На пределе откровения
В декабре Интернет-ресурс E-xecutive и группа компаний Verysell предложили ИТ-директорам и CIO российских компаний принять участие в тесте-опросе «Профессиональная состоятельность и компетентность ИТ-директора». Цель опроса состояла в том, чтобы предоставить возможность ИТ-директорам проверить и оценить в баллах свою компетентность и профессиональную состоятельность.
При этом под компетентностью понималась продемонстрированная способность применять свои знания и опыт, а под профессиональной состоятельностью – востребованное применение своих знаний и опыта. С другой стороны, по результатам проведения теста предполагалось сделать выводы об общем уровне компетенции российского ИТ-руководства.
С помощью теста были проверены следующие параметры:
- Действительно ли ИТ-директору предоставлена возможность быть настоящим ИТ-руководителем в компании?
- Соответствуют ли способности и навыки ИТ-директора международным стандартам CIO?
- Насколько ИТ-директор отвечает современным требованиям, предъявляемым к ИТ-директорам в российских компаниях?
В опросе участвовали 248 представителей ИТ-менеджмента – руководители ИТ-департаментов и директора ИТ-подразделений компаний самых разных отраслей, в том числе инфо-коммуникационных технологий.
Большинство ИТ-директоров, принявших участие в нашем опросе, подчиняются непосредственно генеральному директору, а значительная часть – президенту. Это говорит о том, что российские компании включают управление ИТ-функцией в число своих главных приоритетов и что у ИТ-директоров есть хорошая возможность проведения своих решений в жизнь. Тем не менее в нашем списке должностей второе место занимает финансовый руководитель: 15,3% участников опроса подчиняются именно ему. Это может быть связано с тем, что в глазах российских топ-менеджеров автоматизации подлежит прежде всего такая функция, как управление финансами. В то же самое время замыкает список коммерческий директор, который дает поручения ИТ-отделу всего в 2,8% случаев. Это означает, что производственные процессы в наименьшей степени подвержены автоматизации в российских компаниях.
В целом по ответам на данный вопрос можно сделать вывод о том, что с точки зрения субординации статус ИТ-директора в российских структурах является высоким, но его влияние на компанию нельзя считать обширным.
Почти половина (45,6%) респондентов перешли на нынешнюю работу в качестве ИТ-директора с аналогичной позиции в другой компании. Это говорит о развитии рынка ИТ-управленцев, среди востребованных качеств которых – не только знания в области информационных технологий, но и управленческий опыт. Но тем не менее треть (33,5%) респондентов стали руководящими работниками, имея опыт работы в ИТ-отделе этой же компании. В большой степени это означает, что во многих организациях не осознаются серьезные отличия ИТ-директора от системного администратора.
Основные задачи ИТ-департамента, как мы видим из диаграммы, в большинстве случаев (75%) устанавливают его руководители. Это явное свидетельство высокого уровня самостоятельности ИТ-директоров. Чуть менее четверти (23%) респондентов получают задания от генерального руководства. Всего 2% ИТ-директоров руководствуются задачами, поставленными главами других отделов. Здесь очевидными становятся слабые межфункциональные связи и признаки изолированности ИТ-отдела от бизнес-процессов компаний.
Среди стратегических документов, которыми руководствуются в своей работе ИТ-директора, лидирует документ под названием «ИТ-стратегия предприятия» (60,9% ответов). Примерно равное количество респондентов отметили «Стратегию внедрения информационных систем» (46,8%) и «Стратегию развития информационной системы предприятия, комбинированной с бизнес-стратегией предприятия» (46%). Таким документом, как «Стратегия развития компании», руководствуются 42,3% опрошенных. «Стратегия управления информацией предприятия» направляет действия руководства ИТ-отделов в 22,6% случаев. Ответ «Ни один из указанных документов» респонденты выбирали реже других, тем не менее его долю нельзя назвать ничтожной (16,9%). Навыки стратегического управления многим ИТ-директорам еще предстоит развивать. С другой стороны, реалистичной может быть и такая оценка: в значительной части компаний не развита культура стратегического управления вообще и соответственно не востребованы стратегические разработки и по направлению ИТ.
То, что наибольшее число голосов (35,9%) выпало на вариант ответа «Участвую в каждом совещании», само по себе факт позитивный. В то же время такие ответы, как «Редко» (21,4%), «Очень редко» (12,1%) и «Никогда» (11,3%) в сумме своей ему не уступают. Это опять же свидетельствует о весьма ограниченном влиянии ИТ-директоров на ключевые бизнес-процессы компании и о достаточно низкой востребованности информационных технологий как инструмента бизнеса.
