Клиент как будто держит бриллиант в руках», – говорит о программе глава компании Diamonds Игель Хаусман.

Стремительно растет и число виртуальных площадок, торгующих акциями (фондовые биржи). Акции теперь можно покупать и продавать самому, «играя» при этом не только на разности курсов, но и на разности во времени, максимально используя временной лаг работы бирж. «Демократизация инвестиционного бизнеса» привела к двум последствиям: во-первых, на фондовый рынок устремились значительные средства; во-вторых, появилось большое число непрофессиональных «игроков», во многом определивших настроение и поведение рынка.

 

Доверчивые дилетанты

К концу ХХ века компьютер стал атрибутом не только офиса, но и дома. Частные инвесторы поверили в то, что цифровые технологии будут активно развиваться и охватывать все новые сферы человеческой деятельности. Более того, инвесторы решили принять участие в ожидаемых прибылях IT-компаний. Действительно, дальнейшее развитие, например, автомобильной промышленности имеет свой предел: в развитых странах все, кто хотел, автомобили уже приобрели. Новые автомобили оказываются востребованными рынком только по мере выбывания старых. Аналогичная ситуация и в других секторах рынка. В таких условиях оснований для резкого увеличения прибыли нет. А значит, в «старой экономике» нет и стремительного роста стоимости акций.

Компании же, занятые IT-бизнесом, имеют большой потенциал для развития, и их перспективность дает инвесторам надежду на получение более высокой прибыли. Естественно, что многие свободные денежные средства направлялись на приобретение акций компаний hi-tech. Рост курсовой стоимости этих компаний был предопределен надеждами инвесторов. А Интернет позволил вовлечь частных инвесторов непосредственно в инвестиционный процесс. Многие частные инвесторы сами выбирают перспективные, на их взгляд, компании, ожидая от самых модных направлений бизнеса сверхвысоких прибылей.

Следствием таких ожиданий стал еще более стремительный рост цен на акции IT-компаний. Например, капитализация компании Microsoft до прошлогоднего апрельского падения NASDAQпревышала $600 млрд при годовом объеме продаж $16 млрд.

Не последнюю роль в росте капитализации IT-компаний сыграла пресса. Интерес к IT-компаниям у населения искусственно подогревался через СМИ самими участниками рынка. Инвесторы-дилетанты легко поддавались влиянию средств массовой информации.

Один из принципиальных показателей, используемых для оценки акций, – отношение рыночной цены компании к обороту компании Price to Sale (P/S). При этом считается, что реальная прибыль, полученная компанией, составляет 10 – 20% от объема продаж. Эта прибыль может либо направляться на выплату дивидендов акционерам, либо вкладываться в развитие производства, что повышает стоимость акций. В «традиционной экономике» P/S составляет от 0,5 до 2,0. Капитализация фирм, работающих с информацией (СМИ и т.д.), превосходит их годовой объем продаж примерно в пять раз. У компаний же «новой экономики» все по-другому. Например, показатель P/Sкомпании Microsoft в конце 1999 года составил 37,5. В этот период доход на акцию Microsoft составлял $0,38 при рыночной стоимости акции более $100. В течение 1999-го и в начале 2000 года стоимость акций IT-компаний непрерывно росла, а прибыль не увеличивалась. Потенциальный доход акционеров тоже увеличивался, но реальной прибыли они не получали. Рост капитализации компаний не было связано с расширением производственных мощностей и объемов продаж. Это был чисто спекулятивный рост стоимости акций.

Такие специфичные показатели порождали на рынке противоречивые настроения. С одной стороны, существовали опасения, что рынок рухнет и его обвал приведет к потере денег инвесторов. С другой стороны, пока обвал не случился, рынок позволял получать реальную прибыль. Для этого нужно было вовремя купить растущие в цене акции и вовремя их продать. В результате такой игры на повышение капитализация компаний возрастает, но одновременно растет и вероятность того, что обвал рынка будет более масштабным.

