Top.Mail.Ru
архив

Музыкальное евровидение

Немец Томас Миддельхофф - главная надежда европейской музыкальной индустрии. Возглавляемый им медиа-холдинг Bertelsmannпытается создать под своей крышей крупнейший в мире рекорд-лейбл. В борьбе с американской AOLTimeWarnerи японской Sony Миддельхофф призывает в союзники британскую EMI и французскую Vivendi.

 

Год назад 47-летнего Томаса Миддельхоффа фактически «кинул» человек, которого он считал главным партнером. Стив Кейс, 43-летний создатель американской AOL, несколько последних лет был для главы Bertelsmann надеждой и опорой. Немец с американца только что пылинки не сдувал.

А ведь когда-то он сам был для Стива Кейса и его он-лайновой сервисной компании инвестором-кормильцем. В 1994 году, когда AOL была раз в сто меньше и у Кейса каждый десяток миллионов был на счету, немец, будучи еще в ранге главы департамента развития Bertelsmann, пробил решение купить 5% акций AOL за $50 млн. Те деньги американцу были очень кстати, потому что через год в его сектор рынка ворвалась великая и ужасная Microsoft, и выжить в Интернет-сервисе удалось только тем, кто успел хорошенько окопаться.

Да и в 1995 году не кто иной, как Миддельхофф, приобщил компанию Стива Кейса к европейской цивилизации, помогая ему создавать «дочку» - AOLEurope. Поэтому как только к концу 1999 года Стив Кейс поднялся, заполучил 20 миллионов клиентов и вошел во вторую сотню богатейших людей мира, Миддельхофф размечтался. Он посчитал, что будет как-то очень естественно объединить свою компанию с американской. По принципу «деньги, провода и клиенты ваши - идеи (то есть контент) наш».

С точки зрения вечности это было бы справедливо: умный немец пожинает плоды собственной прозорливости. Конкуренты из американской TimeWarnerпри таком раскладе оказывались полными дураками: предлагали же тупицам еще в 1989 году целых 11% акций AOL! Не поверите - за какие-то жалкие пять миллионов долларов. Не взяли.

Но в этой жизни справедливости нет. Хитрый Стив Кейс несколько месяцев для отвода глаз действительно вел переговоры с Bertelsmann о слиянии. А в январе 2000 года вдруг огорошил его и весь мир сообщением об объединении с TimeWarner.

Неблагодарный Кейс. Чертов чемодан.

 

Сначала было Слово

Bertelsmann - крупнейший в Европе медиа-холдинг с оборотом в $16,5 млрд. Ему принадлежит сотня глянцевых журналов, включая Stern, Geoи Parents. Музыкальное подразделение холдинга, BMG, владеет правами на записи многих популярнейших музыкантов - среди них Уитни Хьюстон, Энни Леннокс, Эрос Рамазотти и рэппер Пафф Дэдди. Совместно с британской Pearson немцы управляют крупнейшей в Европе телевещательной структурой RTLGroup. Есть, наконец, в составе холдинга книжные издательства, крупнейшее из которых - RandomHouse. Именно Bertelsmann получает доходы от издания таких авторов, как Джон Гришэм, Джон Ирвинг, Тони Моррисон и Джон Апдайк. Правда, книжный бизнес германского холдинга вот уже несколько лет является убыточным.

Появился Bertelsmann на свет в 1835 году как небольшое книжное издательство. Свои первые деньги создатель компании протестант Карл Бертельсманн зарабатывал на выпуске христианской и учебной литературы. Затем он начал издавать две маленькие газеты. А через 15 лет принявший бразды правления сын учредителя Генрих Бертельсманн расширил ассортимент книгоиздания за счет художественной литературы, а также исторических, философских и лингвистических изданий.