Наиболее многочисленная группа респондентов (40,3%) сообщила, что их компании находятся в данный момент на этапе внедрения и развития основных информационных систем, то есть на начальной стадии развития ИТ-систем. При этом о достаточно высоком уровне развития своих компаний свидетельствуют 29,8% респондентов, выбравших ответ «На этапе совместного использования всех ресурсов». Второй и третий (если следовать данной классификации) этапы – «Консолидация систем» и «Разделение совместимых ресурсов» – собрали примерно равное количество ответов (26,2% и 29,8% соответственно).
Респонденты имели возможность выбрать несколько вариантов ответа на данный вопрос. Отделами, с которыми руководитель ИТ-направления компании контактирует наиболее часто, оказались бухгалтерия (по вопросам бухгалтерского учета с ней общаются 85,9% опрошенных ИТ-директоров), финансовый департамент (с которым обсуждают проблемы управленческого учета 83,5% респондентов) и отделы продаж, маркетинга и рекламы (78,2%). Примерно равной степенью внимания ИТ-руководства пользуются отдел безопасности (69,8%), исполнительная дирекция (с которой советуются по общим техническим вопросам 68,5% ответивших) и отделы производства (67,7%). Замыкают список отделы инвестиций и перспективного развития (52,4%), финансового контроля (41,1%). Это опять же говорит о преимущественной для российских предприятий автоматизации управления финансами по сравнению с автоматизацией производства. Но данные ответы свидетельствуют также и о высокой степени интеграции ИТ-директора и его департамента в операционную деятельность компании. То есть даже если руководители других департаментов и не ставят задач ИТ-директору, на операционном уровне наблюдается активное взаимодействие сотрудников других подразделений с ИТ-директором.
Эмоциональный «градус» общения с отделами компании
Отдел | Средний балл |
C бухгалтерией по вопросам бухгалтерского учета | 3 |
C исполнительной дирекцией по общим техническим вопросам | 4 |
C финансовым департаментом по вопросу управленческого учета | 4 |
C финансовым контролером | 4 |
C отделом инвестиций и перспективного развития | 5 |
C отделом безопасности | 4-5 |
C отделом производства (товаров, услуг) | 4 |
C отделом продаж, маркетинга, рекламы | 4 |
Респондентам предлагалось по пятибалльной шкале оценить «градус» отношений с различными отделами компании, где 1 – наихудшие отношения, 5 – наилучшие. В правом столбце приведены наиболее часто встречаемые ответы на данный вопрос. Как видим, в подавляющем большинстве ИТ-директора дали положительные оценки своим взаимоотношениям с различными подразделениями компании. Самый низкий балл большинство из них поставили отношениям с бухгалтерией, хотя именно с этим отделом, как следует из предыдущего вопроса, ИТ-директор чаще всего и общается. По поводу отношений с отделом безопасности суждения разделились: нет единодушного мнения о том, «хорошие» или «отличные» контакты у ИТ-отдела с этим департаментом. Исключительно безоблачные взаимоотношения прослеживаются только с одним отделом – департаментом инвестиций и перспективного развития.
Наиболее популярная зарплата у ИТ-руководителей – от $3000 до $5000, если взять более широкий круг респондентов – от $1500 до $7000 (суммируя голоса трех лидирующих групп, эта вилка зарплат набрала 85% голосов). Максимальный (от $10 000) и минимальный варианты (до $700) набрали ничтожно малое число голосов (3,2 и 1,2% соответственно).
Обычно желаемое с действительным совпадает лишь отчасти: 35% респондентов зарабатывают от $1500 до $3000 в месяц, 31% – от $700 до $1500 (напомним, что данная вилка в качестве идеальной была отмечена лишь 6,9% респондентов), 15,7% – от $3000 до $5000. Из двух крайних вариантов на сей раз перевешивает минимальный – до $700 (такой оклад имеют 10,5% участников опроса). Меньшинство (1,6%) респондентов сообщает, что зарабатывает более $10 000.
Более всего ИТ-директора ценят в себе такие качества, как «Компетентность и высокую квалификацию в области информационных технологий» (69,4%), «Понимание стратегии развития компании» (65,3%) и «Умение управлять людьми» (63,3%). Однозначно позитивным является тот факт, что управленческие навыки являются для ИТ-директоров не менее ценными, чем профессиональные знания. Некоторые исполнительские качества – «Четкое выполнение обязанностей и ставящихся перед ИТ-директором задач», «Склонность к компромиссам», «Экономность» и «Осторожность» ценятся ИТ-руководителями менее всего (их отметили 16,1%, 12,1% и 9,7% респондентов соответственно).