Акционерный капитал IT-компаний имеет свои особенности. Значительной частью акций фирм владеют «хозяева – основатели – ведущие менеджеры» (все в одном лице) этих компаний. Так, Биллу Гейтсу принадлежит 740,9 млн акций Microsoft, что составляет почти 20% акций компании. Значительными пакетами акций владеют и другие ведущие менеджеры – такие, как нынешний глава компании Стив Болмер. И только относительно небольшая часть акций находится в руках «внешних» акционеров. Именно эти акции и обращаются на фондовом рынке.

Совершенно иная ситуация с акциями компаний «традиционной экономики»: основная их часть находится у частных акционеров, банков и других компаний. И практически все они обращаются (или могут обращаться) на фондовом рынке. Так, у GM несколько миллионов акционеров, в том числе тысячи юридических лиц. Естественно, что максимальный размер пакета акций, которым владеет один акционер, составляет единицы процентов. Трудно представить себе, что все эти акционеры могут сразу попытаться продать свои акции. Кроме того, существенную часть дохода по акциям «традиционных» компаний акционеры получают в виде дивидендов, и потому у них нет необходимости получать максимальный доход за счет роста курсовой стоимости акций. Иными словами, эти акционеры не стремятся избавиться от акций при малейшей тенденции к снижению их стоимости. Поэтому индекс DJIA значительно устойчивее, нежели индекс NASDAQ.

13 марта 2000 года значение индекса NASDAQ достигло своего наивысшего значения – 5132. С середины марта началось падение акций высокотехнологичных компаний. А когда американский суд признал Microsoft нарушителем антимонопольного законодательства, начался настоящий обвал NASDAQ(см. график). Дальнейшие колебания значения индекса отражают нервозность инвесторов и их неуверенность в завтрашнем дне сектора Hi-tech (см. «Ко» № 15 (111) от 24 апреля 2000 года).

Кризис разделил IT-компании на две категории, которые можно назвать «виртуальной» и «реальной». Те, кто создавал онлайновые магазины и биржи, новостные и справочные сайты и не получал реальной прибыли, стали беднее в несколько раз, а то и вовсе обанкротились. (Относительно легко отделались лишь явные лидеры этого бизнеса, будущее которых – даже при резком сжатии рынка – не вызывает сомнений у инвесторов.)

Вторую категорию составили компании – производители компьютерного и сетевого оборудования, а также программного обеспечения, чьи акции снизились в цене, но не рухнули. Иными словами, компании разделились на тех, кто действительно строит и разрабатывает Internet, и на спекулянтов.

 

Пейзаж после битвы

Падение NASDAQотнюдь не означает, что человечество прощается с перспективами, открывшимися ему в конце ХХ века. Сектор высоких технологий в мировой экономике подешевел, но не перестал развиваться.

Более того, IT-компании постепенно осваивают соседние сегменты рынка. Одна из самых заметных тенденций – выход IT-компаний на рынок консалтинговых услуг. В августе 1999 года почти одновременно совершили свои покупки Cisco Systems и Lucent Technologies. Первая в обмен на 19,9% акций KPMG Consulting инвестировала в эту компанию свыше $1 млрд. Вторая выложила $3,7 млрд за американскую International Network Services Inc. (INS), обслуживающую сети передачи данных и оказывающую консалтинговые услуги в этой области. В мае 2000 года французский системный интегратор Cap Gemini приобрел консалтинговое отделение Ernst & Young. Несколько раньше собственные консалтинговые подразделения создали у себя IBM и Sun Microsystems. Поглотивкомпанию Digital Equipment Corp. (DEC), корпорация Compaq получила – среди прочих подразделений – и огромную консалтинговую сеть, действующую по всему миру.

Компания Hewlett-Packard (НР) – второй после IBM по оборотам производитель IT-техники, программ и услуг – ведет переговоры о приобретении консалтингового отделения аудиторской фирмы PricewaterhouseCoopers (PwC). Предполагаемая сделка оценивается в $18 млрд. По словам представителей HP, эта покупка увеличит общий оборот компании на 15%. На приобретение этого подразделения претендуют и другие компании, в том числе Microsoft.

Хотя переговоры между HP и PwC не закончены, многие уже строят прогнозы о том, кто будет следующим в очереди на покупку консалтинговых фирм. Чаще всего называют Dell Computers – последнюю из крупных IT-компаний, не имеющую своего консультационного подразделения.

