Top.Mail.Ru
архив

M&A под санкциями

Сложности с привлечением заемного финансирования, вызванные санкциями со стороны Запада, заставляют многие компании не просто пересматривать подход к оценке рисков бизнеса, а вовсе сворачивать деятельность. 

Конечно, когда у компании есть качественный портфель клиентов, банкротить бизнес нет никакого смысла, проще продать его кому-то из более крупных игроков или тому, кто имеет доступ к дешевому и долгосрочному фондированию. "Да, мы наблюдаем рост подобной активности (сделок M&A. - Прим. "Ко"). Связано это в первую очередь с ухудшением макроэкономической ситуации в стране. Ужесточаются условия фондирования. Как следствие, независимых игроков на рынке становится меньше", - подтверждает управляющий директор ГК "Альфа-Лизинг" Ольга Енькова. Однако мало кто из крупных игроков объявляет об этом - все происходит кулуарно, так как никому из участников лизингового рынка не хотелось бы афишировать сколько-нибудь существенный "исход" операторов. "В настоящее время я не вижу на российском рынке сделок M&A, - категоричен заместитель генерального директора Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский. - Однако интерес к этому направлению растет, и в среднесрочной перспективе мы, скорее всего, сможем увидеть продажи как лизинговых портфелей, так и компаний целиком". По словам эксперта, подобные сделки обычно заключаются или на быстрорастущем рынке, или, напротив, в тяжелой экономической ситуации. Приобретение портфеля может быть связано с желанием быстро войти в новый сегмент. "Предположим, лизингодатель, традиционно работающий с крупными клиентами, решил заняться розницей. Самый простой и быстрый способ выйти на этот рынок - покупка розничной компании, уже имеющей налаженные каналы продаж. Продажа портфеля в основном связана с проблемами в лизинговой компании, нехваткой ликвидности и необходимостью получить "живые" деньги", - добавляет Владимир Добровольский.

Неорганический рост

"В целом с учетом практики российского лизингового рынка главными причинами для проведения подобного рода сделок могут служить три вида ситуаций, - рассуждает управляющий директор ООО "Райффайзен-Лизинг" Галина Майер. - Первая, когда лизинговая компания сама выставляет себя или свой портфель на продажу. Этот вариант был характерен для периода кризиса 2009-2010 гг., когда достаточно большое количество средних и небольших лизинговых компаний испытало существенные сложности с рефинансированием банковских кредитов и возвратностью лизинговых платежей от клиентов". По ее словам, данная ситуация зачастую вынуждала игроков выставлять на продажу лизинговые портфели или предлагать поглотить себя более крупным операторам. При этом нужно отметить, что ввиду сложности данных покупок и высокого уровня проблемных клиентов в портфелях в тот непростой период подобных сделок фиксировалось очень немного.

Второй вариант характерен для тех ситуаций, когда лизинговая компания намеревается путем приобретения лизингового портфеля у другой компании резко увеличить объемы нового бизнеса в целевом для себя сегменте рынка. "Этот вариант кажется достаточно интересным для роста бизнеса, но такие ситуации на практике встречаются чрезвычайно редко. Кроме того, действительно крупные и надежные лизинговые портфели сформированы у достаточно больших и стабильных лизинговых операторов, которые, как правило, имеют стабильный и развивающийся бизнес и не заинтересованы в его продаже", - отмечает Галина Майер.

И наконец, третий вариант, когда лизинговая компания стремится выйти на новые для себя рынки путем приобретения существующего лизингового оператора в интересующем ее сегменте. Это сделки, как правило, M&A-формата. В этом случае приобретается не только портфель, но и технология, кадры и инфраструктура компании. Подобные сделки имели место на российском рынке лизинга, но пока что они единичны. За последнее время на рынке были примеры, когда крупная лизинговая компания, работающая в сегменте корпоративного лизинга, приобретала лизинговую компанию из сегмента розничного автолизинга с целью быстрого вхождения в данный сегмент лизингового рынка. "Говорить об эффективности таких приобретений весьма сложно, но факт, что подобные сделки практиковались, говорит сам за себя. Тем не менее можно с определенностью сказать, что те компании, которые планируют расширить сферу своего бизнеса и войти в новые сегменты, в первую очередь ориентируются на собственные внутренние решения, а не на приобретение существующих игроков", - заключает Галина Майер.

