«Мы сохраняем оптимизм»
Автомобильный рынок в России бьет антирекорды. Продажи в массовом сегменте упали за девять месяцев на 14,4%. По прогнозам, рынок окажется в этом году ниже показателей кризисного 2009 г.
Некоторые марки приостанавливают продажи отдельных моделей или вовсе уходят из России до лучших времен. О своем видении рынка и новых возможностях, которые открывает кризис, «Ко» рассказал управляющий директор «Nissan Россия» Андрей Акифьев.
– Как вы оцениваете ситуацию и есть ли надежда на изменение негативного тренда?
– Соглашусь, что год выдался не очень хорошим, тем не менее мы сохраняем оптимизм. И видны сигналы, позволяющие надеяться на улучшение.
Во-первых, государство уже говорит о новых вариантах господдержки автопрома. Во-вторых, производители сами будут стимулировать рост продаж. Многие зарубежные автогиганты имеют в России собственные заводы, и они будут изыскивать резервы за счет оптимизации расходов и производства.
В-третьих, производители выводят на рынок новые модели, в основном локальной сборки, что расширяет выбор потенциального покупателя. Это также может стать неким стимулом для поддержания рынка. Автопарк стареет, и многим автовладельцам придется менять машины – это так называемый эффект отложенного спроса. Эти факторы и будут двигать рынок вверх.
– Можно ли говорить об изменении в последние годы предпочтений россиян при выборе автомобиля?
– Общая тенденция, характерная не только для России, – это рост спроса на автомобили категории SUV (внедорожники и кроссоверы). Мы наблюдаем падение в сегменте С, в то время, как сегмент B, а также кроссоверы и внедорожники показывают стабильный рост.
Если говорить об автомобилях Nissan, то мы исторически были сильны в этом сегменте моделями Qashqai и X-Trail. Они входят в 25 самых продаваемых в России моделей, занимая за девять месяцев 2016 г. 17-е и 18-е места соответственно. Благодаря переносу производства Nissan Qashqai из английского Сандерленда в Санкт-Петербург, а также удачной адаптации машины к российским условиям эксплуатации, продажи этого кроссовера за девять месяцев 2016 г. выросли на 69% (с 8191 штук в 2015 г. до 13 787 штук в 2016 г.).
– Вы говорили о расширении модельного ряда как дополнительном стимуле продаж…
– В августе мы, несмотря на продолжающееся падение на рынке, запустили в производство новый кроссовер бизнес-класса – Nissan Murano. Это не массовая модель. Но она достаточно интересна, элегантна, насыщена различными техническими функциями. Может быть, Murano и не станет драйвером продаж, но точно позитивно повлияет на восприятие бренда.
– На какие продажи вы рассчитываете?
– Если говорить о новом Murano, мы хотим выйти на 200–250 машин в месяц как минимум. С продажами предыдущего поколения Murano эти цифры трудно сравнивать, когда рынок упал с 3 до 1,3 млн авто в год. Но они будут соразмерны тому сегменту рынка, в котором выступает автомобиль. Сегодня я могу назвать первые цифры – с момента старта продаж в сентябре уже 377 Nissan Murano нашли своих покупателей.
– Сейчас покупателя стало трудно удивить. Чем отличается новая модель от конкурентов?
– Во-первых, это премиальный комфорт и дизайн – достаточно агрессивный и яркий. Вместе с тем, автомобиль практичен и позволяет чувствовать себя в нем комфортно. Во-вторых, машина имеет все технологии, которые предлагают другие производители уже не в массовом сегменте.
И конечно же, в ней сочетаются последние разработки Nissan: сиденья Zero Gravity, разработанные в сотрудничестве с NASA, монитор кругового обзора Around View Monitor, значительно облегчающий процесс парковки, а также интеллектуальные системы активной и пассивной безопасности, включающие в себя систему предупреждения о появлении объекта в мертвой зоне и новую систему, которая с помощью радара обнаруживает приближение другого автомобиля к Murano с любой стороны, когда тот выезжает задним ходом с места стоянки. В совокупности эти технологии позволяют нам чувствовать себя более уверенно по сравнению с конкурентами.
