«М.Видео — Эльдорадо» на пути к банкротству?
Антирекордсменом текущего сезона финансовой отчетности стала «М.Видео — Эльдорадо». Публикация результатов группы за полгода привела к падению стоимости акций и облигационных выпусков. По мнению экспертов, в ее развитии наступил критический момент, и, даже если менеджмент все делает быстро и правильно, риск дальнейшего ухудшения финансового положения сохраняется. Компания может пойти по пути к банкротству, как это было в случае еще одного федерального ритейлера — «Обуви России».
По итогам первого полугодия 2023-го выручка группы снизилась на 18,1%, до 179,2 млрд рублей. Валовая прибыль составила 39,1 млрд рублей. Чистый долг — 83,4 млрд. Общая задолженность группы перед банками-кредиторами достигла 67 млрд рублей. Самый крупный долг — перед Промсвязьбанком, он составляет 31,9 млрд рублей. Ухудшение финансового положения привело к тому, что группа «М.Видео» нарушила ковенант (договорное обязательство, данное заемщиком кредитору) перед рядом банков.
Импорт спровоцировал долги
Как сообщила «Компании» Анна Гарманова, финансовый директор «М.Видео — Эльдорадо», нарушение ковенанта техническое и не приводит к истребованию долга кредиторами.
По словам Гармановой, до 2022 года компания закупала товар на условиях существенной отсрочки платежей напрямую у российских представительств крупных международных производителей. Импортных операций не было. «Большая часть «долга» была аккумулирована в кредиторской задолженности перед поставщиками», — отмечает она.
По состоянию на конец июня 2023 года доля импорта в обороте достигла 30%. Это повлекло за собой существенное увеличение авансовых платежей и рост долговой нагрузки. «Важно отметить, что совокупно чистый долг и торговый оборотный капитал группы на конец июня 2023 года остался на уровне июня 2022-го. При этом широкий ассортимент позволит нам наращивать оборот — так, во II квартале 2023 года продажи выросли более чем на 20% год к году, рост продолжается и в III квартале», — говорит топ-менеджер компании.
Она подчеркивает, что изменения операционной модели и структуры долгового портфеля, включая переаллокацию задолженности между рабочим капиталом и банковским долгом, прозрачны для банков-кредиторов, что подтверждается вейверами (соглашениями, в которых кредиторы подтверждают, что допущенные нарушения незначительны и не будут использованы для требования преждевременного возврата заемных средств. — Прим. ред.) или дополнительными соглашениями с новым конвенантным пакетом.
Тем не менее известие заставило частных инвесторов понервничать и начать выход из актива.
При этом инвесторы-оптимисты уверены, что бизнес еще отыграет биржевое падение и выправит ситуацию: ритейлер входит в топ-5 крупнейших торговых компаний страны и уже успешно проходил кризисы 1998-го и 2008-го, хотя реструктуризация бизнеса в нынешних условиях потребует больше времени, чем прежде, во многом потому, что характер рисков изменился.
Дело не только в трудностях с балансом долгов и прибыли, уверены аналитики. Компания фактически третий год работает в убыток, но это было поправимо, если бы не желание задобрить инвесторов выплатой дивидендов в 2019–2021 годах, вместо того чтобы инвестировать в переформатирование.
На финансовый результат во II полугодии будет также давить повышение ключевой ставки ЦБ РФ, что может свести на нет шаги, предпринимаемые компанией для наращивания выручки.
По состоянию на конец 2022 года крупнейшим акционером ПАО «М.Видео» является кипрская Ericaria Holdings Limited, бенефициаром которой выступает Саид Гуцериев (50% акций), 10,4% акций принадлежат Weridge Investments Limited (входит в группу «Сафмар» семьи Гуцериевых). Еще 15% акций — у немецкой Media-Saturn-Holding GmbH, 0,8% акций владеет ООО «МВМ» («дочка» «М.Видео»). 23,8% акций — в свободном обращении.
