Top.Mail.Ru
рынки

Миру предрекли голод без российской пшеницы

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ / Legion-Media

Напряженность на Украине, а также санкции Запада против России взвинтили цены на пшеницу до очередных максимумов. В начале весны фьючерсы на этот продукт побили рекорд, который держался 14 лет. Эксперты говорят, что мир может ждать новый продовольственный кризис, который сильно отразится на Европе, странах Азии и Ближнем Востоке. При этом России, которая исторически производит больше зерна, чем потребляет, такая проблема вряд ли грозит.

Новый рекорд стоимости пшеницы был зафиксирован в начале марта. Во второй день весны фьючерсы на пшеницу, отгрузка которой планируется в мае 2022-го, подскочили на 7,1%. На тот момент цена бушеля (1 бушель — это 27,2 кг пшеницы) на Чикагской товарной бирже составляла 11,34 доллара. Затем цены продолжили расти — по данным Bloomberg, они достигали 13,635 доллара за бушель.

В последний раз подобные ценовые рекорды фиксировались в 2008 году, в период глобального продовольственного кризиса. Тогда, 25 мая, майский фьючерс на пшеницу преодолел отметку в 11 долларов за бушель, а в феврале того же года цены на пшеницу достигли $13,495 за бушель.

Стоимость пшеницы стала активно расти после начала спецоперации РФ на Украине. За неделю геополитическая напряженность и санкции взвинтили цены более чем на 40%, а за первые три дня марта это сырье подорожало больше, чем за весь февраль — на 22,2% против 21,9%.

«Мир сталкивается с огромным шоком предложения, поскольку спецоперация отсекает поставки из региона, на который приходится четверть торговли зерном», — пишет Bloomberg, имея в виду Россию и Украину вместе взятые. Обе страны сейчас отрезаны от мирового рынка, добавил аналитик Commerzbank Карстен Фритч.

Перебои с поставками возникли из-за закрытия портов и блокировки судоходства. «Поставки пшеницы из Украины морем не могут быть отправлены в течение неопределенного периода. Кроме того, судоходные компании больше не принимают заказы на доставку из России или в Россию», — отмечает Фритч. «Пшеница дорожает как никогда, и на многие страны надвигается голодный кризис», — предупреждает немецкое издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten.

Место России и Украины в экспорте пшеницы

Россия уже несколько сезонов подряд удерживает лидерство по экспорту пшеницы. В 2017-2018 сельскохозяйственном году (с 1 июля 2017-го по 30 июня 2018 года) она поставила за границу 40,449 млн тонн пшеницы. В последующие годы этот показатель последовательно снижался:

  • до 35,2 млн тонн в 2018-2019 году,

  • до 34,19 млн тонн в 2019-2020 году.

По экспорту пшеницы Россия по-прежнему находится на первом месте в мире, однако в 2021-2022 сельхозгоду страна переживает слабый экспортный сезон. С 1 июня по 24 февраля она отгрузила 26 млн тонн пшеницы — это на 23% меньше, чем годом ранее.

Что касается Украины, то в 2020 году она заняла пятое место в мире среди экспортеров пшеницы, поставив другим странам товара на $3,6 млрд. Доля Украины на мировом рынке тогда составила 9,2%. К февралю этого года экспорт пшеницы из страны по сравнению с прошлым сезоном вырос на 34%.

Эксперты S&P Global Commodity Insights оценивают экспорт пшеницы из России в текущем сезоне в 36,5 млн тонн (Минсельхоз ранее оценивал его на уровне 45—48 млн тонн). Украина, по их оценкам, должна поставить за рубеж 22,5 млн тонн пшеницы. При этом совокупный экспорт продукта из двух стран, по подсчетам Министерства сельского хозяйства США, должен составить 23% от общемирового объема в 206,9 млн тонн.

Посевная идет?

Помимо сбоя поставок и санкций, спецоперация создает еще одну потенциальную проблему — дефицит зерна. По словам Скотта Ирвина, аграрного экономиста из Университета Иллинойса, конфликт между странами может лишить мир «десятков миллионов акров зерна». Тяжелую ситуацию на Украине подтвердил Алекс Лисситса, глава Индустриальной молочной компании (ИМК) — одного из крупнейших агрохолдингов Украины. По его словам, к 5 марта из шести офисов у ИМК работал только один, остальные были эвакуированы. При этом компания рассчитывает провести хотя бы 30% весенне-полевых работ на своих базах.

Другие украинские предприятия, несмотря на спецоперацию, заявляют, что продолжают работать. Так, посевные работы проводят предприятия холдинга «Астарта». Также работу ведут предприятия Continental Farmers Group. По сообщениям компании в Facebook, ее аграрии сейчас работают без выходных.

«Панику разгонять нет смысла, — заявил Лисситса. — Пшеницу мы соберем, но не 30-35 млн тонн, а, допустим, 10-15 млн тонн. Этого хватит на внутреннее потребление, но не хватит глобальному рынку».

В марте министр аграрной политики и продовольствия Украины Роман Лещенко издал ряд приказов, призванных помочь местным аграриям.

Критически важным работникам пообещали дать отсрочку от призыва во время мобилизации.

Также власти взяли на себя допфункции для распределения всего, что необходимо для посевной кампании: например, дизтоплива, удобрений, семенного материала и т.д.

Чтобы предотвратить гуманитарный кризис, из страны запретили экспортировать овес, гречку, сахар, соль, рожь и еще ряд товаров. При этом пшеницу вывозить все еще можно, но при условии декларативного лицензирования.

прочитать весь текст

В России посевная кампания-2022 тоже началась. Как сообщили в Минсельхозе, аграрии уже подкормили 2,4 млн га озимых культур, яровой сев проведен на площади свыше 150 тыс. гектаров. Чтобы обеспечить аграриев заемными средствами, министерство попросило увеличить лимиты на льготное краткосрочное кредитование на 25 млрд рублей.

