Top.Mail.Ru
архив

Меньше выставок не будет

Десять лет назад выставочной деятельностью стали заниматься многие компании. Одни процветают до сих пор, другие канули в Лету. Нынешнее положение на рынке тяжелое, но оттока игроков с поля не наблюдается. По крайней мере из группы лидеров.

Киты, Планктон и Акулы

Если верить расписанию самых известных московских выставок, то большинство из них проводятся при участии зарубежных компаний - по весьма приблизительным оценкам, совместно с западными компаниями организуется 80% московских выставок. Собственно, именно во многом благодаря иностранным организаторам наши выставки и соответствуют международным стандартам. Рядом с "Экспоцентром" в пятерке сильнейших организаторов выставок стоят российские ЗАО "Л и А. Выставки и конференции" и ЗАО "Крокус Интернэшнл". Оба - партнеры крупных западных компаний. Первые работают с британской ITE, вторые - с американской Comtek International. Напрямую работать в России иностранцы не могли: их смущали местные условия. Создание "дочек" оказалось оптимальным вариантом - "Л и А." и "Крокус" значительно оторвались от конкурентов. Капиталистам проще решиться на участие в русской выставке, когда они знают, что выставка аналогична привычной голландской или австрийской, за нею стоят те же организаторы и уровень ее будет тот же. Московское автошоу, организуемое ITE, считается одним из лучших в мире.

Однако в последние годы на московском рынке стали заметны и российские организаторы выставок. "С первых дней перестройки очень многие стали делать выставки, считая, что это легкая добыча, - отмечает Аркадий Злотников, заместитель директора департамента выставок "Крокус Интернэшнл". - И хотя тогда соответствующих специалистов никто в стране не готовил, сегодня уже нельзя говорить, что только западные компании обеспечивают должный уровень международных выставок. Стопроцентно российская "Максима" подтягивается к сильнейшим игрокам".

"Максима" - частная компания, возникшая в 1992 году. Первые несколько лет ушли на раскрутку. Без западного партнера с громким именем раскрутиться было сложно, но "Максима" выработала собственную стратегию: все выставки она организует, добиваясь поддержки соответствующих министерств, ведомств, отраслевых союзов. Выставку "Интерлакокраска", например, курирует Министерство экономики.

Российский выставочный бизнес не ограничен МКАД. Все громче заявляют о себе региональные выставочные компании на Урале, в Поволжье и на юге России (см. таблицу). Московские организаторы тоже работают в других регионах, но не очень активно. "Крокус", например, раньше делал выставки в нескольких городах, сейчас - только в Питере. Тенденция к постепенному уходу москвичей из регионов прослеживается довольно четко. Компании объясняют это тем, что в регионах нет площадок соответствующего уровня, а также тем, что расходы себя не оправдывают. "На наших московских выставках более 50% посетителей - люди иногородние, - говорит президент "Максимы" Елена Демидова, - так что смысла вывозить выставки нет. К тому же в регионах есть свои достаточно сильные организаторы".

В Москве же исчезли все фирмы-однодневки. Зато многие маленькие компании стали делать одну-две выставки в год, но на приличном уровне.

Клонирование и сегментация

Как только какая-то выставка становится успешной, у нее непременно появляется двойник. Иногда это происходит без всякого злого умысла. Просто каждый делает то, что считает нужным. Восемь лет назад уставший от путаницы "Экспоцентр" выступил инициатором создания союза выставок и ярмарок. Теперь в Нижний Новгород, где находится офис союза, стекается вся информация о выставках на территории СНГ и стран Балтии. Однако члены союза продолжают организовывать выставки, аналогичные существующим у конкурентов, таких же членов организации. Из-за клонирования выставок и элементарной несогласованности действий теряют все. Например, популярная выставка "Консьюмер Электроникс", организуемая "Крокусом", в этом году недобрала участников, а соответственно и посетителей. Прежде на выставке всегда были представлены южнокорейские киты бытовой электроники. На сей же раз они успели показать все достижения на национальной выставке в том же "Экспоцентре", только двумя неделями раньше.