Семья Гуцериевых приобрела 57,7% акций «М.Видео» у ее основателя Александра Тынкована и его партнеров в 2016 году за $725,8 млн. За неделю до этого «Сафмар» купил 100% «Эльдорадо» у чешских PPF и EMMA Capital. Также группе принадлежала сеть магазинов электроники «Техносила», которая в итоге перешла под бренд «Эльдорадо».
По данным на 30 июня 2022 года, группа «М.Видео — Эльдорадо» объединяет 601 магазин под брендом «М.Видео» и 647 магазинов под брендом «Эльдорадо». В конце прошлого года компания объявила об объединении двух брендов: магазины начнут работать под вывеской «Эльдорадо + М.Видео».
В апреле 2022 года «М.Видео» сообщила, что основной бенефициар группы Саид Гуцериев достиг договоренности о продаже своих акций в компании российским предпринимателям. Имена потенциальных покупателей не назывались, закрыть сделку планировалось до конца 2022 года. Однако она так и не состоялась.
Эксперты предполагали, что необходимость сделки могла быть обусловлена потенциальными санкционными рисками. Саид Гуцериев был включен в санкционные списки Великобритании в июне 2022 года. После этого бизнесмен вышел из совета директоров «М.Видео», а также холдинга SFI.
Отец бизнесмена Михаил Гуцериев находится под санкциями Евросоюза с июля 2021 года.
Компания пытается минимизировать издержки: закрывает магазины большого формата и наращивает онлайн-присутствие. При этом розничная сеть более чем из 1200 магазинов в 370 городах остается ключевой площадкой для контакта с покупателями.
«Стратегической задачей становится точечное развитие сети и расширение географии для “приближения” к нашим клиентам. Для этого мы развиваем компактный формат (с торговой площадью 500–600 кв. метров и системой вертикального хранения товаров. — Прим. ред.). Магазины малого формата предполагают более плотную загрузку товарами, что позволяет сократить операционные затраты и инвестиции в открытие до трех раз. Продажи в первых 17 компактных магазинах в среднем на 15% превышают плановые», — утверждает директор по развитию сети и эксплуатации Группы М.Видео — Эльдорадо Борис Огарков.
«Плыть с гирями на ногах»
Инвестиционный аналитик Рами Зайцман уверен, что с переформатированием компания опоздала минимуму на три года. «Надо было в 2020-м уходить в развитие собственного маркетплейса. Но время упущено. Теперь осталось только распродать всю технику на WB», — говорит аналитик.
При этом он допускает, что один из банков-кредиторов выкупит бизнес и раздаст долги компании. «Но, по моему мнению, бизнесу не выкарабкаться, если оставаться в той модели, в которой он работает сейчас. А на модернизацию денег нет», — прокомментировал Зайцман ситуацию в компании журналистам нашего издания.
В «БКС Мир инвестиций» считают, что финансовая ситуация напряженная уже более года: сказывается многолетний тренд по уходу рынка в онлайн и необходимость конкурировать с цифровыми гигантами, в то время как сам ритейлер сохраняет преимущественно классические продажи в офлайн-магазинах. При этом в инвестиционной компании уверены, что нынешние владельцы бизнес будут спасать.
«Мы ожидаем, что будет оказана поддержка от Гуцериева-младшего, который контролирует “Европлан” с прибылью в 2022 году более 11 млрд рублей и 7 млрд рублей за первое полугодие 2023-го и прогнозом около 15 млрд в 2023-м, что покроет 22% от долга “М.Видео”. В докапитализации ”М.Видео” есть смысл, поскольку компания остается прибыльной на операционном уровне», — отмечает аналитик «БКС Мир инвестиций» Антон Куликов.
По мнению независимого аналитика, основателя тг-канал Angry Bonds Дмитрия Адамидова, реализация затратной программы развития при существующих финансовых трудностях — история непростая. «Это примерно то же самое, что плыть с гирями на ногах, — крайне неудобно и тяжело. Неудивительно, что отчетность на этом фоне ухудшается», — отмечает Адамидов.
По его словам, у компании есть четыре сценария развития ситуации.
-
Компания справляется с проблемами сама, никто ничего не теряет, все отделываются легким испугом.
-
Компания идет на реструктуризацию обязательств и в дальнейшем выживает. В этом случае и банки, и облигационеры, и текущие собственники теряют нервы, но не деньги.
