Top.Mail.Ru
архив

Метромобильный телефон

Во всем цивилизованном мире микроплатежи с использованием сотовых телефонов – вещь распространенная. С мобильника оплачивают не только поездку на транспорте, но и товары в магазине, счет в ресторане и многое другое. В России лишь к концу текущего года телефон можно будет использовать как билет для проезда в Московском метрополитене.

В рамках Петербургского Международного экономического форума, проходившего минувшим летом, компания «МТС» продемонстрировала возможности технологии NFC (Near Field Communication), позволяющей покупать электронные билеты для прохода в метрополитен. Деньги просто списываются с мобильного счета абонента. Коммерческий запуск проекта запланирован на IV квартал 2010 года, рассказала пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. На территории станций метро начнут работать специальные точки, где абоненты МТС смогут приобрести внутреннюю антенну для своего мобильного телефона и настроить аппарат для получения возможности оплаты поездок в метро. «Вымпелком» также знаком с технологией NFC, и считает ее наиболее перспективной в области бесконтактных платежей. «В мире есть всего несколько примеров внедрения технологии NFC, и все они реализуются с  участием мобильных операторов», – отмечает директор по маркетингу бизнес-сегмента и роуминга ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») Оксана Беляева. Она заявила, что ее компания ведет переговоры с крупнейшими игроками банковского рынка и другими операторами сотовой связи относительно возможности внедрения подобной системы платежей. «Это очень удобно, и услуга будет пользоваться спросом. К тому же внедрение планируется на локальном московском рынке, где вероятность успеха технологического проекта гораздо выше», – подтверждает вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов. «Я рассчитываю, что оплата проезда в метро в ближайшем будущем достаточно широко распространится, и как только данная технология заработает, МТС получит ключевое конкурентное преимущество, – комментирует нововведение коммерческий директор компании «Сумма Телеком» Олег Леонов. – Но опыт показывает, что уникальных конкурентных преимуществ в телекоме не бывает, другие игроки «большой тройки» также включатся в процесс». 



Как только будет сделана попытка расширить масштабы внедрения этого способа платежей, появятся «умельцы», которые, например, умудрятся «продавать» по гамбургеру любому держателю карты


Однако оптимизм участников рынка разбивается о суровую отечественную действительность. «Теоретически технология обречена на успех. Но такое произойдет не в этом году, и даже не в следующем», – уверена аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. Для поистине всенародного распространения сервиса передачи данных на основе NFC необходимо, чтобы все мобильные телефоны уже в базе обладали этой функцией. Сейчас далеко не каждый аппарат имеет даже типичные, распространенные технологии, 3G например. Стандартная модель применения технологии NFC предполагает использование трех элементов: специальных SIM-карт, NFC-телефонов, а также NFC-терминалов, которыми оборудуются точки сервиса. Не говоря уже о том, что в практике применения мобильных платежей существует масса проблем, начиная с законодательных и заканчивая банальным мошенничеством. Последнее, кстати говоря, сейчас широко распространено в сфере премиумных SMS, считающихся «предтечей» технологии NFC.

Первая ласточка
Самым ярким примером настоящей вакханалии, царящей на рынке мобильных платежей в сегменте премиумных SMS, может являться случай с блокированием операционной системы на компьютерах вирусом, который требовал отправить на короткий номер платное SMS. Эта история получила широкую огласку. Как результат – в конце августа было возбуждено первое уголовное дело по факту мошенничества с использованием коротких SMS-номеров. По поручению Генпрокуратуры «Прокуратура Москвы организовала проверку по фактам мошенничества путем распространения в Интернете вредоносных программ, блокирующих нормальную работу компьютеров». Но это лишь единичный случай, на самом деле фактов подобных незаконных действий тысячи. Вот только правоохранительные органы далеко не всегда находят организаторов преступной цепочки. Согласно оценке «Информ-мобил», доля мошенничества в суммарном объеме контент-услуг на российском рынке составляет 8%, а в партнерских программах – около 11%.


