Top.Mail.Ru
архив

Мечта Геращенко

В ближайшее время в России начнет действовать новый инструмент финансовой политики - учетная ставка Центробанка, то есть ставка, устанавливаемая для проведения операций по переучету векселей небанковских организаций. Впрочем, пока введение учетной ставки планируется в виде эксперимента для ограниченного числа банков, не потерявших устойчивость в результате банковского кризиса. На первых порах к переучету будут приниматься векселя экспортеров машиностроительной продукции, то есть главным образом оборонной и аэрокосмической отраслей. Схема разрабатывается по инициативе правительства, которое надеется таким образом поддержать отечественных товаропроизводителей и способствовать росту технологического экспорта.

Напомним, что прежде в России действовал лишь один вид банковской ставки, устанавливаемый Центробанком, - ставка ломбардного аукциона. Залогом выступали приснопамятные ГКО. Регулярно объявляемая до кризиса ставка рефинансирования ЦБ носила лишь индикативный характер - на нее ориентировались коммерческие банки при выдаче кредитов друг другу и предприятиям. Августовский кризис сделал бессмысленным ломбардные аукционы. Они не проводятся с осени прошлого года из-за отсутствия заявок. А ставка рефинансирования была установлена произвольно - на уровне 60%. По ней, кстати, и выдаются стабилизационные кредиты ЦБ. Между тем экономическим субъектам необходимо знать, какова сегодня реальная стоимость денег в России.

Центробанк хотел бы использовать новый механизм определения стоимости кредитных ресурсов в экономике - через учетную ставку. К тому же в полномасштабной реализации такого механизма заинтересованы и крупнейшие банки, претендующие на звание учетных: на разнице между учетной ставкой ЦБ и дисконтной ставкой, по которой банки будут покупать векселя у эмитентов, можно неплохо заработать. Наиболее дальновидные уже озаботились получением учетного статуса. В ЦБ уже поступили заявки от 12 коммерческих банков. По заверениям чиновников Центробанка, их кандидатуры будут рассмотрены уже в этом месяце. Учитывать векселя Центробанк намерен в собственном депозитарии, где к проведению таких операций, по словам Дмитрия Будакова, все готово. Причем в нем будут храниться не только векселя, выкупленные самим ЦБ, но и векселя, принадлежащие учетным банкам. В ЦБ считают, что сосредоточение всех учетных векселей в одном депозитарии обеспечит надежность при проведении операций по переучету, а также снизит риск подделки или кражи векселей. Однако предъявлять к оплате Банк России будет только свои, то есть переучтенные, векселя.

Банк России имеет право продать переучтенный вексель экспортера учетному банку за три рабочих дня до наступления срока платежа по номинальной цене, и тот не вправе отказаться. Попросту говоря, Центробанк в безакцептном порядке списывает деньги с корсчета банка. Если банк отказывается сделать это, то ЦБ вправе предъявить регрессный иск к экспортеру, как к не выкупившему в срок эти векселя, или к самому банку - как индоссанту по векселю. Однако судебные процедуры, по мнению Дмитрия Будакова, не потребуются: «Технологии, которые сейчас доступны Центробанку, позволяют минимизировать риск невозврата денег по вексельным схемам. Мы будем налаживать специальный мониторинг по счетам экспортеров, который не позволит перевести контракт с одного банка на другой». Впрочем, никто не запрещает Центробанку самому индоссировать (то есть передать) вексель третьему лицу. А чтобы избежать регрессных требований, ЦБ, совершая индоссамент в пользу конкретного лица, делает оговорку: «Без оборота на Банк России».

Над созданием механизма учета векселей и определения учетной ставки в ЦБ трудятся с октября прошлого года. Главный разработчик проекта - департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках, возглавляемый Дмитрием Будаковым. В результате в самом конце прошлого года - 30 декабря - совет директоров ЦБ утвердил положение №65-П «О проведении Банком России переучетных операций».

