Top.Mail.Ru
архив

Миф устойчивого сегмента

01.09.201400:00

Общий спад в российской экономике отражается на всех секторах рынка, но существует миф, что есть направления, живущие за счет прошлых, "жирных" годов. Одним из таких небольших сегментов принято считать шинный рынок. Но здесь не все так просто, как кажется.

Специалисты и исследовательские агентства уже зафиксировали, что рынок легковых автомобилей в целом переживает спад, и это, конечно, сказывается на шинной отрасли. Никто не ожидает, что российский рынок шин сможет значительно вырасти в 2014 г. Но, с другой стороны, у этого бизнеса есть определенные возможности для развития, поскольку в 2010-2012 гг. продажи автомобилей показали значительный рост, и это напрямую связано с сегодняшним днем.

В России погодные условия специфические: внушительные перепады температур, порой неудовлетворительное состояние дорог, сильнейшие реагентные воздействия и достаточно агрессивная манера поведения водителей на дороге приводят к быстрому износу покрышек, и теперь - три-четыре года спустя - водители должны будут обновить шины. Что дает определенные надежды игрокам отрасли на то, чтобы не просто оставаться на плаву, но и чувствовать себя достаточно уверенно. Тем более что если даже продажи машин претерпевают то рост, то спад, общее количество автомобилей, зарегистрированных в стране, неуклонно растет, так что вопрос замены шин рано или поздно становится актуальным для любого автовладельца. Именно на это и рассчитывает большинство компаний, но и тут имеются свои нюансы.

Во-первых, за несколько последних лет существенно изменилось потребительское поведение. В нем наблюдается несколько трендов. Например, сейчас покупатели не столь консервативны, как в прошлом. Далеко не все идут в розничные магазины, как было ранее. Многие приобретают шины через Интернет. Согласно нашим исследованиям, примерно 15% целевой аудитории покупает шины через Интернет. Безусловно, эта цифра растет, и в перспективе ожидается, что доля онлайн-торговли достигнет 20-25%. Но есть проблема - более точно спрогнозировать никто не берется, так как данное исследование не покрывает всю Россию, а проникновение Интернета в стране неравномерное. Работа же без более-менее точных прогнозов становится сложнее и требует задействования дополнительных ресурсов.

Во-вторых, меняется структура рынка. Все больше покупателей в последнее время предпочитают премиум-маркам бренды более дешевые и средней ценовой категории. В то же время обеспеченные покупатели, как и прежде, отдают предпочтение дорогим маркам шин. Меняется и подход компаний к продажам. Если раньше участники рынка создавали свою сеть магазинов и ориентировались преимущественно только на нее, то сейчас появился новый тренд - расширение каналов продаж. Компании заинтересованы в сотрудничестве с автомобильными дилерами и автосалонами для того, чтобы иметь максимальное проникновение в регионы, а это ведет к дополнительным расходам.

В-третьих, на российском шинном рынке во всех сегментах усиливается конкуренция. Наряду с растущим импортом из стран Азии мировые бренды локализуют производство на территории России. Локализация позволяет упростить схему логистики компаний, что, в свою очередь, ускоряет доставку шин до конечного потребителя. Если основным драйвером российского шинного рынка в 2012 г. был растущий импорт, то в 2013-2014 гг. его ключевой движущей силой выступает именно локальное производство в РФ. Уже открыто несколько заводов разных производителей, сейчас и наша компания приняла решение о строительстве завода в России, а в современной экономической обстановке подобные инвестиции имеют определенные риски.


Куроки Минору,генеральный директор ООО "Бриджстоун СНГ"

Еще по теме