Закон у нас простой: вход – рубль, выход – два.
Виктор Суворов (р. 1947), российский писатель, роман «Аквариум»


 В 2009 году мошенники обманным путем получили от российских абонентов более $50 млн. Ущерб отечественных операторов составляет приблизительно $150 млн. По данным компании AC&M-Consulting, в I квартале текущего года российский рынок контент-услуг сократился на 2%, до 10 млрд руб. При этом снижение в основном связано с борьбой операторов с SMS-мошенничеством. «Выручка МТС от контент-услуг снизилась на 13%, до 563 млн руб. Компания ограничила доступ к сервисам контент-провайдеров, работа субагентов которых вызвала наибольшее количество жалоб от абонентов (несоответствие контента описанию, завышение цены). Кроме того, для коротких номеров, на которые было много нареканий, оператор ввел временный сервис Advice on Charge (AoC), информирующий клиента о стоимости платежа еще до списания средств со счета», – рассказывает аналитик по телекомам ФГ «БКС» Ирина Пенкина. «Вымпелком» также пытается бороться с мошенничеством. Компания не позволяет абонентам приобретать контент при недостатке денег на счете, кроме того, оператор применяет определенные меры к недобросовестным контент-провайдерам в виде штрафов, отключений или блокировки номеров. «В России сегмент премиумных SMS достаточно хорошо развит, однако существует ряд препятствий для максимального распространения, и в первую очередь это высокая стоимость услуги, в которую, помимо непосредственно цены на товар, включена комиссия оператора, контент-провайдера и контент-агрегатора, – констатирует Олег Леонов. – Оптимальное решение – платежи через меню телефона или SIM-карты, однако данный сегмент в нашей стране пока находится в зачаточном состоянии».
То же самое можно сказать и о широко разрекламированной компанией «МТС» технологии NFC. «Сегодня уровень развития сервиса мобильных платежей с применением технологии NFC в России находится на этапе тестирования. Прогресс в развитии мобильных платежей связан с попыткой руководства страны модернизировать отечественную экономику и уйти от сырьевой составляющей, – отмечает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. – До этого инициативы мобильных операторов по развитию мобильных платежей натыкались на технические и законодательные проблемы».

Их не догонят
Действительно, по данным исследовательской компании Juniper Research, мировой объем NFC-платежей в 2009-м составил $8 млрд, а к 2014 году превысит $110 млрд. Аналитики Juniper Research прогнозируют, что к 2014 г. каждый шестой пользователь будет иметь мобильный телефон с поддержкой технологии NFC. Они отмечают, что высокие темпы роста рынка NFC-платежей в ближайшие пять лет следует ожидать в североамериканском и западноевропейском регионах. Что касается России, то здесь ситуация с точностью до наоборот: внедрение полноценных NFC-платежей все еще лишь в планах. Для примера: в Южной Корее уже в полной мере реализованы возможности указанной технологии. С 2008 года там началось использование T-money – электронных наличных, хранимых и пополняемых через SIM-карты или другие чипы телефона. Данные средства принимают в общественном транспорте, супермаркетах, онлайн-магазинах и некоторых службах такси. В Великобритании технология NFC с 2006 г. используется для оплаты проезда и расчетов на АЗС. В Чехии с весны прошлого года с помощью мобильного телефона можно расплачиваться в магазинах. Телефоны используются для оплаты проезда в метро также в США и Германии. В Японии мобильные платежи принимает ряд кафе и ресторанов, среди них и «Макдоналдс».
Напомним, что первый мобильный платеж был осуществлен в 1997 году жителями Хельсинки, когда на улицах города установили два автомата компании «Кока-Кола» по продаже напитков с использованием SMS. В Россию эта технология добралась лишь в 2000-х гг., когда с помощью SMS стали продаваться рингтоны и различные игры для мобильных телефонов. «Компания «Вымпелком» запустила первый сервис для мобильных платежей еще в 2005 году. Сейчас мы находимся примерно на середине пути, который когда-то уже проходили системы, подобные Paypal или «Яндекс.Деньги», но в мобильной среде», – отмечает Оксана Беляева. Долгое время сдерживающим развитие этого сегмента фактором были относительно высокие комиссии, предлагаемые операторами по схеме премиумных SMS, что делало нерентабельным их использование для сервисов с низкой маржинальностью. В результате эта услуга стала популярна только среди ограниченного круга интернет–сервисов. Однако сейчас положение изменилось: как минимум два из трех операторов применяют дифференцированные ставки в зависимости от типа оплачиваемых услуг.