Риски покупателя

Но даже если одна сторона готова продать, а вторая - купить лизинговый портфель, на практике сделать это оказывается крайне сложно. "Дело в том, что на сегодня подавляющее большинство лизинговых компаний не имеет единых стандартов ведения лизинговой деятельности ни в политике определения рисков, ни в шаблонах лизинговых договоров, ни во многих других аспектах", - констатирует Галина Майер. Например, лизинговые договоры, приемлемые для одной компании, могут оказаться совершенно неподходящими для другой. То же самое касается оценки уровня финансовых рисков. Если сделка была структурирована и профинансирована одной компанией на устраивающих ее финансовых условиях, то другой компанией эти условия могут быть оценены как чрезвычайно рискованные. Поэтому здесь нужно учитывать не только кредитоспособность клиентов в портфеле, но и то, каким образом были оформлены контракты, структуры сделок, надо оценивать формат документооборота по лизинговым проектам. "Ключевые сложности связаны прежде всего с оценкой кредитного качества портфеля, а также с всесторонним анализом рисков (юридических, финансовых, налоговых). К сожалению, приходится констатировать низкое качество предлагаемых к продаже портфелей и сделок", - добавляет Ольга Енькова.

"До прихода в ГТЛК я участвовал в подобных сделках. Все сложности с ними сводятся к одному - правильной оценке рисков. Необходимо рассмотреть доходные блоки портфеля, крупнейших клиентов и их платежеспособность, возможность приносить прибыль, надо оценить по портфелю уровень просрочки у ключевых клиентов и т.д.", - поясняет Владимир Добровольский. Он советует не оставлять без внимания систему принятия рисков на клиента. Если происходит покупка крупного розничного портфеля, оценить клиентов невозможно из-за их количества. В этом случае по группам нужно рассмотреть платежную дисциплину, а также то, в каких отраслях работают ключевые лизингополучатели, что позволит спрогнозировать, насколько успешным окажется их бизнес в перспективе. К примеру, если все клиенты занимаются логистикой, а это направление деятельности сейчас переживает не лучшие времена, их платежная дисциплина будет плохой. Если компания покупает розничную "фабрику", на первый план выходит не портфель, а налаженность бизнеса, технологии его ведения. Премия к рынку платится за персонал, точки продаж на местах, процедуру. "Сам портфель, скорее, является показателем успешности технологии бизнеса", - подчеркивает Владимир Добровольский.

Тайный покупатель

Опрошенные "Ко" эксперты полагают, что доля сделок M&A и покупок лизинговых портфелей увеличиваться не будет ввиду отсутствия унификации подходов лизинговых компаний к стандартам ведения деятельности и к оценке рисков. "По крайней мере, эти сделки не станут заметным драйвером развития лизингового рынка и отдельных операторов отрасли", - полагает Галина Майер. Однако Ольга Енькова придерживается иного мнения. "Макроэкономическая нестабильность будет способствовать продолжению роста стоимости фондирования. Это может привести к увеличению количества сделок на рынке M&A: небольшие игроки рынка будут постепенно поглощаться более крупными", - говорит эксперт. "Исходя из ситуации в российском лизинге, вполне можно предположить, что продажи компаний и лизинговых портфелей будут происходить. К тому же на рынке есть информация о подготовке подобных сделок", - подтверждает Владимир Добровольский. Однако, как и в последние годы, маловероятно, что факты продажи крупных портфелей станут достоянием гласности. Лизинг, как и любой другой бизнес из финансовой сферы, любит тишину, поэтому все сделки в сегменте M&A, скорее всего, будут проводиться кулуарно, без привлечения внимания со стороны клиентов, которые могут испугаться возможного кризиса на рынке.

Еще по теме