«Махнемся не глядя»: Россия предложила способ разморозить заблокированные активы
Накануне стало известно о подписании президентского указа о запуске механизма обмена замороженными средствами инвесторов в России и за рубежом. Процедура обмена будет добровольной и пройдет без непосредственного участия государства. Для запуска первого этапа разблокировки активов требуется согласие иностранных регуляторов. «Компания» узнала у экспертов, почему было принято такое решение и есть ли шансы на его реализацию.
Трудности перевода средств
Указ № 844 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением иностранных ценных бумаг», опубликован 8 ноября на официальном портале правовых актов.
Согласно документу, порядок и сроки взаимодействия профессиональных участников рынка с инвесторами и организатором процесса обмена активами будет устанавливать совет директоров Банка России. Обмен заблокированными активами возможен посредством торгов, условия которых определит правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
В Минфине отмечают, что государство не станет принимать участия в организации обмена, а участие в подобных сделках для брокеров и других игроков рынка ценных бумаг будет добровольным. Заблокированные иностранные ценные бумаги нерезиденты смогут выкупить за счет средств на банковских счетах типа «С», уточняют в Министерстве финансов.
Создающийся механизм в первую очередь направлен на защиту прав небольших розничных инвесторов, поясняет, в свою очередь, глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В случае реализации первого этапа механизма обмена возможна разблокировка счетов на сумму около 100 млрд рублей. Начальная стоимость ценных бумаг, принадлежащих одному резиденту и подпадающих под действие обменных сделок, ограничена суммой в 100 тыс. рублей. Такому критерию соответствуют более 80% инвесторов, чьи активы оказались заблокированными из-за санкций, напомнила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В Центробанке отмечают, что практическая реализация механизма обмена замороженными активами возможна в случае согласия на проведение таких сделок зарубежных регуляторов.
Цена вопроса
По оценке Минфина, в настоящее время заблокированы активы, принадлежащие 3,5 млн российских граждан. Их общая сумма, согласно имеющейся информации, составляет 1,5 трлн рублей. По состоянию на ноябрь 2022 года совокупный объем средств на счетах типа «С» оценивался ЦБ в сумму свыше 280 млрд рублей. Более актуальной информации регулятор не приводит.
Возможности обмена замороженными активами обсуждаются давно. В частности, в прошлом октябре представители ЦБ отмечали, что дискуссии продолжаются, однако актуальные предложения не учитывают интересов всех российских инвесторов. В конце этого лета стало известно о том, что Центробанком и правительством подготовлен проект указа о механизме обмена активами.
Опрошенные журналом «Компания» эксперты неоднозначно оценивают суть предложений по двусторонней разблокировке.
С точки зрения экономической логики РФ все делает правильно, но в настоящее время сотрудничество с Западом вряд ли возможно, полагает экономист и финансовый аналитик Александр Разуваев.
«С нашей стороны рассуждать о возможности запуска такого механизма преждевременно», — заявляет, в свою очередь, доктор экономических наук Валентин Катасонов. Он напоминает об актуальных обсуждениях, посвященных конфискации или даже национализации Западом российских активов, причем не только государственных.
«Никакого оптимизма не испытываю и здесь скорее доверяю заявлениям западных политиков или чиновников — они говорят, что, даже если закончится СВО, на быструю разморозку этих активов рассчитывать не надо. При этом они уже два года обсуждают вопрос наших активов и не знают, что делать», — поясняет свою точку зрения аналитик.
По оценке Катасонова, вопрос решения судьбы замороженных активов может растянуться на годы и десятилетия, тем более что сейчас на Западе «договариваться не с кем». Эксперт признается, что подписанный указ его удивил, и считает более актуальной другую тему. «У нас до сих пор происходит вывоз капитала. Фактически мы продолжаем играть в эти опасные игры. Акцент надо делать не на том, что там заморозили, а на том, чтобы не заморозили что-то еще», — резюмирует он.
«Инвесторов мало волнуют политические игры»
Совсем другое мнение «Компании» высказывает финансовый аналитик Михаил Беляев. Работоспособность создаваемого механизма обмена, подчеркивает он, зависит от инвесторов, заинтересованных в приобретении или продаже ценных бумаг, а публикации официального указа предшествовали серьезные переговоры о перспективах его практической реализации.
«Инвесторов мало волнуют политические игры. Они работают с деньгами. Там, где блокируются их бизнес-возможности и возможности получения прибыли, они не успокаиваются, и это хорошо. Этот узел существует в течение нескольких лет, значит, надо искать механизмы для его развязывания. Я думаю, это один из механизмов, который получит практическое воплощение», — говорит эксперт.