Схема переучета векселей Банком России проста: коммерческий банк, получивший статус учетного от одного из подразделений ЦБ, финансирует организацию - экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (то есть продает до наступления срока платежа) этот вексель в ЦБ под заранее установленный процент. Главное условие - в этой операции могут участвовать только первоклассные банки и первоклассные покупатели-нерезиденты по экспортному контракту. То есть те, чей кредитный рейтинг не ниже российского (BBB по версии Standart & Poor's или аналогичный другого крупного рейтингового агентства). В случае если покупатель-нерезидент не соответствует статусу первоклассного, сделка должна быть застрахована у первоклассного страховщика (рейтинг - не ниже BBB по версии Standart & Poor's).

Схема гарантирования контракта западным банком или страховщиком выбрана не случайно. По мнению Дмитрия Будакова, такие гарантии позволят, во-первых, минимизировать риск непогашения векселей (так как западные страховщики приложат максимум усилий, чтобы обеспечить условия выполнения сделки), а во-вторых, не позволят экспортерам укрывать прибыль в оффшорах: «Если экспортеры хотят просто получать прибыль и отгонять ее в оффшоры, то гарантии западных контрагентов не позволят ему это сделать».

К переучету будут приниматься лишь векселя, отвечающие требованиям Женевской конвенции 1930 года, что соответствует международной практике таких операций. Единственное ограничение для векселедателей - российский экспортер должен быть членом Ассоциации участников вексельного рынка. Впрочем, большинство крупнейших отечественных экспортеров имеют такой статус. Для того чтобы стать учетным, банк должен обладать капиталом не менее 5 млн ЭКЮ и обязательно соблюдать норматив Н1 (достаточность собственных средств) и Н6 (максимальный размер риска на одного заемщика), а также выполнять в полном объеме резервные отчисления. Очевидно, ЦБ пошел на столь радикальное снижение минимальных требований в результате жесточайшего банковского кризиса - ранее в аналогичные постановления и инструкции вписывалось требование об обязательном выполнении всех банковских нормативов в течение как минимум года.

Учетную ставку справедливо считают одним из «цивилизованных» методов поддержки реального сектора - ведь учитываются векселя, выданные производителями. В первом разделе разработчики постановления указывают, что операции по переучету векселей организуются «в целях стимулирования банковского кредитования экспортных отраслей промышленности и притока в РФ иностранной валюты». По словам Дмитрия Будакова, «конечная цель операции - дать экспортеру рубли, чтобы он смог рассчитаться со своими поставщиками и увеличить выпуск экспортной продукции». Таким образом ЦБ надеется пробить цепочку неплатежей в одном месте и в конечном итоге решить проблему неплатежей в экономике.

Впрочем, вексельное кредитование экспорта самолетов и танков вряд ли способно принести облегчение экономике. Дело в том, что машиностроение, тем более ориентированное на экспорт, занимает сравнительно небольшую долю ВВП. Так что отечественная промышленность едва ли быстро сможет почувствовать приток живых денег. Между тем схема переучета векселей по сути своей эмиссионная, так как под еще не материализовавшуюся валютную выручку от экспортных контрактов будут эмитироваться вполне реальные рубли. Но инфляционный эффект, по-видимому, будет невелик - опять же по причине относительной узости сферы применения такого кредитования. Кстати, в Центробанке, очевидно, понимают инфляционную опасность до конца не отработанной схемы и заявляют, что главным поставщикам валюты в страну - сырьевым экспортерам - разрешат эмитировать учетные векселя в последнюю очередь. И то лишь при условии, что эксперимент с первыми отобранными банками и экспортерами окажется удачным и схема не будет создавать инфляционную нагрузку на экономику.

Вполне логично предположить, что в реализации проекта в первую очередь заинтересованы правительственные лоббисты военно-промышленного комплекса. Скорее всего, в ближайшие две недели удастся окончательно согласовать детали механизма переучета векселей и совместно с правительством определить учетные банки и экспортеров - эмитентов векселей. Однако в реализации учетного механизма у Центробанка есть свои особые интересы. Дело в том, что введение учетной ставки - одна из любимых идей нынешнего председателя ЦБ Виктора Геращенко. Будучи председателем ЦБ до 1994 года, он успел добиться принятия аналогичного положения. Однако на практике оно так и не было применено.

Еще по теме