МТС запускает новую сеть
Московский сотовый оператор «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) объявил о запуске двухчастотной сети GSM-900/1800. На сегодня компания МТС установила в Москве 30 базовых станций стандарта GSM-1800 в центре города и по дороге в аэропорт Шереметьево, до конца этого года планируется установить еще столько же. Станции нового стандарта призваны разгрузить перегруженную сеть GSM-900 в центральной части столицы, взяв на себя часть трафика. В настоящее время сеть функционирует на основе временного разрешения Госсвязьнадзора, активную коммерческую эксплуатацию предполагается начать весной.
При взгляде со стороны действия МТС выглядят продолжением начавшегося минувшей осенью противостояния с другим московским сотовым оператором - «Вымпелкомом». Напомним, что тогда «Вымпелком» заявил о запуске своей двухчастотной сети GSM-1800/900, добавив к уже существующей сети GSM-1800 несколько станций GSM-900 (главным образом на той же трассе Шереметьево - центр). Однако рассматривать все происходящее исключительно через призму взаимоотношений обреченных на сосуществование заклятых конкурентов было бы наивно.
Дело в том, что МТС избрала более естественный путь развития двухчастотной (или, как принято называть, совмещенной) сети. Сначала компанией была развернута сеть GSM-900, предназначенная для более широкого покрытия, а теперь к ней добавляются базовые станции городского стандарта GSM-1800. Причем, как уже было сказано выше, им отведена вспомогательная роль: они должны лишь разгрузить центр, на окраинах же столицы при нынешней численности абонентов емкости существующей GSM-900 хватает с избытком. Технические возможности для этого уже есть: большинство компаний-производителей наладили за последний год выпуск двухчастотных аппаратов, совместимых с обеими сетями. Такой аппарат автоматически перестраивается под более свободную в текущий момент сеть (естественно предположить, что в пределах Садового кольца, где сосредоточена деловая активность, это будет происходить чаще). Конкурент МТС действовал по более сложной схеме: вначале развернув избыточную по емкости дорогую сеть GSM-1800, он теперь добавляет к ней станции GSM-900 (который, кстати, и был предтечей современного городского стандарта). В принципе в мире построено и действует несколько самостоятельных сетей GSM-1800. Однако, как показала практика, с коммерческой и технологической точек зрения имеет смысл развивать такую сеть как функциональное дополнение и расширение базовой сети GSM-900 в районах, где последняя может испытывать перегрузки.
Директор по маркетингу компании МТС Игорь Тимофеев рассказал «Ко» о маркетинговой политике этого сотового оператора:
- Несмотря на трудности прошлого года, количество абонентов МТС в 1998 году выросло в 2,5 раза и достигло 160 тысяч человек (к февралю 1999 года). Интересно, что в декабре прошлого года был зарегистрирован своеобразный рекорд: в течение месяца компания подключила 11 146 новых абонентов, что на сегодня является наивысшим ежемесячным показателем среди российских сотовых операторов.
«Ко»: На какие категории абонентов МТС преимущественно опирается?
- Еще в апреле - мае прошлого года мы провели маркетинговое исследование, показавшее, что самый привлекательный слой клиентов - люди с невысоким достатком, которые до того никогда не пользовались мобильным телефоном. Для нас это была принципиально новая категория покупателей - студенты, мелкие предприниматели и т.п. Раньше с ними мы практически не работали. Достаточно сказать, что когда наша компания возникла, то основу клиентов составляли люди, готовые платить и плативших за мобильную связь порядка $600 - 700 в месяц. Постепенно с расширением охвата аудитории средняя планка снижалась: по результатам последних двух лет средний размер абонентской платы составлял около $150 - 200 в месяц.
Так вот, еще не предполагая скорого прихода кризиса, мы начали активно работать с новым слоем потенциальных клиентов, проведя, например, летом этого года масштабную рекламную кампанию с «молодежным» уклоном.
Как выяснилось впоследствии, чрезвычайно хорошие результаты дало введение тарифного плана «Экстренный МТС+». За $18 в месяц абонент получил возможность говорить 40 минут, доступ к международной связи, весь спектр услуг, которые раньше были доступны только пользователям дорогих тарифных планов. Появление такого плана фактически приблизило сотовый телефон по стоимости обслуживания к пейджеру. Предложение новых услуг привело к серьезному изменению структуры продаж: сейчас более 50% продаж МТС приходится на контракты с федеральным номером 8-902 - телефонами именно с такими номерами пользуются абоненты, использующие экономичные тарифные планы.
«Ко»: Наблюдался ли отток клиентов после начала кризиса?
- Очень незначительный. В основном люди выбирали другой, более дешевый тариф. Гибкая маркетинговая политика дала свои плоды: мы сохранили несколько тысяч абонентов, которые при прежних условиях могли бы быть для нас потеряны.
«Ко»: Какие услуги имеют шанс стать перспективными в этом году?
- Не детализируя, могу сказать, что наши новые коммерческие инициативы, как и в случае с тарифом «Экстренный МТС+», будут определять развитие рынка в нынешнем году. Мы готовим сюрпризы, связанные с переадресацией звонков, будет происходить общее снижение тарифов. Летом 1999 года начнет развиваться программа так называемого «дачного телефона», по которой дачникам будет предложена установка недорогого стационарного аппарата на участке в Подмосковье, тем более что зона покрытия МТС (сейчас 60 - 65% территории области, к концу года - 90 - 95%) это позволяет.
Интервью записал Сергей Рыбак