В данном случае картина выглядит достаточно позитивно: в разработке годового бюджета на ИТ участвует подавляющее большинство участников опроса (77,4%). Процент ИТ-руководителей, имеющих среднее (на 50% и на 25%) или малое (на 10%) влияние на формирование ИТ-бюджета, относительно невелик – соответственно 18,1%, 5,6% и 3,2% ответивших. Не имеет никакого влияния на ИТ-бюджет 2,4% респондентов.
В данном вопросе ИТ-директора почти единодушны: 90% уверены, что дополнительное образование по общему менеджменту им необходимо. «Не совсем, только в некоторой степени» – мнение 8% респондентов, и меньшинство из них (2%) не видят смысла в дополнительном образовании по менеджменту.
На вопрос о том, какой характер отношений с подрядчиками, поставщиками решений и оборудования респонденты считают самым правильным, большинство (74%) ответило: «По разным запросам – разные, но постоянные подрядчики». По мнению 23%, то есть почти четверти участников, «Хорошие, долгосрочные и стабильные отношения с одним подрядчиком по комплексу вопросов – залог успеха проектов». И лишь 3% респондентов выбрали вариант «Всегда новый подрядчик – самый лучший подход». Такую картину нельзя интерпретировать как позитивную: управленец всегда должен учитывать несколько альтернативных решений – обращать свой взгляд на новое и конкурентоспособное, глубоко понимая старое. Этот принцип особенно актуален для такой области, как информационные технологии.
Прокомментируем лишь один пункт данной диаграммы, а именно последний: большинство CIO (28,6%) не используют ни одной из возможных управленческих методик и стандартов, что говорит об уровне компетенции и профессиональной состоятельности значительного числа наших ИТ-руководителей как управленцев. Более трети участников опроса (35,1%) занимаются корпоративным сайтом/ полноценно и самостоятельно. Это относительно высокий показатель, свидетельствующий о том, что ИТ-директор сумел создать или развить полноценную ИТ-службу компании. Здесь также важно и то, что многим CIO переданы полномочия по управлению электронными ресурсами компании. Но с другой стороны, в частичном подчинении, когда ИТ-отдел занят только поддержкой или исключительно разработкой сайта, он находится у 29,8% и 14,5% респондентов соответственно. Все еще значительная доля ИТ-директоров руководит лишь поддержкой веб-ресурса, но не его созданием и развитием. То есть многие ИТ-директора очень ограничены в своих полномочиях и не интегрированы в управленческую команду компании в должной степени. Минимальное влияние на сайт имеют представители остальных групп респондентов, кроме последней, которая не имеет возможности заниматься сайтом по причине его отсутствия (9,3%). Совсем немногие CIO – всего 2,4% – готовы доверить подрядчикам внутренние операции и информацию своей компании целиком и полностью. По мере уменьшения доли участия внешних специалистов в делах компании увеличивается количество готовых на сотрудничество с подрядчиками ИТ-управленцев. Наибольшая группа респондентов (40,7%) согласна «поделиться доверием» на 25%. Эти ответы не могут свидетельствовать о низкой или высокой компетенции ИТ-директоров, но показывают, что стадия развития российских компаний далека от зарубежных – современной для развитых стран является тенденция вынесения все больших ИТ-функций на аутсорсинг.
Окупаемость инвестиций в ИТ
Чуть более половины компаний, представленных участниками опроса (51%), рассчитывали окупаемость инвестиций внутренними силами (что оценивалось авторами опроса как «хорошо»), 9% – с помощью внешних консультантов (что оценивалось как «отлично», так как в оценке эффективности своих затрат ИТ-директор должен стремиться к большей объективности). 40% компаний этого еще не делали (оценка: «очень плохо» объясняется в этом случае тем, что отсутствие опыта по проведению данной оценки значительно снижает уровень профессиональной состоятельности ИТ-директора).
Респондентам предлагалось отметить три важнейшие категории затрат бюджета компании на информационные технологии. Как видно из диаграммы, лидируют «Покупка оборудования и ПО» (73%), «Интеграционные проекты» (66,5%), «Внедрение прикладных систем» (62,5%) и «Поддержка оборудования и ПО» (60,5%). Менее всего востребованы ИТ-аутсорсинг (19%) и ИТ-тренинги (14,1%). По замечанию авторов опроса, в данном случае сложно выделить «правильные» ответы, поскольку эти аспекты зависят от этапов, на которых находятся проекты, поэтому данный вопрос в тесте не оценивался. Но он является показателем начальной стадии развития ИТ-инфраструктур российских компаний в контексте сравнения с развитыми странами. Это также свидетельствует о том, что в российских структурах не востребованы в полной мере навыки ИТ-директора по управлению сложными проектами, так как невелика потребность в сложных ИТ-проектах вообще.