Перед этим опасения из-за ситуации в отрасли высказывали в Российском зерновом союзе (РЗС). Его президент Аркадий Злочевский отмечал, что фермерам отрезан доступ к финансированию, в том числе к коммерческим кредитам, а льготных кредитов и вовсе нет.

«Понятно, что у нас есть задел, мы отсеяли озимые, и какой-то ресурс будет. Но не хотелось бы провалить весенний сев, потому что тогда у нас будет резкое падение по валовому сбору — и там бог с ним, с экспортом, не в этом проблема, а проблема вся во внутреннем снабжении, самое главное — чтобы не пострадало внутреннее снабжение», — говорил Злочевский.

В Союзе экспортеров зерна, в свою очередь, жаловались на «ничтожно маленькое» число новых сделок. Из-за геополитических рисков традиционные покупатели российского зерна диверсифицируют географию поставщиков, а потому в ближайшие месяцы экспортеры не ожидают высокого спроса, заявлял глава организации Эдуард Зернин.

Главные жертвы — Европа и Турция

Ситуацией в продовольственном сегменте озабочены не только в России, но и на мировом уровне. Так, в Международном совете по зерну опасаются, что к концу года запасы крупнейших экспортеров пшеницы могут снизиться до 57 млн тонн. Этого миру хватит всего на 27 дней, пишет Reuters, а без резервов Украины и России — меньше чем на три недели. В пятницу, 11 марта, министры сельского хозяйства стран G7 договорились организовать специальную встречу. На ней они обсудят влияние происходящего на Украине на глобальную продбезопасность, а также способы стабилизации рынков.

На мировом рынке ситуация сейчас действительно сложная, заявил «Компании» промышленный эксперт Леонид Хазанов. По его словам, поставки зерна с Украины фактически прекращены, а из России они идут довольно тяжело из-за зарубежных логистических операторов, которые «то выполняют, то не выполняют обязательства».

«В этой ситуации особенно уязвима Европа, которая является крупным импортером российского зерна. В принципе удар может прийтись и по ряду стран Африки, где выращивание зерна затруднено, и по странам Азии, потому что какая будет ситуация с перевозками — одному Богу известно. Западные транспортные компании могут вообще в один день отказаться возить что-либо из России»,

— Леонид Хазанов.

Россия и Украина поставляют много пшеницы схожего класса, добавил доктор экономических наук и бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод. Многие страны покупают ее как на пищевые, так и на кормовые цели — например, в Египте 98% покупного зерна приходится именно на продукцию этих двух стран.

«Если брать Россию, то наш главный покупатель — Турция, а покупатель номер два — Египет. Эти две страны очень сильно зависят от российского импорта», — сказал он. Эксперт добавил, что цены растут на фоне волнения инвесторов, торговцев и потребителей, однако они имеют авансовый характер, потому что сев нового урожая в России только начался.

По словам Хазанова, спрос на российское зерно по-прежнему высок. Он идет со стороны стран Азии и Африки: Турции, Египта, Пакистана, Бангладеша, Туниса и Алжира. Это связано как с растущими ценами, так и с тем, что экспорт зерна из Европы может прекратиться, а названные страны не прочь заработать на российском продукте.

«Например, Турция много зерна закупает не только для себя, но и для перемолки в муку и поставок в Европу. Сейчас ей выгодно купить пшеницу у нас и загнать муку по высоким ценам. Поэтому те, кто может пользоваться моментом, им пользуются, а те, кто не может, — тут речь про Европу, — готовятся к кризису продовольствия, и он вполне возможен», — считает Хазанов.

еще по теме:
Импортозамещение в сельском хозяйстве оказалось фикцией
Отечественные здесь только солярка и дешевый русский труд, говорят эксперты
сельское хозяйство

А что в России?

На внутреннем рынке никакая катастрофа не прогнозируется, считает Леонид Холод. Он напомнил, что сев в России начался: посевная в том числе идет в Краснодаре, Ставрополе и Ростове. Предварительно в нужных объемах были закуплены ресурсы: топливо, химические средства защиты растений и семена.

«Прогноз по урожаю пока давать рано, но если никаких катастроф с погодой и природой не произойдет, то на внутреннем рынке проблем не возникнет. Россия производит намного больше зерна, чем потребляет, не только с учетом населения, но и животноводства и пищевой промышленности», — сказал эксперт.

Холод напомнил, что зерно — это сезонный товар. Новый урожай начинают собирать в июле. Сейчас же идет работа на урожай прошлого года, а потому значительного экспорта зерна по естественным причинам нет.

«Внутренний рынок у нас не дестабилизирован. К тому же, в России работает механизм демпфера, который включается, если ситуация на внутреннем рынке неудовлетворительная или экспорт угрожает стабильности внутри страны. Так внешние рынок и спрос не разгоняют внутренние цены и не мешают внутренней конъюнктуре», — сказал Холод.

Дефицит пшеницы миру вряд ли грозит, считает эксперт. Даже если кто-то из крупных поставщиков уменьшит поставки, страны переориентируются на других, однако это может сказаться на цене поставок. Что касается экспорта зерновых, то его Россия вполне может ограничить в качестве ответной санкции по отношению к ЕС.

«Тогда логистические потоки направятся в другие страны, а те уже как захотят: оставят пшеницу себе или перепродадут нашим недоброжелателям. Не думаю, что Россия полностью остановит поставки зерна, но если ситуация вокруг будет ухудшаться, то мы имеем на это полное право. Потому что это наше зерно и наш экспорт», — заключил Леонид Хазанов.