Top.Mail.Ru
архив

На перепутье

Конференция PBLS в Берлине, проходившая под эгидой компании SAS (на фото справа – гендиректор SAS Джим Гуднайт), была призвана помочь деловому сообществу нащупать надежные ориентиры в многократно более сложном, чем прежде, многоуровневом, трансграничном мире современного бизнеса

Пару летних дней в центре западной части Берлина можно было наблюдать европейцев в деловых костюмах, кланявшихся друг другу почти совсем по-японски. Делали они это подчеркнуто, обмениваясь многозначительными улыбками, в общем, с видимым удовольствием. Такую локальную моду на прошедшей под эгидой компании деловой аналитики SAS конференции для бизнес-лидеров The Premier Business Leadership Series (PBLS) ввел ее модератор, известный английский телеведущий Марк Джеффрис, пропевший для начала просто-таки оду такой вроде бы непритязательной и не особенно заметной, многими воспринимаемой исключительно как антураж составляющей бизнеса, как визитная карточка.

«Вам протягивают карточку, вы говорите: «А-а, да-да...» – и небрежно суете ее в карман, чтобы забыть навсегда. А ведь, если вдуматься, протягивая вам свою карточку, человек сообщает: "Вот, я много учился, работал. Стал старшим специалистом, вошел в совет директоров, сменил компанию, отрасль, когда увидел, что возможности роста на данном этапе исчерпаны, снова поднялся, стал партнером, решил начать свое дело, нашел финансирование, ночей не спал, рисковал и рассчитывал, и вот-вот теперь я президент этой компании". И слышит в ответ: "А-а, да-да..." Так не устанавливаются контакты, которые могли бы быть полезны, дав доступ к новым связям, возможностям, контрактам или просто иной, оригинальной точке зрения, – говорил со сцены Марк Джеффрис, и зал одобрительно и с пониманием смеялся и аплодировал. – Не лучше ли, – продолжал модератор конференции PBLS, – поучиться у японцев, которые в таких случаях берут 20–30-секундную паузу, внимательно читают текст на карточке и потом в знак понимания и признания склоняются перед партнером в поклоне, отдавая дань уважения ему и его бизнесу?»

Некоторые эксперты прогнозируют отрицательный эффект от публикации результатов стресс-тестов крупнейших европейских банков просто потому, что эти данные слишком сложны для интерпретации

Идея нашла живой отклик у аудитории, и в кулуарах потом можно было часто наблюдать процедуру обмена бизнес-карточками a la Джеффрис. Надо сказать, что в таком виде она была явно более результативной: покланявшись на японский манер, участники PBLS в большинстве своем не разбегались в разные стороны, как обычно, а начинали то, ради чего они и приехали в Берлин – разговор, обмен мнениями и информацией.

<р3>Стресс-тест для стресс-теста

Появление на деловой конференции в Берлине бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт не показалось неуместным: кому как не ей рассуждать о том, насколько изменился мир и что нужно в новых условиях от лидеров бизнеса/

По результатам организованного корпорацией IBM опроса (в рамках личных интервью, проведенных консультантами из IBM Institute for Business Value), 8 из 10 опрошенных генеральных директоров констатируют, что современная бизнес-среда изменчива, неустойчива, как никогда прежде, и, главное, становится все сложнее. Информация, умение ее аккумулировать и анализировать, делать из нее правильные выводы – основа современного бизнеса. При этом лишь 49% респондентов считают, что их бизнесы достаточно хорошо оснащены для того, чтобы успешно справиться с этим.

За иллюстрациями далеко ходить не надо. Спикеры конференции в Берлине, например, не видят особого смысла в обнародовании вызывающих такой ажиотаж результатов стресс-тестов крупнейших европейских банков. Более того, эксперты прогнозируют отрицательный эффект от такой публикации, поскольку ни бизнес, ни общество, по их мнению, не смогут в должной мере понять, осознать и оценить эти данные – уж очень сложны они для понимания, слишком изощренная для них применяется методика. Другими словами, реальной, практической информации к размышлению в них будет мало.

Как показала берлинская конференция PBLS, у представителей мирового бизнеса нет единого ответа на коренные вопросы: закончился ли кризис, что ждет мировую экономику дальше, должно ли государство вмешиваться в экономику, и если да, то в каких масштабах, стоит или нет реализовывать идею европейских рейтинговых агентств в противовес существующим ныне, и вообще, каким должно быть регулирование финансового сектора и, в конце концов, рухнут ли евро и/или доллар и станем ли мы свидетелями появления новой резервной валюты – юаня? Что всех объединяет, так это поиск ответов на эти вопросы, и потому – неутолимый голод на информацию и экспертные мнения.

Облачно с прояснениями

Попытки сформулировать ответы на эти вопросы по большей части были сотканы из противоречий. Например, главный стратег Bank of America (Bank of America Global Wealth and Investment Management) Джозеф Квинлан, с одной стороны, говорил о позитивных симптомах американской экономики, а с другой, отвечая на вопрос «Ко», не отрицал, что банковская система США еще далеко не освободилась от токсичных активов и связанных с этим проблем.

Вообще надо сказать, что представленная в Берлине позиция заокеанских бизнес-кругов отличалась всегдашним прагматизмом и этаким америкоцентризмом, что, наверное, не так уж плохо и даже хорошо: партнерам из других регионов представилась возможность из первых рук ясно и до конца понять движущие мотивы американцев.

Из слов того же Джозефа Квинлана из Bank of America следовало, например, что американский бизнес в высшей степени заинтересован в стабилизации и улучшении положения в Европе, Азии, в России. Просто потому, что США нужны новые рынки с распространенной на них философией нового консьюмеризма, то есть попросту с растущим и платежеспособным спросом. Нынешнюю волну критики в адрес финансовых корпораций, на которые недвусмысленно возлагается вина за глобальный кризис, главный стратег Bank of America считает по большей части данью общественным настроениям и не видит оснований для каких-либо принципиальных изменений в рыночных механизмах.

Европейцы оказались настроены несколько мягче, не отрицая необходимости более строгого регулирования и даже в известной степени его приветствуя. Многим из них, кстати говоря, дорога идея создания независимого европейского рейтингового агентства, поскольку американские авторитеты в этой области они считают скомпрометировавшими себя. Правда, есть и компромиссные мнения: пусть работают старые игроки, но по более совершенным и прозрачным методикам.

В целом представители деловых кругов – и это было хорошо ощутимо – находятся в растерянности и ловят каждую возможность почерпнуть новую информацию или мнение, опасаясь просмотреть тенденцию или упустить из своих расчетов какой-то до поры до времени незаметный фактор. Если сравнить конференцию PBLS в Берлине с барометром, то можно сказать, что стрелка бизнес-настроений показала все-таки не на «ясно», а скорее на «облачно с прояснениями». И похоже, это надолго.

Еще по теме