Top.Mail.Ru
архив

На посадку без шасси

Удивительная все-таки вещь - общественное мнение. «Перегрев» экономики США, переоцененность NASDAQ, огромные долги, перспектива рецессии или даже кризиса - все это активно обсуждалось в экономических кругах как минимум год назад. Однако вплоть до начала осени американцы пессимистам не верили. Как же - у нас тут обещающая бескризисное развитие «новая экономика», ВВП растет быстро, все показатели в норме, - а вы что-то лепечете про цикличность развития и ошибки всеведущего Гринспена.

Теперь все наоборот. Уже полгода, как вопрос «жесткой» или «мягкой» посадки почти перестал волновать экономистов: условия обоих вариантов в целом понятны. Зато сколько переживаний у всех остальных - NASDAQ показывает чудеса волатильности, панически-нервно реагируя на любую новость (при этом общий тренд с начала сентября сомнений не вызывает. - См. рис. 1). Потребление снижается. Падают прибыли компаний. Всем кажется, что вот-вот наступит непроглядная рецессия (то есть рост плюс-минус 1%). И от этого американцам очень грустно.

Ирония же судьбы в том, что именно настроения потребителей, инвесторов, заемщиков, предпринимателей - их прогнозы, ожидания и доверие друг к другу - как раз и могут в ближайшее время оказать решающее влияние на перспективу развития экономики США на несколько лет вперед. Единственным светлым пятном стало в эту трудную для американцев пору долгожданное вступление в игру Алана Гринспена, в неурочный час понизившего ставки.

 

Потребительские настроения на нуле

Американцы уже привыкли смотреть снисходительно на взлеты и падения других стран (если их, конечно, достигают эти известия). Но к гримасам фортуны они оказались совершенно не готовы. Рядовые американцы начинают испытывать серьезное беспокойство. Но самое трагичное (шепотом передают мировые агентства) в том, что уже почти 60% американских женщин и 40% американских мужчин считают плохой столь популярную раньше фразу: «Будь у меня $1000, я вложил бы ее в фондовый рынок».

По опросу АР, только треть американцев надеются в этом году улучшить свое финансовое состояние (прошлой весной, в начале падения NASDAQ, таких было более 50%). Лишь немногим более 20% верят в способность Джорджа Буша справиться с ситуацией. Итоги рождественских распродаж еще не подведены, но торговцы уже назвали их худшими за десятилетие. Вообще индекс потребительских настроений и ожидания на ближайший год достигли минимальных отметок за 1999 - 2000 годы. При этом на текущее финансовое состояние обывателей замедление роста и обвалы рынков пока почти не повлияли.

 

Автомобиль - все-таки роскошь

Казалось бы, падение NASDAQ не должно сказаться на промышленности. Однако одним из первых приняла на себя удар автомобильная индустрия. С начала прошлого года продажи в этой отрасли упали почти на 15%, хотя реальные доходы американских потребителей почти не пострадали. Причиной всему - чересчур сильный доллар. Между 1988-м и 1997 годами почти три четверти покупаемых в США автомобилей были выпущены «Большой тройкой» (GM, Ford и DaimlerChrysler). После падения азиатских валют в 1997 - 98 годах «тройке» все труднее конкурировать с импортом, и доля грандов американского автомобилестроения на внутреннем рынке упала до 62%. GM сокращает примерно 17 тыс. рабочих в США.

Но главная причина снижения спроса в том, что оказался под вопросом базовый принцип экономического поведения американцев - покупка товаров длительного пользования с помощью долгосрочных кредитов. Деньги стали чуть дороже, и заемщики не уверены, что смогут выплачивать проценты. Ужесточены условия получения кредита для небогатых кредитополучателей.

Денежный бум 90-х открыл дорогу к получению автомобильных кредитов потребителям с плохими кредитными историями и слабыми возможностями. Во многом именно этим объясняется рост индустрии. У населения появился доступ к виртуальным деньгам - товарным кредитам - и потребительское поведение стало откровенно избыточным. Покупки автомобилей заметно опережали как рост личных доходов, так и демографический тренд.

Не лишено смысла представление о том, что американцы обеднели только на бумаге: гигантские средства тратились на товары, которые сами американцы не считают необходимыми. Теперь же потребление уменьшилось как раз за счет нехарактерного для американцев самоограничения. И снижение роста ВВП - это просто меньший объем не самых необходимых вещей.