Стиль руководства
Формулировка | % |
1. Статусом лидера наделяются люди, навязывающие свою волю другим | 5,2 |
2. Изменения даются непросто: ИТ-директор осуществляет их, остальные часто противятся. Поэтому специалисты со стороны оказываются предпочтительнее своих | 10,5 |
3 Управлять – значит принимать решения и распределять ресурсы, в том числе людские. ИТ-директор занимается анализом и вычислениями, основываясь на данных отчетов | 29,4 |
4. ИТ-директор – сотрудник, важный для организации только в той мере, в какой его подразделение помогает другим делать важную работу: создавать продукты и предоставлять услуги | 39,5 |
5. Процесс неотделим от формулировки задачи. Поэтому для реализации преобразований необходима серьезная внутренняя работа сотрудников | 50,8 |
6. ИТ-директор – важный для организации человек, эффективный, независимый от тех, кто создает продукты и услуги; представляющий такую же важную функцию, как управление финансами или человеческими ресурсами | 52,4 |
7. Управлять – значит помогать людям реализовывать их творческую и иную энергии. ИТ-директор вовлекает сотрудников в общее дело, основываясь на оценках в контексте ситуации | 56,9 |
8. Лидер – человек, заслуживший уважение и доверие других | 62,5 |
Как видим, из предлагавшихся формулировок (предлагалось выбрать ответы, соответствующие стилю руководства) наиболее популярной стал тезис о том, что «Лидер – человек, заслуживший уважение и доверие других». И совсем небольшое количество респондентов согласны с тем, что «Статусом лидера наделяются люди, навязывающие свою волю другим». Между тем при тестировании разработчики опроса признавали ответы «отличными» только в том случае, если респондент отмечал обе части всех пар (1 – 2, 3 – 4, 5 – 6, 7 – 8), поскольку успешным, по мнению авторов, является комплексное, диверсифицированное управленческое мышление.
Обязанности ИТ-директора
Разработка и внедрение стратегии развития ИТ | 32% |
Управление департаментом ИТ | 21% |
Информационное обеспечение основного бизнеса | 15% |
Руководство проектами ИТ | 9% |
Бюджетирование и контроллинг | 9% |
Взаимодействие с подрядчиками | 5% |
Моделирование и актуализация бизнес-процессов | 3% |
Другое | 3% |
Респондентам был задан вопрос «Что входит в ваши обязанности?» Более трети участников опроса (32%) назвали своей главной обязанностью разработку и внедрение стратегии развития ИТ на предприятии, под которым подразумевали (приводим избранные цитаты): «Определение направлений и приоритетов развития ИТ-отдела в соответствии с бизнес-задачами и потребностями компании»; «Стратегическое, среднесрочное и краткосрочное планирование деятельности»; «Определение и реализация ИТ-политики компании, исходя из потребностей бизнеса»; «Поиски путей повышения эффективности бизнеса с помощью информационных технологий и их реализация». Второй по популярности ответ – «Управление департаментом ИТ» (21%). «Информационное обеспечение основного бизнеса» – так ответили 15% респондентов. Такие функции, как «Руководство проектами ИТ» и «Бюджетирование и контроллинг», набрали по 9% ответов. Замыкают список – «Взаимодействие с подрядчиками» и «Моделирование и актуализация бизнес-процессов». Из единичных ответов: «Разработка стратегии обучения специалистов в области ИТ», «Подбор и заказ оборудования», «Внедрение ERP- и HR-систем на предприятиях группы», «Управление знаниями (система хранения документов)», «Система менеджмента качества по программе ISO», «Стратегии продаж», «Участие в разработке стратегии маркетинга», «Личная ответственность за работоспособность всех программных, аппаратных комплексов, телефонии».
Эти ответы свидетельствуют о том, что участники опроса в большинстве своем знают, что прежде всего должен делать ИТ-директор и чем его обязанности отличаются от обязанностей системного администратора. В то же время вновь становится очевидной малая востребованность навыка управления сложными проектами, а также низкая интегрированность ИТ-директоров в ключевые бизнес-процессы компании.
Респондентам предлагалось выбрать приоритетные для внедрения в их компаниях технологии и системы. Наибольшее количество очков набрала «Автоматизированная система сбалансированных показателей предприятия (BSC) и систем управления по целям» (59,5%). Завершают список приоритетов «Беспроводные сети ASP» (32,6%). Эти ответы показывают общий уровень технологизации бизнес-процессов российских компаний: знания и опыт CIO по автоматизации именно таких систем и будут наиболее востребованными в российских компаниях в текущий период.