-
Компания выживает, но за счет фактического списания части долгов и смены состава акционеров. В этом случае ряд кредиторов теряют деньги, а нынешние акционеры — контроль над компанией.
-
Компания уходит в банкротство, и тогда теряют все и много. Таким путем пытается идти «Обувь России».
Что случилось с Or Group?
Or Group (изначально «Обувь России». — Прим. ред.) с главным офисом в Новосибирске была основана в 2003 году российским предпринимателем Антоном Титовым. Компания управляла магазинами под брендами Rossita, Westfalika, Emilia Estra, Lisette и «Пешеход», у нее были две собственные обувные фабрики. В состав федеральной розничной обувной сети входили 727 магазинов в 303 городах РФ, а также микрофинансовая организация «Арифметика».
Холдинг на протяжении нескольких лет привлекал заемные средства в Промсвязьбанке, Сбербанке и ВТБ. Сумма задолженности составляла несколько миллиардов рублей. В феврале 2022 года компания объявила дефолт на 592 млн рублей по биржевым облигациям, основным держателем которых являлся ПСБ, а следом — технический дефолт, связанный с нехваткой средств на счетах.
Трудности, наметившиеся в Or Group, компания объясняла изменением обувного рынка во время пандемии. По словам самого Антона Титова, холдинг тяжело переживал и прежние кризисы (2008 и 2014 годов), но тогда спрос и доходы россиян восстанавливались быстрее. В конце 2020-го бизнесмен провел ребрендинг, переименовав «Обувь России» в Or Group, а также объявил о намерении трансформировать розницу в онлайн. Магазины Westfalika планировалось превратить в «магазины универсальной торговли». Но это только дезориентировало покупателей.
В конце 2021-го агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности компании до отметки ruBB- (умеренно низкий и высокочувствительный к негативным факторам внешнего воздействия).
Титов предлагал кредиторам сразу три варианта реструктуризации, включая отсрочку, пролонгацию и передачу доли в головной компании. Но Промсвязьбанк отказался пролонгировать задолженность группы, сославшись на нарушение прежних соглашений. К маю все компании, входящие в Or Group, направили в банки иски о расторжении договоров поручительства.
К октябрю 2022 года в арбитражные суды Москвы поступило не менее семи заявлений о признании банкротами «дочек» холдинга, а также самого основателя. К тому моменту в дело о банкротстве ГК «Or Group» вступили «Сбер» и ВТБ, также являющиеся крупнейшими кредиторами группы, а 24 октября к процессу присоединился Промсвязьбанк.
Месяц спустя стало известно, что один из должников, новосибирская фабрика Or Group, рассчитывает избежать банкротства, заключив мировое соглашение с крупнейшим кредитором — ЧОП «Брест плюс». Речь шла об обувной фабрике «С-теп» в Бердске. По данным ТАСС, власти региона заинтересовались перезапуском производства из-за увеличения потребности в обуви для военнослужащих. Однако в мае власти Новосибирской области сообщили, что фабрика в Бердске пока закрыта, а поиск инвесторов продолжается.
В конечном итоге суд удовлетворил сразу восемь исков ООО «Регион Финанс», представителя владельцев облигаций одной из «дочек» холдинга, о взыскании долга по облигациям Or Group, на сумму, превышающую 4,85 миллиарда рублей. Кроме того, был удовлетворен и иск ПСБ — о солидарном взыскании с ООО «ОР» и ПАО «ОР Групп» 580,1 миллиона рублей по биржевым облигациям.
Чистый убыток компании за прошлый год составил 12,56 миллиарда рублей, что в 12,8 раза больше показателей 2021-го. Одновременно холдинг, как и в 2021 году, зафиксировал отсутствие выручки.
«Внешне ситуация в “М.Видео — Эльдорадо” развивается по похожему сценарию, но, чтобы всерьез проводить какие-либо сравнения, нужно знать ситуацию изнутри. Повторяя за классиком, точно можно сказать одно: все торговые сети несчастливы одинаково», — говорит Дмитрий Адамидов.