Привлекательность консалтинговых компаний состоит в том, что этот сектор рынка быстро растет. Обороты здесь увеличиваются на 70 – 130% за квартал, и, по данным Dataquest, объем этого рынок к 2002 году достигнет отметки в $153 млрд.

IT-компании ставят перед своими консалтинговыми подразделениями двуединую задачу: во-первых, объяснить компаниям «старой экономики», как оптимизировать бизнес за счет применения новых и новейших информационных технологий; во-вторых, нацелить «собственные» фирмы на создание продуктов и услуг, максимально отвечающих интересам различных областей бизнеса.

Очевидно, что еще 10 –15 лет именно информационные технологии будут оказывать наибольшее влияние на различные стороны жизни и бизнеса. И потому продукция IT-бизнеса будет востребована. По данным IDC,  в 2001 году затраты на информационные технологии превысят $1 трлн, из них $70 млрд составит доля Азиатско-Тихоокеанского региона (не считая Японию). Такой рост будет вызван развитием электронного бизнеса. Инвестиции в информационные технологии и в Интернет-коммерцию превысят $500 млрд, а в беспроводную Интернет-коммерцию – $1 млрд.

Эксперты считают, что наиболее быстро будут расти несколько секторов: мобильная связь (в том числе с доступом к глобальным и локальным информационным сетям); системы для отдыха и развлечений; системы, условно называемые «интеллектуальный дом» (автоматизация и управление домашними системами), а также конвергенция компьютеров и различных устройств и приборов.

Будущее других секторов рисуется весьма смутным. Например, есть сомнения в том, что сектор Интернет-магазинов будет развиваться столь же быстро, как сектор мобильной связи. Впрочем, эксперты могут и ошибаться.

Идеи в IT-бизнесе реализуются очень оперативно. К примеру, до недавнего времени было принято считать, что одежду нельзя продавать через Интернет, поскольку она требует примерки. Однако компания Image Twin сконструировала трехмерный сканер, позволяющий за 12 секунд определить все параметры человека, необходимые для заказа одежды. Клиент может получить результаты расчетов в виде файла. Либо может отправить данные на один из серверов Сети. В течение 2001 года компания планирует установить до 50 сканеров (выполненных в виде киосков) в крупных универмагах Нью-Йорка. Получив данные сканирования, можно заказывать одежду через Интернет, не боясь получить неподходящую по размерам вещь.

Одним словом, потребность человечества в IT не исчерпана. Более того, эта потребность в обозримом будущем только увеличится. Но капитализация IT-компаний будет все больше определяться их реальной прибылью, а не абстрактными ожиданиями сверхвысоких доходов.

И едва ли компании «новой экономики» будут более прибыльными, чем компании «старой экономики». То, что происходит на наших глазах, – это коррекция стоимости компаний «новой экономики». Наверное, наступает период, когда «новая экономика» начинает восприниматься как «старая», уступая место «самой новой», выжившей в условиях фондового кризиса и сумевшей доказать инвесторам и потребителям право на свое существование.

 

Перемена построения?

Начиная с  17 января NASDAQ растет неделю подряд. Как сообщило сетевое агентство Cnews, поводом для этого послужили хорошие новости от IBM. Результаты деятельности этой компании оказались лучше, чем предрекали аналитики, и превысили финансовые показатели ряда других hi-tech компаний – в частности, Check Point Software и сетевого аукциона eBay. Кроме того, на бирже появилась информация о том, что прибыли еще двух технологических лидеров – Sun Microsystems и Microsoft – окажутся не хуже прогнозировавшихся. Все это и привело к продолжению роста технологических акций, дав некоторым экспертам повод заявить, что худшие времена для технологического рынка позади и биржевой кризис миновал. Так, Брайен Финнерти из C.E. Unterberg Towbin считает, что результаты IBM являются ключевым индикатором для всей высокотехнологичной отрасли. Правда, не у всех компаний дела идут столь же хорошо, как у IBM: ранее Hewlett-Packard, Motorola и Lucent Technologies объявили о грядущем падении прибылей и продаж. Рост индекса 24 января эксперты связывают с информацией о возможном снижении Федеральной резервной системой учетной ставки.

Еще по теме