Одновременно стало ясно, что экономика «перегрета» виртуальными деньгами, и многие кредиты не будут выплачены в срок. Потому-то промышленники, фондовые аналитики и все здравомыслящие американцы с таким восторгом встретили решение ФРС. В конце года главный аналитик DeutscheBank д-р Ярдени даже писал: «Я меньше беспокоюсь о рецессии, поскольку верю, что ФРС остается другом фондовых рынков. Не надо забывать, что осталось еще 650 шагов от федеральной процентной ставки до нуля». Теперь - 600. Гринспен подтвердил, что он - друг. Логика здесь такая: дешевле деньги - больше кредитов - выше потребление и производство - выше прибыли компаний - растут их акции и т.д. В общем, очередная попытка вернуться в счастливые 90-е.

 

Лишние страхи

Вернуться, конечно, уже не удастся. Мыльный пузырь лопнул. Кредитная экспансия 90-х привела к тому, что предприниматели, работающие как в «новой», так и в «старой» экономике, начали реализацию множества проектов, для которых нет достаточных сбережений. Рост необоснованных инвестиций провоцируется виртуальностью денег. Грубо говоря, гражданин отнес $1000 в банк, который выдал их инвестиционному фонду, который купил акции Интернет-компании, которая выплатила зарплату сотрудникам, которые... и т.д. В итоге каждый считает, что у него есть эти $1000, да еще с процентами. Тогда как в реальной экономике ничего не произошло.

К избыточным проектам может относиться не только бесприбыльное Интернет-творчество, но и телефонная сеть в новом стандарте, который почти не отличается от старого, но требует солидных вложений в инфраструктуру; и разработки универсального фармпрепарата от депрессии; и чрезмерный по мощностям автомобильный завод. Даже энергетический кризис в Калифорнии, по одной из версий, вызван не столько неправильными действиями чиновников, сколько безудержным и бессмысленным ростом потребления - кондиционеров стало слишком много. Да и вообще в экономике накопилось слишком много дисбалансов (см. «Ко» №39 от 16 октября 2000 года). Поэтому главный экономист Morgan Stanley Стефан Роуч и высказал на страницах The New York Times столь обескураживший читателей вывод: «Америке необходима рецессия - иначе диспропорции будут только загнаны вглубь».

Однако экономический маховик уже раскручивается в обратную сторону, и оснований для паники (мол, в США будет кризис, который перекинется на весь мир...) нет. Фондовый рынок уже перестал быть источником легких денег; с некоторым временным лагом упали цены на энергоресурсы. И на прежний уровень они вряд ли вернутся, несмотря на все старания ОПЕК: свободных денег стало меньше. За прошлый год американцы обеднели на 3,5 трлн виртуальных долларов (таково суммарное снижение капитализации предприятий). Теперь же, когда бензин не так дорог, инфляция Штатам почти не грозит. И если экономический рост будет совсем приостанавливаться, ФРС еще не раз снизит ставки.

 

Реальные опасности

В падении NASDAQ не было бы ничего ужасного, если бы дело этим и ограничилось. Но кризис расползается дальше. Главная задача ФРС - не допустить резкого снижения «старых» индексов и предотвратить банковский кризис. Снижение DJ и S&P может испугать иностранных инвесторов. А банковский кризис - это главное, чем чреват рост безнадежных кредитов и всеобщее снижение доверия. В декабре возросло количество банкротств (разорились Bradlees and Montgomery Wards, металлургическая компания LTV, несколько региональных авиалиний). Комбанки ощутили резкое ухудшение качества кредитов.

Совсем неважно чувствуют себя мелкие телекоммуникационные и компьютерные компании. Их акции превратились в бросовые бумаги. Просчеты - те же. Оказалось, например, что сбыт персональных компьютеров был переоценен чуть ли не на 30%. В результате сборщики снижают цены, теряют прибыль производители полупроводников и т.д. В телекоме спрос также отстал от предложения. Получить заемные средства стало намного труднее. Даже ряду европейских банков надзорные органы указали на то, что их вложения в телеком слишком высоки и угрожают ликвидности. А у американских банков эта проблема на порядок острее. По данным Марка Занди (Economy.com), затруднения с возвратом уже испытывают такие монстры, как First Union и Bank of America. Сумма кредитов, задержанных на 30 дней и более, достигла наивысшей отметки за семь лет.

Пока неясно, сколь далеко должна будет зайти ФРС, чтобы удержать финансовую систему от расстройства. А навязчивая идея республиканцев снизить налоги и вовсе двусмысленна. С одной стороны, в экономике станет больше денег, и спад приостановится. С другой - снижение бюджетного профицита может сделать вложения в облигации Федерального казначейства менее привлекательными для иностранцев. А это уже большая беда.

Еще по теме