Однако в некоторых отраслях наличие нескольких похожих выставок никому не вредит. Например, необычайно популярны три крупные продовольственные выставки - февральская "Продэкспо" "Экспоцентра", сентябрьская World Food "Крокуса" и октябрьская "Российские продукты питания" "Максимы". Близкие по срокам осенние выставки позиционируются по-разному. На World Food краснодарская свиноферма не поедет, а на российской вокруг ее стенда будут толпиться оптовики.

С увеличением числа участников рынка компаниям, создающим новую выставку, приходится наиболее тщательно продумывать именно позиционирование. "Мы определяли интересные сегменты методом проб и ошибок, - рассказывает Елена Демидова. - От некоторых идей, например от Московской выставки моды, пришлось отказаться. Рынок был не готов к закупкам такой одежды, у бутиков были свои связи. После пяти выставок мы выделили отдельно рождественскую ярмарку мехов и "МосШуз", которая проводится дважды в год. В следующем году появится выставка "Мир текстиля".

В последние годы заметно изменилась тематика выставок. Десять лет назад первый Comtek был единственной возможностью познакомиться с новинками мирового компьютерного бизнеса. Именно с него начались партнерские отношения западных производителей с российскими дилерами. Сейчас телекоммуникационных выставок много, появились экспозиции, посвященные узким сегментам рынка. Например, "Интернетком". Более узкая специализация - одна из тенденций изменения тематики.

Другая тенденция - практически исчезли выставки, ориентированные на потребителя. Они были очень популярны сразу после перестройки. У нас были только "Вятки" и "Малютки". Естественно, что интерес к западным стиральным машинам был огромный, то же и с утюгами, и с другой бытовой техникой. Ее можно было увидеть только на выставках. Сейчас это есть в любом магазине. Начиная с 1992 года количество таких выставок стало сокращаться.

В рейтинг популярности тем внес корректировки кризис. "Разные отрасли отреагировали по-разному, - говорит Елена Демидова. - Выставка "Игрушки и игры", которая зависит от конечного потребителя, просела. Списки ее участников на 80 - 90% состояли из компаний-импортеров, а в этом году многие из них перестали заниматься игрушками. В то же время возник огромный интерес к химии. Отечественные лаки и краски стали более популярны, на последней выставке всем не хватало ни визиток, ни прайс-листов. В то же время иностранцы не ушли: в России много строят".

Владимир Шкуратов, первый заместитель генерального директора ЗАО "Экспоцентр", отмечает возвращение интереса к "тяжелой" промышленной тематике и обещает увеличение числа таких выставок в "Экспоцентре".

"Он умрет последним"

После кризиса все организаторы выставок в один голос говорят об увеличении числа российских участников международных выставок при тенденции к оттоку иностранцев. "Западные компании боятся ехать. К тому же на примере Comtek'99 видно, что крупные компании практически уже не участвуют в выставке, - говорит Аркадий Злотников. - Они не видят в этом смысла, поскольку их дилеры сами арендуют большие стенды".

Выставочники стали предлагать российским участникам льготный режим. Имея больше возможностей, больше других демпинговал "Экспоцентр". Основные расходы участников всегда - аренда и оформление стенда. По некоторым оценкам, "Экспоцентр" на своих послекризисных выставках снижал цены для российских участников в 2,5 - 3 раза.

Российские стенды стали больше и краше. Это было заметно и на "Продэкспо", и на других выставках. Владимир Шкуратов связывает это не только со снижением цен, но и с возможностью выбора из большого количества дизайнеров. Многие российские участники арендуют стенд в складчину.

Конечно, многие выставки сжались. Участников, несмотря на активность российских производителей, поубавилось. Да и площади арендуются меньшие. Часто сокращение площадей значительное - один павильон вместо двух-трех прошлогодних. В то же время участники рынка отмечают нехватку выставочных площадок. "Для Москвы "Экспоцентра", "Сокольников" и ВВЦ явно мало. Нужен еще один центр на 100 - 200 тысяч, соответствующий западным стандартам, - считает Аркадий Злотников. - Если экономика пойдет вверх, иностранцы снова поедут. В любом случае выставочный бизнес если и будет умирать, то последним. Ведь выставки - это самый гребень рекламы".

Еще по теме