Современная история компании началась в 1945 году в городке Гютерслоо, на руинах старого издательства, почти полностью разрушенного авиацией союзников. А в 60-е годы компания начала свое превращение из среднего по величине издательства в крупный медиа-холдинг. Рейнхард Моон, представитель пятого поколения семейства основателей Bertelsmann, запустил новаторскую по тем временам модель распространения книг - прямые продажи. При Мооне же в компании начал формироваться регулярный менеджмент и появился письменный свод фирменных управленческих принципов - «корпоративная конституция». Укрепив структуру головного офиса, Бертельсманн принялся открывать отделения в различных европейских странах.

В 1964 году компания начала вторжения в смежные сферы бизнеса. Первым делом была куплена кинокомпания Ufaс принадлежащей ей сетью кинотеатров. В 1969 году в состав холдинга вошло журнальное издательство Gruhner+Jahr (журналы Sternи Geo).

В середине 90-х началась история проникновения Bertelsmann в Интернет-бизнес. Самый грустный для немцев эпизод этой истории вы уже знаете.

 

В самом сердце Таймс-сквер

Томас Миддельхофф - немец с американской душой. «И что я не родился в силиконовой долине!»,- наигранно вздыхает он перед корреспондентом журнала BusinessWeek. Половину своего рабочего времени он так или иначе проводит в нью-йоркском офисе Bertelsmann, что расположен, как говорится, в самом сердце Таймс-сквер.

В бизнес Миддельхофф, правда, пришел не как американец, а как форменный русский - через научную карьеру. Закончив в конце 70-х Мюнстерский университет, Томас Миддельхофф устроился на работу здесь же, при университете - в НИИ маркетинга. Различие в том, что у нас в стране таких никогда не было.

После трех лет институтской работы Миддельхофф провел столько же времени в отцовской MiddelhoffGmbH. Официальные хроникеры не сообщают ничего о профиле этой фирмы. Известно только, что дальше должности менеджера по продажам маркетолог Томас там не продвинулся.

Наконец в 1986 году Миддельхоффа занесло в типографский бизнес. Стартовал он на должности младшего менеджера в MohndruckGraphisheBetriebe, да так удачно, что через год получил приглашение на пост управляющего директора небольшой компании Elsnerdruck. Затем он заведовал маленьким издательством Calendar.

Что было правильно во всех этих компаниях- расположены они были в Гютерслоо, базовом городе холдинга Bertelsmann. Боссы крупной корпорации издавна привыкли в случае необходимости совершать маленький победоносный хэд-хантинг в окрестных типографиях и издательствах. То есть переманивать оттуда наиболее толковых сотрудников. В 1990 году своего приглашения дождался и Миддельхофф. Он недолго отказывался от предложения стать членом совета промышленного департамента Bertelsmann.

Попав в холдинг, Миддельхофф не стал почивать на лаврах, а, напротив, повысил активность. Поверив в будущее информационных технологий (эта фраза уже стала избитой в биографиях удачливых менеджеров нового времени), Миддельхофф возобновил учебу. В школе бизнеса родного Мюнстерского университета он защитил диссертацию «Инструменты планирования в секторе информационных технологий».

Все было спланировано с использованием самых тонких инструментов. В 1994 году, когда специалисты по информационным технологиям в германском медиа-бизнесе ценились уже на вес золота, Миддельхофф стал главой департамента развития и членом совета директоров всей Bertelsmann. В этом качестве, за четыре года до своего назначения на пост CEO, немец и познакомился со Стивом Кейсом.

 

Ломаный Феннинг

Но вернемся к началу 2000 года. Кейс договорился о слиянии с TimeWarner. Миддельхофф и Bertelsmann побоку. Через несколько месяцев германский медиа-холдинг ждала новая напасть.

Эту историю мы уже описывали. Шустрый американский подросток Шон Феннинг придумал штуку, которая грозила оставить у разбитого корыта весь звукозаписывающий бизнес. А это весомая часть доходов Bertelsmann. Как и других четырех акул рекорд-индустрии - Sony, Universal, EMI и ненавистной немцу Warner.

Штучка, изобретенная Феннингом, называется peer-to-peer. С помощью созданной юным гением компьютерной программы все желающие могут бесплатно обмениваться через Интернет музыкальными файлами формата MP3, вместо того чтобы покупать те же самые записи в магазинах, прилавки которых заботливо заполняют дяди из пяти рекорд-компаний.