– Кого вы рассматриваете в качестве соперников Murano?
– Среди прямых конкурентов – это, вероятно, Volkswagen Touareg. Но в целом мы ожидаем, что Murano с точки зрения комфорта и богатого оснащения определенными опциями может рассматриваться как альтернатива моделям-одноклассникам премиальных марок.
– Автолюбители с недоверием относятся к автомобилям российской сборки. Сильно ли отличается качество отечественных комплектующих от импортных?
– Опасений по поводу российского качества уже нет. По многочисленным исследованиям и результатам общения с дилерами, можно говорить, что покупатель уже не спрашивает, где сделан автомобиль. Наш завод в Санкт-Петербурге дважды, в 2012 г. и 2014 г., удостаивался глобальной награды «Лучший завод по качеству продукции» среди всех сборочных предприятий Nissan в мире, что свидетельствует о высочайших стандартах производства. Будь то Европа, Америка или Япония, у нас единые стандарты качества и управления.
– А русский фактор имеет место?
– Основными причинами выбора Санкт-Петербурга в качестве площадки для строительства завода стали наличие высококвалифицированной рабочей силы, удобное месторасположение, благоприятный деловой климат, а также поддержка со стороны правительства города.
Что касается локализации, то благодаря собственному производству в стране нам легче контролировать расходы, а значит, и цены на автомобили. И конечно же, локальная сборка позволяет адаптировать автомобиль под условия российского рынка. Так, например, прежде чем встать на конвейер российского завода, Nissan Qashqai претерпел более 200 технических доработок, в результате чего стал более комфортным и гораздо лучше приспособленным к сложным дорожным условиям страны.
Благодаря российскому производству Qashqai получил адаптированные под российские условия эксплуатации конструктивные изменения в шасси, были увеличены дорожный просвет и колея, а рулевое управление специально настроено под российские дорожные условия.
Небольшие конструктивные изменения были внесены и в новый Nissan Murano, в результате чего автомобиль стал лучше управляться, но при этом не утратил комфорта. Сейчас в Санкт-Петербурге одновременно выпускаются четыре модели (Qashqai, X-Trail, Murano и Pathfinder).
– Какова сейчас ситуация с дилерами? Вы оказываете им поддержку?
– Еще недавно планирование в автомобильных компаниях исходило из ожиданий последующего роста рынка, а планы по продажам в 2015–2016 гг. строились из расчета общего объема автомобильного рынка России – более 3 млн автомобилей в год. Дилеры также готовились к такому объему.
В действительности же в силу ряда причин этого не произошло, и рынок опустился до уровня, значительно ниже планируемого: например, в этом году объем продаж ожидается примерно 1,4 млн автомобилей. Как следствие, часть дилерских предприятий закрылась. Это объективное положение вещей.
Мы активно работаем с дилерами с точки зрения оптимизации затрат и помогаем им найти взаимовыгодные решения, направленные на сокращение издержек и расходов. Например, оптимизируем условия оплаты, берем на себя больше расходов, связанных с продвижением наших моделей, предоставляем им больше маневров по рекламе, в том числе и затратам на нее.
Мы также помогаем работать с банками с точки зрения снижения кредитной нагрузки плюс у нас есть собственный банк – «РН банк», – который позволяет оптимизировать дилерские расходы. Но в целом это достаточно большой спектр действий. Плюс к этому компания запускает дополнительные программы для расширения бизнеса.
– Как строится сейчас ценовая политика Nissan? Летом многие автопроизводители подняли цены. Будет ли новый скачок?
– Мы работаем на рынке и позиционируем свои модели с учетом действий конкурентов и возможностей и предпочтений покупателей. Нельзя сильно поднимать цены, иначе продажи остановятся. Здесь действует в большей степени правило корректного позиционирования модели. Мы изменили цены на некоторые модели, но не кардинально. Это было корректировочное повышение, чтобы выровнять позиционирование и получить конкурентное преимущество. Делаем мы это аккуратно, чтобы удорожание негативно не отразилось на продажах.