Top.Mail.Ru
архив

Летайте самолетами

СЛУЧИЛОСЬ весьма знаменательное событие. EADS (Европейский авиакосмический консорциум, который объединяет крупнейших производителей Европы) сделал предложение России. Впервые нам предлагают загрузить высокотехнологичную отрасль промышленности и пустить Россию на свой рынок. EADS, в свою очередь, тоже впервые отдает на сторону кусок из уже выделенного финансирования. То есть те рабочие места, которые могли быть созданы в Европе, предлагается создать в России. Что означает это предложение для России? Прежде всего то, что в Европе, наконец, оценили изменение экономико-политической системы в России. Что я имею в виду? Вот когда какая-нибудь крайне «обсевочная» страна покупает самолеты, она обычно проводит конкурс по офсету (то есть рассматривает программы, предусматривающие инвестирование тех денег, которые будут заплачены внутри страны). Россия, когда покупала самолеты – те же самые «Боинги», – вместо офсетов предлагала снятие таможенных пошлин. Это называется офсет по-русски. Это абсолютно коррупционная штука. Надо сказать, что французы привезли нам эту же свинью в кармане. Но я надеюсь, что они все-таки убедились в том, что их номер не пройдет. И поэтому нам делают предложение совершенно другого формата. Жизнь заставляет делать такое предложение по двум причинам. Во-первых, из-за конкуренции с «Боингом». Россия все-таки обладает уникальной авиационной школой, и сотрудничать с ней нужно. Не исключено, что и «Боинг» в недалеком будущем тоже сделает такое предложение России. Пока же то, что он предлагает – не хотел бы никого обидеть – носит субкриминальный характер. С другой стороны, очевидно, что Россию ожидает неизбежное обновление всего парка нашей гражданской авиации. Он весь сдох. Катастрофа под Иркутском – лишнее тому подтверждение. К тому же и Европе, и Америке в ближайшее время грозит – в той или иной степени – депрессия. А рынок в 1000 самолетов на дороге не валяется. Поскольку страна большая и летать все равно надо, самолеты будут нужны. Конечно, хотелось бы, чтобы это были отечественные самолеты. Тем более что они есть. Единственный минус – их невозможно производить, потому что до сих пор у нас нет ни одной мало-мальски приличной лизинговой схемы. То, что большинство российских авиакомпаний работают на износ, давно стало расхожим местом. Но приобретать новые самолеты они не могут. В принципе суть предложений EADS в том, что они хотят видеть Россию составной частью консорциума. Во всяком случае, они предполагают, что нам может достаться около 7% участия. Мы, конечно, можем обидеться, сказав, что это мало. Но надо учитывать, что на консорциум работают до 90 заводов в разных странах, и при таких объемах 7% продаж – это $16 млрд оборота за десять лет. А это уже не мало. То предложение, которое сделано сейчас, мягко говоря, скромное. В гражданской авиации, например, российские предприятия предполагается вовлечь в производство панелей, рам и секций для самолетов А320, А330/340, А380. В военном авиастроении – от производства шасси и узлов подвески двигателя для транспортного самолета А400М до совместной разработки среднего транспортного вертолета Ми-38. Кстати, о транспортном самолете А400М. Мы им толкаем Ан-70, который летает гораздо лучше, у нас уникальная техническая разработка, а они нам предлагают свой. Все это говорит о том, что предложение, конечно, интересное, но есть некоторые проблемы. Например, совместная модернизация МиГ-29 и Су-22. Интересно, а почему они не предлагают нам совместную модернизацию «Миражей»? Хорошее предложение по поводу вертолетов. Но это они нам предлагают потому, что сами делать тяжелые вертолеты совершенно не умеют. Что все-таки важно: единая Европа объединила свои усилия в области космоса. Она хочет видеть нас частью EADS. Но будь мы частью Европы, мы имели бы свой самолет. А так получается, что делаем чужой самолет. Хотя, на первый взгляд, ничего страшного не происходит. Нам дают заказ. Почему бы его не выполнить? Здесь, правда, надо отметить, что подобные заказы имеются у многих наших предприятий без всяких межгосударственных соглашений. Но, если говорить об идеологии предложения EADS, то цена вопроса – отказ от собственного гражданского авиастроения. Это может устроить Россию лишь в том случае, если будет адекватно интегрирована наша конструкторская школа. Надо отметить, что серийное производство никогда не было сильной стороной российского авиастроения. Мы всегда могли гордиться уникальной инженерной школой, которая позволяла воплощать в жизнь оригинальные решения, компенсировавшие известные недостатки серийного производства. В общем, если в пакете предложений не лежат 40 «Эйрбасов» без таможенных пошлин, если это не советский «заказ к празднику», то инициативу EADS можно только приветствовать. Они нам предлагают «инвестиции в российскую аэрокосмическую промышленность с ожидаемым оборотом в 2,1 млрд евро в течение десяти лет». Вот это никоим образом не мешает отечественному авиастроению.

Еще по теме