Top.Mail.Ru
архив

МЧС-тур

туризм, турбизнес, Ростуризм
туризм, турбизнес, Ростуризм


"Ланта-тур вояж" еще за месяц до того, как в прессе появилась первая информация о проблемах компании, начала массовый перевод средств контрагентам в офшорных зонах, рассказал "Ко" на условиях анонимности представитель банковского рынка. Значительные суммы в валюте перечислялись ежедневно на зарубежные счета под предлогом оплаты авиабилетов, гостиничных номеров и т.д. "Я очень хорошо знаю, как работают туроператоры, какие суммы, как часто и по каким счетам у них проходят, это не имеет ничего общего с движением средств на счетах "Ланта-тур вояж". Складывалось такое ощущение, что менеджмент компании просто выводит деньги из страны", - пояснил "Ко" источник. Между тем официальная версия гласит, что проблемы у "Ланта-тур вояж" возникли из-за ценового демпинга и невозможности выполнить свои обязательства перед клиентами ввиду недостаточности финансовых гарантий. Напомним, что оператор со скандалом покинул рынок в конце января текущего года. К этому моменту за границей находились около 2700 его клиентов. Поскольку турфирма не оплатила их проживание своим зарубежным партнерам, у многих туристов возникли проблемы: отели стали их выселять или требовать повторной оплаты, отказываясь возвращать паспорта. В ситуацию вмешался премьер-министр Владимир Путин, по личному распоряжению которого ВТБ выдал туроператору кредит в $7 млн, чтобы вернуть отдыхающих домой. Но это не помогло спасти саму компанию: ее общий долг оценивается в $20 млн. При этом ущерб клиентам туроператора первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович оценил в 300 млн руб., притом что фингарантии были оформлены на 100 млн руб. "Подобные ситуации могут возникнуть из-за отсутствия комплексного анализа ключевых финансовых показателей. Руководитель всегда получает все данные о текущем финансовом состоянии компании и обязан на их основании принимать действия, корректирующие деятельность, чтобы избежать случаев, подобных "Ланта-тур вояж", - рассуждает генеральный директор "Санрайз тур" Дмитрий Мазуров. - Как правило, такие случаи возникают из-за несовершенства российской законодательной базы и специфики рынка туристических услуг". Владимир Путин также рекомендовал "совершенствовать и дальше законодательство в этой сфере". Реакция со стороны депутатов не заставила себя долго ждать, буквально на прошлой неделе стало известно, что комитет Госдумы по экономполитике одобрил ко второму чтению очередную редакцию законопроекта "О внесении изменений в ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ".


В интересах мейджоров

Сейчас операторы выездного туризма с выручкой за предыдущий год до 100 млн руб. обязаны иметь финансовые гарантии на 30 млн руб. В реестре туроператоров, который ведет Федеральное агентство по туризму, с таким обеспечением числятся 2183 компании. При выручке 100-300 млн руб. размер гарантии увеличивается до 60 млн руб., таких фирм в реестре 38. При выручке более 300 млн руб. необходимо иметь гарантию на 100 млн руб., ее оформили 40 компаний. История с "Ланта-тур вояж" заставила законодателей пересмотреть эти критерии. В соответствии с пожеланием Владимира Путина все операторы выездного туризма должны стать членами саморегулируемых организаций (СРО). Решено пересмотреть и размер финансового обеспечения. Депутаты предлагают гарантию на 100 млн руб. сохранить для операторов с выручкой 300-500 млн руб. в год, для тех, у кого оборот выше (1 млрд руб.), размер фингарантий определен на уровне 200 млн руб. Эти изменения аналитик ИК "Финам" Анна Мишутина считает вполне логичными. "Формально аналогичную цель повышения стабильности и обеспечения интересов потребителей преследуют, видимо, и предложения по существенному увеличению уставного капитала. Вместе с тем вполне вероятным последствием столь существенного ужесточения норм для компаний сектора может стать заметное сокращение числа участников рынка, в первую очередь за счет снижения конкурентоспособности средних и малых компаний", - отмечает эксперт. Кроме того, старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Душин Олег указывает на то, что странным образом поправки к закону ориентированы на требование обязать турагентов работать только от лица оператора. Однако этого для ведения бизнеса вовсе не требуется. Так или иначе, турагентства должны передавать денежные средства туроператорам до начала исполнения туристического договора. "Видимо, законодатель хочет провести дополнительную "чистку" среди турагентств за счет теста на доверие к ним более крупных компаний (туроператоров). Даст агенту туроператор право заключать договор от своего имени или не даст? Конечно, мелкий турагент может столкнуться с трудностями функционирования своей маленькой фирмы, если его оборот не дает покрытия издержкам. Конечно, он может сбежать с деньгами", - заключает эксперт. Но в этом случае получается, что законодатель сам подталкивает средних и мелких игроков к банкротству.


