Top.Mail.Ru
архив

«Квантовые» механики

Зеленоградский завод «Квант» – колыбель российской компьютерной отрасли – перешел под управление АФК «Система», которая смогла вытеснить с предприятия прежнее руководство, представлявшее интересы крупного российского сборщика компьютеров – фирмы «ИВК». В этой истории примечательно то, что нынешние враги, схлестнувшиеся в борьбе за «Квант», когда-то работали в одной команде.

При помощи судебных приставов «Система» сменила в этом месяце руководство «Кванта», а «ИВК» через несколько дней попыталась с помощью силовых методов вернуться на предприятие, но потерпела неудачу. Ей не удалось второй раз повторить августовский прорыв, когда она «выбила» с «Кванта» представителей «Системы» буквально через неделю после того, как те утвердились на заводе благодаря поддержке все тех же судебных приставов.

АФК «Система» и «ИВК» стали акционерами «Кванта» сразу после его приватизации в 1995-м. К тому времени «ИВК» уже собирала на заводе компьютерную технику под своим именем и даже предполагала со временем освоить производство всех комплектующих и выпустить «полностью российский компьютер».

У истоков кооператива «ИВК», учрежденного в конце 1980-х выпускниками МВТУ им. Баумана, стоял Евгений Новицкий, сегодня – президент АФК «Система». В начале девяностых он сам руководил выпуском отечественных ПК, а затем сборкой компьютеров IBM на «Кванте». В 1995 году Новицкий перешел в АФК «Система».

«ИВК» тогда представлял собою довольно рыхлый холдинг, внутри которого было несколько торговых компаний, банк, конструкторское бюро. Кроме того, у «ИВК» были программы по созданию собственных систем спутниковой связи и строительству завода пластиковых карточек. Постепенно компании обосабливались, и во главе «ИВК», к которому отошли информационные проекты холдинга, встали Сергей Кабаев и Григорий Сизоненко, некогда вместе учившиеся в «бауманке». После приватизации «Кванта» Кабаев стал его генеральным директором, а Сизоненко – генеральным директором «ИВК». По словам нынешнего технического директора «ИВК» Валерия Андреева, к 1997 году холдинг «ИВК» выкупил контрольный пакет акций завода из прибыли, полученной от сорокамиллионного контракта на поставку компьютеров Налоговой службе. В свою очередь, заместитель руководителя департамента АФК «Система» по корпоративной реструктуризации Родион Улыбин утверждает, что контрольный пакет принадлежал к тому времени его компании.

Как бы там ни было, «Квант» собирал компьютеры под маркой «ИВК», а полученный от их реализации доход распределялся между заводом и компанией Сизоненко. Однако к 1999 году ситуация изменилась таким образом, что директор «Кванта» Сергей Кабаев должен был сделать выбор между двумя мощными акционерами – «Системой» и «ИВК». Он отдал предпочтение «Системе». У «ИВК» начались серьезные проблемы. Сизоненко принял решение отстранить Кабаева от управления заводом, и в феврале 2001 года прошло собрание акционеров, на котором новым директором был избран Владимир Чепко. «Система» не признала законности этого собрания и подготовила соответствующие судебные решения. Далее все шло по традиционной схеме: суды, параллельные акционерные собрания, отменяющие решения друг друга. В 2002 году противостояние переросло в силовой конфликт, который стал следствием того, что интересы каждого из однокурсников не были вовремя юридически оформлены.

«Системе» завод «Квант» необходим для создания единого технологического центра по производству компьютерной техники и бытовой электроники. Бизнес-план этого проекта разрабатывался совместно с компанией McKinsey & Co. Валерий Андреев из «ИВК» полагает, что «Система», воспользовавшись моментом, объединит «Квант» со своим заводом «Элакс», на котором запускается производство телевизоров Sitronics, и «размоет пакет акций «ИВК» в новом АО до 10 – 15%».

На заводе «Квант» помимо компьютеров «ИВК» собирались ПК Fujitsu-Siemens, R&K, «Эксимер». Владимир Колин, руководитель отдела маркетинга Fujitsu-Siemens, считает, что конфликт между собственниками не затронет интересов его компании. А генеральный директор «Эксимер ДМ» Руслан Чухнов говорит, что еще после августовского противостояния они стали сокращать складские запасы комплектующих, а позже перенесли сборку компьютеров на другие мощности. Подальше от конфликта.

Еще по теме