Почти 40 миллионов молодых человек во всем мире стали подписчиками Napster - компании 19-летнего Шона Феннинга. Рекорд-мейджорам оставался один выход- стереть Napstercлица земли. Большие музыкальные боссы начали этот процесс через суд и возможно очень скоро довели бы его до желаемого конца. Пятеро гигантов сколотили специальную коалицию и скинулись на PR и судебные расходы.

Но в октябре 2000 года мировые информагентства вдруг распространили сенсационную новость: Bertelsmann и Napsterстали стратегическими партнерами. Ай да Миддельхофф, ай да сукин сын! Все-таки кое-чему он научился у Стива Кейса.

В тайные переговоры с Феннингом он вступил в сентябре. Буквально за месяц Интернет-юноша и его контора были куплены с потрохами. Причем за смешные для медиа-концерна деньги.

Конечно же, официально об этом было объявлено в Нью-Йорке, под боком у штаб-квартиры ненавистной TimeWarner. На историческую для себя пресс-конференцию новоявленные партнеры добирались каждый своим привычным способом. Миддельхофф приехал к дорогому отелю EssexHouse в длинном черном лимузине. Феннинг притащился туда на такси - либо у него пока вообще нет автомобиля, либо это такая тачка, которую он постеснялся демонстрировать немцу. У дверей отеля партнеры обнялись, и Миддельхофф не удержался от соблазна отечески потрепать юношу по коротко остриженной голове.

Через полчаса главы Bertelsmann и Napsterобъявляли журналистам условия сделки. Немцы бросают американцам с барского плеча $50 млн, оформленные как кредит под залог акций Интернет-компании. Характерная сумма. Именно столько Миддельхофф когда-то вкладывал в вероломного Стива Кейса.

Стороны договорились, что на эти деньги Шон Феннинг покупает лиму... создает технологию платной загрузки музыкальных файлов для своих клиентов. Как только технология будет готова - Bertelsmann дает Napster право доступа к своей фонотеке. А до этого момента немцы дают американцам «крышу» - лоббистско-юридическую защиту от конкурентов, желающих прикрыть Интернет-лавочку.

Объявляя о сделке, Миддельхофф не пытался казаться скромнее, чем он есть. «Мы нашли второй AOL», - объяснил он американским журналистам.

 

Мстить, так с музыкой

Для окончательного утверждения мирового господства в музыкальном бизнесе главе Bertelsmann осталось решить еще одну проблему. Фонотека его BMG слишком мала по сравнению с запасами аудиозаписей Sonyи TimeWarner.

Решаемая проблема. Сравнительно недалеко от Германии, в туманном Лондоне работает гордая компания EMI, имеющая лучшую фонотеку в мире. Продаваться заокеанским гигантам британцы категорически не соглашаются.

В ноябре Миддельхофф начал обхаживать боссов EMI. Говорят, что в переговорах с ними он упирает на европейскую идею. Первые три месяца переговоров не дали результата. Британцы хоть и соседи, но живут на острове. Объединение Европы их пока мало колышет.

Если все же глава Bertelsmann дожмет EMI, можно будет думать и о тройственном евроаудиосоюзе. Есть у Томаса Миддельхоффа французский приятель Жан-Мари Мессье, руководитель группы VivendiUniversal. Звукозаписывающий бизнес Universal он в прошлом году выкупил у канадской Seagram. А Миддельхофф - член совета директоров Vivendi.

Конечно же, конкуренты не будут просто смотреть на евроэкспансию Bertelsmann. AOLTimeWarnerуже заявила о намерении в ближайшие месяцы создать свою платную систему прослушивания музыки через Интернет.

Sony, правда, на этом фронте будет трудно угнаться за конкурентами. Но японцы могут совершить ассиметричный ответ - например, создать какое-нибудь принципиально новое устройство прослушивания аудиозаписей для клиентов Napsterи AOLTimeWarner. В конце концов, такую штуку как аудиоплейер когда-то придумали именно в Sony.

Еще по теме