Отпуск в аэропорту

Уйти за половину

Пострадавшие клиенты "Ланта-тур вояж", приостановившего свою деятельность 27 января, получат от страховщика ответственности туроператора - "Ингосстраха" - чуть более половины стоимости потерянных путевок. По состоянию на 26 марта в "Ингосстрах" поступило 2759 документально подтвержденных требований в отношении 6202 туристов "Ланта-тур вояж" на общую сумму 192,796 млн руб. Как сообщал "Ингосстрах", окончательно коэффициент пропорции должен был быть определен по состоянию на 18.00 28 марта 2012 г., а с 29 марта - начаться перечисления страховых возмещений, рассчитанных с применением указанного коэффициента, по представленным в страховую компанию банковским реквизитам.

Генеральный директор компании Hospitality In.Comm Елена Лысенкова полагает, что в группе риска сейчас могут находиться "маленькие агентства, несетевые и неоператорские компании". "В так называемой зоне риска может оказаться компания, которая демпингует и имеет обширную региональную программу. Еще в прошлом году многие туроператоры начали переходить на более сбалансированные объемы, в результате, например, демпинга не было, по крайней мере со стороны крупных операторов, закрепившихся на рынке еще до кризиса. В текущем году все должно быть еще более спокойно", - говорит Дмитрий Мазуров. Но старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав Жуковский категорически не согласен с подобными утверждениями, по его мнению, чисто теоретически в группе риска могут находиться абсолютно все туристические компании вне зависимости от масштабов бизнеса и сроков существования. "Как показал печальный опыт банкротства достоточно крупного "Ланта-тур", не говоря уже о сотнях более мелких и от того менее известных случаев банкротства туристических компаний, риск не доехать до отеля и провести отпуск в аэропорту есть даже у клиентов крупнейших операторов. И здесь возникает более чем резонный вопрос к российским чиновникам: а чем, собственно говоря, занимается Ростуризм, и почему никто из высокопоставленных сотрудников ведомства до сих пор не потерял своего насиженного места?", - возмущается эксперт. Также не совсем понятна ситуация с выводом средств из "Ланта-тур". Но это вопрос, скорее, к правоохранительным органам. "В группе риска находятся компании, берущие, как "Ланта-тур", большие кредиты. Помимо естественного кассового разрыва прихода и расхода средств, за этим может скрываться демпинг на рынке туруслуг. Другими словами, турфирма (туроператор) может незаметно накапливать убытки, вынуждая себя брать новые кредиты", - добавляет Олег Душин. Но при этом он приводит пример с холдингом Tez Tour, который в 2011 г. взял у банка Bankasi кредит в размере $150 млн, использовавшийся на покупку отелей в Турции. "Так что здесь идет речь об определенных инвестиционных рисках", - считает эксперт. Пиар-директор компании Tez Tour Мария Макаркова проигнорировала запрос "Ко". Ее подчиненные также не смогли разъяснить ситуацию, сославшись на то, что руководство участвует в выставке и недоступно для комментариев.


Летайте самолетами МЧС!

Спасение утопающих...

В России появится Фонд защиты прав потребителей в сфере туризма, который будет обеспечивать защиту путешественников в случае банкротства туроператора. "Средства фонда будут направлены на оперативный вывоз туристов в случае неплатежеспособности туроператора, а также на оплату проживания туристов в отелях, если туроператор не выполнил свои обязательства", - заявил директор департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Минспорттуризма Андрей Гаврилов. Планируется, что фонд будет создан за счет взносов туроператоров - в размере 0,5% от объема реализованных компанией путевок.

