Top.Mail.Ru
архив

«Места на розничном рынке хватит всем»

Один из крупнейших российских банков – Межпромбанк, прежде не замеченный в стремлении заниматься массовым обслуживанием населения, начал экспансию на рынок частных банковских услуг. И уже инвестировал в свой розничный проект – «Межпромбанк Плюс» – 50 млн евро. Для того чтобы превратить банк в одного из самых заметных игроков на рынке, его акционеры готовы потратить еще $200 млн. О том, куда пойдут эти средства, рассказывает председатель совета директоров «Межпромбанка Плюс» Наталия Самкова.

О своих планах развивать розницу Межпромбанк (МПБ) объявил еще в марте нынешнего года. Для этого весной был куплен небольшой столичный банк, к тому моменту уже вошедший в систему страхования вкладов. Свое желание «пойти в народ» в МПБ объясняли просто – потенциал рынка огромен, розничный бизнес является до сих пор очень прибыльным. Кроме того, именно ритейл наиболее интересен сейчас стратегическим западным инвесторам, которые присматриваются к российским банкам. С несколькими западными финансовыми институтами МПБ уже ведет переговоры об их участии в капитале розничной «дочки», переименованной недавно в «Межпромбанк Плюс». Вполне возможно, что именно с желанием получить иностранного инвестора связаны очень амбициозные планы нового банка в завоевании рынка. «Межпромбанк Плюс» рассчитывает уже за два года занять не менее 5% всей банковской розницы. Отметим, что пока таких результатов за столь короткий срок не удавалось ни одному российскому банку.

 

«Ко»: В чем заключается ваша стратегия развития розничного бизнеса?

Наталия Самкова: Наша программа развития предусматривает три этапа. Первый – технический – перевод розничного бизнеса из Международного Промышленного Банка в «Межпромбанк Плюс» (сейчас у нас около 500 млн руб. частных вкладов и более 1 млрд руб. выданных кредитов). С этим мы справимся довольно быстро – в течение двух-трех месяцев. Частные клиенты от этого только выиграют, получив современные банковские продукты и новое качество обслуживания. Второй этап – создание в течение года Центра обслуживания населения в Москве. Третий этап – экспансия в регионы, первые результаты которой, надеюсь, станут заметны через два года.

В отличие от других российских банков, развивающих розничный бизнес, мы не будем открывать в провинции полноценные филиалы – это экономически нецелесообразно. Свои продукты мы планируем распространять через агентскую сеть компаний-партнеров и мини-офисы. По сути, это будут центры самообслуживания, где клиент сможет сам пополнить счет, погасить кредит, снять средства с депозита и т. д. Хотя, конечно, если ему понадобится помощь сотрудника банка, он ее получит.

 

– Центры банковского самообслуживания пока приживаются только в Москве, Санкт-Петербурге. В регионах же население еще не готово самостоятельно проводить банковские операции…

– Практика покажет. Мы делаем большую ставку на информационную работу, на call-центры, которые будут работать во всех регионах. И потом, продукты, несмотря на их высокую технологичность, должны быть простыми и понятными для конечного потребителя.

В то же время мы не будем ограничиваться только вкладами и кредитованием. Мы планируем предоставить клиентам полный спектр услуг, в том числе расчетные операции, переводы, пластиковые карты и т. д.

 

– На какую категорию клиентов вы рассчитываете?

– Это массовый клиент, со средним доходом от $400 в месяц. Кроме того, у нас будет VIP-обслуживание, которое предполагает полноценное управление частными средствами. Правда, оно будет занимать не более 10% розничного бизнеса. Повторюсь, мы ориентируемся именно на массового клиента.

 

– Кто будет заниматься оперативным управлением банка? Ведь должность председателя правления пока вакантна… И как будет формироваться команда банка?

– В ближайшее время мы назовем имя нового руководителя. Однако перед тем как его официально представить, мы должны соблюсти ряд формальностей... Сейчас могу лишь сказать, что это известный в банковских кругах человек.

Первой его задачей станет формирование команды розничного банка. В Международном Промышленном Банке достаточно сильное управление розничного бизнеса, но очевидно, что только наших сил здесь будет недостаточно. Перед «Межпромбанком Плюс» стоит серьезная задача, которая требует столь же серьезного похода к кадровому вопросу. Надеюсь, что в новом банке нам удастся собрать лучших розничных специалистов, энергичных, ярких и целеустремленных. Сейчас мы активно работаем в этом направлении.

 

– У МПБ нет большого опыта в построении розничного бизнеса, в отличие от других российских банков, которые занимают лидирующие позиции на рынке уже несколько лет. Как вы будете с ними конкурировать?

– Нашу линейку продуктов мы обкатывали давно, хоть и на небольшом числе клиентов. В этом бизнесе мы не новички, просто розница никогда не была для нас задачей номер один. Что касается этого рынка, то пока он не насыщен, и о жесткой конкуренции говорить не приходится. Уверена, что места на нем хватит всем, потенциал рынка огромен.

В «матрасах» у населения спрятаны колоссальные денежные средства, которые, теоретически, могли бы храниться на банковских депозитах. Еще больший потенциал в секторе потребительского кредитования. Согласно нашим исследованиям, за последние несколько лет этот рынок в России вырос в 20 раз. При этом объем потребительского кредитования составляет пока 2,7% от ВВП, в то время как в странах Восточной Европы – 8%, в развитых западных государствах – не менее 50%. И если посмотреть на прогнозы как российских, так и западных аналитиков, то в ближайшие пять-десять лет в этом секторе нас ожидает настоящий бум.

Говорить о жесткой конкуренции можно лишь тогда, когда бизнес находится на грани рентабельности, то есть банки не могут предложить более выгодные условия по продуктам, или если рынок полностью насыщен всеми возможными услугами, а качество обслуживания повсюду одинаково идеальное. У нас такого пока нет.

 

– Розничный бизнес в России считается самым затратным для банков. Обычно проект выходит на самоокупаемость через 2 – 3 года. Как скоро вы планируете сделать «Межпромбанк Плюс» рентабельным?

– В том виде, как в России принято строить розничный бизнес, это, действительно, недешево. Мы рассчитываем, что наш проект окажется менее затратным, и планируем вывести его на уровень рентабельности за два года.

 

– Еще в марте МПБ объявил о том, что ведет переговоры с иностранными инвесторами. Вам удалось договориться об их участии в капитале розничного банка?

– Те 50 млн евро, которые инвестированы в уставной капитал «Межпромбанка Плюс», – это средства материнского банка. С западными инвесторами мы, действительно, ведем переговоры, однако до тех пор, пока они не завершены, мы не вправе разглашать детали. Скажу лишь, что мы рассматриваем в качестве партнеров несколько крупных коммерческих финансовых институтов, у которых есть опыт построения розничного бизнеса. В России своя специфика банковской розницы. Собственно, поэтому иностранцы сейчас предпочитают становиться акционерами уже действующих банков, а не создавать с нуля «дочку».

Однако вне зависимости от того, появятся среди акционеров банка иностранцы или нет, наши планы и концепция развития «Межпромбанка Плюс» останутся неизменными.