И хочется, и колется
Значительное внимание развитию технологии NFC-платежей, помимо собственно операторов сотовой связи, уделяют также банки. «На сегодня бесконтактные платежи обеспечивают высочайшую скорость проведения операции, но при этом времени, достаточного на проведение платежа, не хватает, чтобы получить авторизацию банка, выпустившего карту, таким образом, платежи совершаются в кредит, а сумма каждого платежа относительно небольшая, – поясняет вице-президент КБ «Интеркоммерц» Денис Хренов. – Когда я говорю о несущественной роли скорости операции, я сравниваю доли секунды на считывание с карты информации в метро по сравнению с несколькими секундами на операцию, затрачиваемую терминалом магазина, работающего на современных (оптоволокно) каналах связи». По его мнению, в целом доля бесконтактных платежей станет расти. Возможно, через пару лет большая часть выпускаемых карт станет обладать функционалом, позволяющим проводить бесконтактные платежи, но только в случае, если для выпускающих/эмитирующих такие карточки банков плата за реализацию этой технологии будет достаточно невелика. Но Татьяна Менькова все же полагает, что банкам придется раскошелиться. «Кредитным организациям потребуется обширная работа по разработке мобильных и компьютерных приложений, позволяющих идентифицировать клиентов и проводить платежи», – отмечает эксперт.


Для пользования новым сервисом абоненту будет достаточно поднести телефон к считывающему устройству турникета на расстоянии 10 сантиметров


Перспективность технологии подтверждается в том числе и тем, что крупнейшие производители мобильной техники заявили о намерении внедрять ее и в своих устройствах. По словам исполнительного вице-президента Nokia Анси Ваньоки, в 2011 году все смартфоны финского производителя будут иметь поддержку NFC. Компания Lenovo обещала в ближайшее время оснастить модулями NFC свои ноутбуки. «Это важный проект по созданию инфраструктуры NFC-считывателей в компьютерной отрасли. Такое расширение диапазона применения устройств предоставит пользователям множество новых возможностей для работы с защищенными транзакциями на личном компьютере, такими как авторизация платежей, защищенный интернет-банкинг и целый ряд государственных услуг», – комментирует устремления производителей техники генеральный менеджер направления защищенных транзакций компании NXP Semiconductors Анри Ардевол.

Долгая дорога к NFC
На пути внедрения NFC-платежей в России существует множество проблем. «Основная причина медленного развития – преграды в законодательстве. Перевод денежных средств может осуществляться сейчас только через банки, а операторы не имеют формального права проводить платежи между третьими лицами напрямую», – отмечает Олег Леонов. «Технология NFC до сих пор вызывает неоднозначную реакцию банковских специалистов. С одной стороны, это самый «дружелюбный» к клиенту вид платежа. Поднес карточку или мобильный телефон к приемному устройству – и проходи через турникет, получай свежую газету или бутылку колы. Быстро и удобно!» – рассуждает советник председателя правления Мастер-банка Павел Иванов. С другой стороны, проблема в том, что такой вид платежа не защищен от посягательств злоумышленника. Ведь в современном варианте этой технологии ни на карте, ни на мобильном аппарате нет специальной кнопки, чтобы одобрить операцию списания средств. А значит, это можно сделать и без ведома владельца. Пока мобильным платежом можно заплатить только за проход в метро, обогатиться невозможно. «Но как только будет сделана попытка расширить масштабы внедрения этого способа платежей, появятся «умельцы», которые, например, умудрятся «продавать» по гамбургеру любому держателю карты или другого устройства NFC, приблизившегося ближе чем на полметра, к такому мошеннику», – предупреждает Павел Иванов. Решение этой проблемы: нужно просто добавить функцию, демонстрирующую на дисплее предполагаемую к списанию сумму, и кнопку «одобрить». Если так же просто было бы депутатам нажать на кнопку голосования за введение поправок к действующему законодательству, технология NFC в полной мере заработала бы в России уже через несколько месяцев. Но чудес не бывает, и поэтому не исключено, что в нашей стране NFC-платежи станут полностью легальными лишь тогда, когда весь остальной мир перейдет на более современные технологии.

Еще по теме