Пока спорят законодатели и представители бизнеса, одними из основных туроператоров становятся государство и МЧС, вынужденные в буквальном смысле слова спасать российских туристов, вывозя их с отдыха. "Безусловно, сложившаяся ситуация, при которой прибыли оседают в карманах владельцев туристических агентств и операторов, а расходы, связанные с возвращением попавших в затруднительное положение туристов, ложатся на плечи государства и налогоплательщиков, неприемлема", - категорично заявляет Владислав Жуковский. "Нужно создать такие условия, в которых государству не придется спасать туристов, оплачивая из госбюджета ошибки неэффективных менеджеров коммерческих организаций", - поддерживает его председатель правления ОАО "Меткомбанк" Павел Логинов. Возможно, не имеет смысла изобретать велосипед, а стоит обратиться к зарубежному опыту? Например, в Великобритании применяют комплексную страховку туриста: медицинскую, страхование от несчастных случаев и от банкротства туркомпании. В Австрии существуют общества взаимного страхования организаторов путешествия. В Италии - Фонд по банкротствам и неплатежам организаторов и продавцов. Из фонда возмещаются расходы на возвращение туристов из-за границы из государств, не входящих в Евросоюз, в условиях ЧС, произошедших по вине организаторов поездок или в результате возникновения других обстоятельств. Фонд финансируется за счет ежегодных отчислений в размере 0,5% от суммы всех обязательных страховых премий, уплачиваемых организаторами и продавцами за страхование их гражданской ответственности перед туристами. В Эстонии предусмотрен залог при оказании туруслуг за пределами страны, его размер должен составлять 1% от объема планируемого оборота туроператора. Примеров много, но российские депутаты, судя по всему, решили идти иным путем, попутно помогая дружественным операторам укрупнять свой бизнес и снижать конкуренцию со стороны более мелких игроков.


Павел Логинов, председатель правления Металлургического коммерческого банка:

"Увеличение размера финансовых гарантий, конечно, даст свой эффект. Однако для нормализации ситуации в туристической отрасли, необходимо принятие целого комплекса мер. Ни для кого не секрет, что сегодня на отечественном туристическом рынке многие компании работают в убыток, и, в погоне за оборотами, выстраивают пирамиды. В связи с этим необходим механизм оценки эффективности работы туроператоров, которую могли бы осуществлять в том числе страховые компании. Им это важно для оценки вероятности наступления страхового события. Еще одной мерой должно стать создание действенных механизмов контроля за деятельностью руководства и владельцев турфирм, которые должны нести ответственность за вывод из бизнеса активов, сформированных, в том числе за счет предоплат клиентов".


Галина Гуляева, директор центра страхования ответственности ОАО "СК "Альянс" (товарный знак - РОСНО):

"В настоящее время обсуждается вопрос об установлении размера финансового обеспечения в процентах от валовой выручки туроператора - до 15%. То есть для туроператора с объемом 1 млрд руб. в год финобеспечение будет 150 млн руб. Возможно, что этот процент должен варьироваться в зависимости от объема оборота, сезонности и глубины продаж турпутевок.

Естественно, если туроператор выберет такую форму финансового обеспечения, как договор страхования ответственности, то для обеспечения гарантии выплат по таким крупным рискам потребуется разумное распределение риска между страховщиками, работающими на данном сегменте, или в форме сострахования, или в форме перестрахования. Исходя из этого, Всероссийский союз страховщиков готовит предложения в закон №132-ФЗ в части необходимости создания пула и условий перестрахования в нем договоров.

Проблема недобросовестных игроков в сфере туриндустрии стоит очень остро. Несмотря на то что Гражданский кодекс РФ не допускает страхование противоправных интересов, то есть убытков в результате умышленных противоправных действий, согласно закону "Об основах туристской деятельности в РФ" страховщик не может отказать в выплате страхового возмещения, если страховой случай - неисполнение обязательств перед туристом - произошел вследствие умысла туроператора. Кстати, такое условие договора страхования не позволяет российским страховщикам перестраховывать риски за рубежом, поскольку для западного рынка покрытие такого риска неприемлемо. Для повышения ответственности туроператоров за умышленное банкротство или исчезновение с рынка (что не редкость для российской туриндустрии) необходимо предоставить право страховщикам после выплаты пострадавшим туристам страхового возмещения на таком основании предъявлять регрессное требование к виновному".


