Top.Mail.Ru
архив

Кухонная революция

05.09.201600:00

В августе 2016 г. часть мира отметила 25-летие Интернета: как в случае со многими значительными событиями летоисчисление Сети разнится. 

Так, приходящийся на 26 августа The Internaut (Internet + Nautilus) day считается стартом массовой навигации по Всемирной паутине. Вряд ли изобретатель Интернета британский ученый Тим Бернерс-Ли, предполагал, что новшество приведет к настоящей революции. Начиналось все с Интернета информации, потом наступил Интернет людей (появились соцсети), и, наконец, стартовала эра Интернета вещей (IoT). По прогнозам директора по маркетингу компании «Google Россия» Дмитрия Кузнецова, в 2020 г. число пользователей Интернета в мире достигнет отметки 5 млрд человек. При этом количество подключенных к Сети устройств к тому же времени увеличится еще сильнее: ожидается, что интернет-прописку получат 6 млрд сотовых телефонов, 2,5 млрд телевизоров, а еще пылесосы, кофемашины, утюги, электрочайники... Суммарно, по оценкам Gartner, 25 млрд гаджетов. У Ericsson прогноз вдвое более смелый – до 50 млрд устройств. И все они смогут собирать данные, а часть из них сможет данные анализировать. 

С развитием технологий в домохозяйствах началась своя революция, и ее результаты сегодня может заметить каждый. Например, выпить чашечку кофе, сваренную умной кофемашиной Saeco HD 8969 GranBaristo Avanti. (стоимость 170 000 руб, а преимущество – в дистанционном управлении). Или оставить видеосообщение другим членам семьи на панели умного холодильника Samsung Family Hub, который к тому же фотографирует содержимое при каждом закрытии дверей и позволяет дистанционно контролировать количество и сроки хранения продуктов (стоит такой холодильник около $6000, но в России пока не продается). Или пообщаться с чайником Redmond SkyKettle M170S, который одновременно с сигналом будильника на смартфоне предложит удаленно подогреть воду до нужной температуры.

Широкой публике были представлены беспроводные пылесосы, которые идут точно вслед за хозяином, ориентируясь на него или следы, оставленные специальными тапочками, ультрафиолетовый санитайзер, который следит за чистотой на столе. Идеи неочевидные с точки зрения большого коммерческого успеха. Однако, может быть, только на первый взгляд. «Умная» кнопка Dash Button от интернет-гиганта Amazon тоже получила много скептических оценок весной 2015 г. Сейчас кнопка, брендированная производителями стирального порошка или собачьего корма, тех вещей, которые имеют обыкновение кончаться невовремя, позволяет в одно нажатие соединиться с аккаунтом пользователя на Amazon и заказать товар. Сейчас с итернет-ритейлером сотрудничает 150 брендов, а количество заказов выросло на 70%.


Гонка гигантов

Все производители бытовой техники постепенно переключаются на «умные» приборы. Вести хозяйство с их использованием к 2019 г., по оценкам Strategy Analitics, будут 220 млн семей. Если в 2015 г. рынок «умных» устройств умещался в $47 млрд, то в ближайшие три года его объем может увеличиться втрое. Каждый пятый американец покупает ежегодно хотя бы один «умный» девайс для дома. В России все пока гораздо скромнее. И дело не столько в традиционном страхе перед новым (он присущ всем жителям Земли, а не только россиянам), сколько в покупательной способности населения. По данным компании Nielsen, 76% россиян активно начали экономить, а первый квартал 2016 г. стал худшим по показателям индекса покупательского доверия за 11 лет измерений. Кроме того, вопрос повсеместного доступа к широкополосному Интернету так и остается открытым. 

Самыми востребованными товарами среди наших покупателей, по оценкам российских ритейлеров, остаются носимая электроника, которая помогает следить за здоровьем, например, фитнес-трекеры, а также роботы-уборщики (самостоятельные пылесосы или мойщики окон). Из российских производителей «умную» линейку представил пока только Redmond – чайник, мультиварка, весы, кофеварка, термопот, обогреватель, воздухоочиститель, вентилятор, увлажнитель, утюг, фитнес-весы и другие приборы, которыми можно управлять со смартфона. 

Мировые производители «умной» бытовой техники ориентируются на европейский, американский и азиатский рынки. Каждый предлагает свои решения, и продвинутые дома превращаются в технологический парк, где собрано множество гаджетов, но уживаются они плохо. Именно поэтому крупнейшие IT-компании заняты разработкой универсальных платформ для взаимодействия человека с техникой и устройств между собой. Так, в гонку включились Google (компания скупает перспективные стартапы в этой отрасли, разрабатывает платформу Fuksia, которая по аналогии с Android дешевизной и широким распространением может привлечь большинство производителей техники и пользователей), Apple (делает ставку на собственную платформу HomeKit) и Samsung, который уверен, что к 2020 году сможет «вправить» мозги любой бытовой технике (для чего продвигает платформу SmartHome на базе ОС Tizen). 

Еще одним драйвером этого рынка является большое количество стартапов: в перспективную нишу устремляются небольшие и активные игроки. По данным IoT Analytics, на 2015 г. стартапы, связанные с «умной» техникой, привлекли около $3 млрд инвестиций. Известно, например, о планах по созданию холодильников, которые будут распознавать содержимое с помощью нейронных сетей, в технопарке «Жигулевская долина», но новостей о практической реализации из Тольятти пока не приходило. 

 

Шпионские страсти

Производителям «умной» техники и ПО для нее предстоит решить несколько принципиальных вопросов: научить гаджеты дружить и сделать управление всем парком устройств максимально удобным и простым. Порядок в «умном» доме можно навести с помощью единой экосистемы – ее разработка в самом разгаре. Подключенные к Интернету устройства могут являться источником утечки данных. Сейчас степень защиты бытовой техники невелика: за видеокамерами можно подглядывать, электронные замки отключать, в руках хакера могут оказаться ваша мультиварка или холодильник...

На сайте Motherboard в начале августа была опубликована история, как исследователи безопасности использовали лазейку в системе бытового термостата и установили через нее вредоносное программное обеспечение. Это позволило им изменять температуру устройства, поднимая ее до максимальной или опуская до минимальной. Чтобы остановить переохлаждение или перегрев техники, жертве необходимо было перевести на счет взломщиков определенную сумму, которая выводилась на дисплей термостата. В ловушку преступников, таким образом, могут попасть многие пользователи «умной» бытовой техники. Кроме того, не исключен сценарий пострашнее, когда злоумышленники могут «заразить» другие машины по сети оператора и создать ботнет (автономную роботизированную сеть) из сотен тысяч машин с удаленным управлением. В конце декабря 2013 г. сообщалось о ботнет-атаке в которой участовало 100 000 устройств, включая роутеры, мультимедиа-центры, телевизоры и как минимум один холодильник. Это был первый случай массовой спам-атаки с помощью «умной» бытовой техникой. Чтобы избежать этого, и производителям, и пользователям еще предстоит сместить акценты и перестать относиться к продвинутой стиральной машине, как к устройству, стирающему белье.