Вячеслав Леонтьев, управляющий партнер АБ "Леонтьев и партнеры":

"В настоящий момент и у законодателей, и у туроператоров имеется единое мнение по вопросу повышения финансовых гарантий - эта мера необходима, и чем скорее, тем лучше. Но защита интересов туристов только путем повышения сумм страховых выплат не даст необходимого результата: "Ланта-тур" и "Капитал тур" имели страховки, вот только из средств, которые должен будет выплатить страховщик, невозможно покрыть все убытки в полном объеме. И если для страховщика даже такой убыток может означать уменьшение итоговой прибыли, то для туристов последующее удорожание страховки и путевки соответственно может явиться основной причиной отказа от поездки. Сегодня деятельность туроператоров не контролируется: лицензирование отменено, а альтернативы ему не создано. Поэтому наряду с повышением сумм финансовых гарантий должны быть созданы и иные механизмы обеспечения стабильности туристического рынка. Например, СРО, контролирующие деятельность туроператоров, увеличение активов самих туроператоров, а также единая информационная система, дающая туристам точную и достоверную информацию о выбранных турпакетах и позволяющая пресечь мошенничество недобросовестных участников рынка туриндустрии".


Лариса Гречко, директор по развитию туристической компании "Колесо удачи":

"Я согласна с экспертами в области туризма и считаю, что повышение размера финансовых обязательств, страхование и создание фонда защиты туристов, который действительно контролировал бы финансовое состояние, могут предотвратить банкротство туроператоров. Деньги из фонда пойдут на вывоз туристов, на оплату их проживания в случае возникновения серьезных финансовых проблем у турфирмы, продавшей путевки. При такой схеме баланс интересов туристов и туроператоров будет соблюдаться наилучшим образом. В новом варианте суммы туроператорских взносов ниже тех, что предлагаются в рамках СРО. Кроме того, турфирмам не придется пополнять "копилку" или вносить минимальные взносы. Дополнительная нагрузка на участников рынка будет минимизирована за счет предложения не устанавливать фиксированные размеры финансовых гарантий, а опять же привязать их к годовому обороту туроператоров в размере 15%. Я надеюсь, что тогда не случится такая ситуация, которая произошла с компанией "Ланта-тур".


Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО):

"Туристический сектор - это "передовая" экономики. Если здесь возникают серьезные проблемы, то это порождено общим состоянием потребителей.

Уменьшение спроса на услуги ставит в итоге под угрозу нормальный отдых тех, кто этот спрос в состоянии предъявить. Таков источник банкротства ранее неплохо функционировавших фирм. Вывод средств из компании "Ланта-тур" показателен тем, что руководство рано осознало неизбежность краха и подготовило его неуправляемый характер, что, вероятно, и ускорило все дело. Повышение финансовых гарантий повторения описанной ситуации предотвратить не может, но страхование все равно необходимо. Застрахован и защищен должен быть прежде всего потребитель - в случае беды ему должно быть возмещено все. Разоряющиеся туристические компании должны вызывать не сочувствие и помощь со стороны государства, а масштабные расследования и неотвратимые наказания всех виновных. Менеджмент и владельцы не слишком добросовестных компаний должны твердо понимать, чем они рискуют".

Число российских граждан, выезжавших за рубеж в турпоездкип

Страны

2010

2011

Австрия

135536

190840

Болгария

263225

339643

Великобритания

119783

153998

Германия

470730

702346

Греция

386700

612464

Египет

2198320

1452813

Израиль

184776

225976

Испания

411438

645303

Италия

451452

571603

Кипр

234312

323631

Китай

1440364

1502344

ОАЭ

286856

394581

США

85829

112213

Таиланд

264046

780234

Тунис

180080

145359

Турция

2367560

2681662

Финляндия

709009

912105

Франция

222718

267167

Чехия

267494

367461

Швейцария

121338

148694

Источник: предварительные данные Росстата

 

Количество компаний, зарегистрированных в Едином федеральном реестре туроператоров (по состоянию на 19 марта 2012 года)

Общее количество туроператоров

4832

 

Структура реестра туроператоров в зависимости от цели деятельности

Международный въездной туризм

14,00%

Международный выездной туризм

44,00%

Внутренний туризм

42,00%

 

Структура реестра туроператоров в зависимости от способа финансового обеспечения

Договор страхования ответственности туроператора

99,00%

Банковская гарантия

%

 

Структура реестра туроператоров в зависимости от размера финансового обеспечения

Финансовое обеспечение 100 млн руб.,

0,85%

Финансовое обеспечение 60 млн руб.,

0,79%

Финансовое обеспечение 30 млн руб.,

45,32%

Финансовое обеспечение 10 млн руб.,

4,24%

Финансовое обеспечение от 0,55 до 1,5 млн руб.,

0,33%

Финансовое обеспечение 0,5 млн руб.,

38,47%

Источник: Ростуризм

Еще по теме