Top.Mail.Ru
архив

На шведском столе

30.09.201500:00

Иногда проще сделать что-то самостоятельно, нежели доверить профессионалам. Перспективы формата самообслуживания очевидны.

Объем мирового рынка услуг такого рода, по данным американской консалтинговой компании Allied Market Research, к 2020 году достигнет $31,75 млрд. Спрос на банкоматы, киоски, торговые автоматы, автомойки, кассы и прачечные постоянно растет. В кризис устройства самообслуживания сокращают издержки бизнеса на содержание штата сотрудников и ручной труд.

Большая стирка 

Пять лет назад Олег Масленников был новичком в бизнесе. Свое дело он открыл после многолетней службы в МВД. Сначала, только устроившись в госсектор, Олег пытался изменить систему, но вскоре понял тщетность своих усилий. «Меня не устраивала косность структуры, неготовность к изменениям и современным вызовам», – признается он. И тогда Масленников решил, что хочет заняться прачечными самообслуживания. За четыре года до выхода в отставку капитан милиции стал наведываться в Европу и Юго-Восточную Азию, чтобы изучить рынок, и каждый раз задавался вопросом: почему никто не сделал подобное в России? Вдохновившись практикой работы заграничных прачечных, он опробовал эту концепцию в Краснодаре. 

Прачечные – больше чем бытовая услуга. Можно сказать, что эти коммунально-хозяйственные предприятия вернули в общество равноправие. «Учреждения эти, избавляющие женщин от положения домашней рабыни, возникают всюду, где только есть малейшая к тому возможность», – такую «оду прачечным» сложил В.И. Ленин на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц в 1919 году. Казалось бы, зачем вспоминать прошлое, когда есть бытовая техника? Почему нельзя просто купить стиральную машину и закинуть в нее белье? «Рынок шире, чем кажется, – отвечает на это предприниматель. – Есть большой спрос на обработку пледов, одеял и покрывал, который химчистка не удовлетворяет в силу высоких цен». 

Открытая Масленниковым четыре года назад в Краснодаре прачечная, что удивительно, выжила. Олег вместе с партнерами, которые тоже были новичками в этой сфере, «отбили» вложенные деньги за три года. Но Масленников – перфекционист, и одной прачечной ему было недостаточно. Для дальнейшего расширения – и заодно, чтобы изучить рынок изнутри – бывший госслужащий взялся представлять в России шведскую марку Electrolux Laundry Systems, которая более века выпускает профессиональное прачечное оборудование. За последние два года он успел оснастить около десяти прачечных и химчисток в различных городах юга и центра России, Урала и Сибири, открыть пункты самообслуживания в регионах. Перед планируемым дебютом в Москве на экс-капитана милиции вышел бизнес-ангел и инвестиционный директор InVenture Partners Павел Глушенков. 

«Он давно искал игроков рынка с опытом, – рассказывает Олег. – Мы, не зная друг друга, параллельно набивали шишки. У Павла, например, был неудачный опыт работы по франшизе, когда он обратился ко мне за помощью». После осмотра прачечной самообслуживания в Омске партнеры ударили по рукам. Сеть решили назвать незамысловато – «Постирай». Запуск проекта требовал серьезных вливаний – около 15 млн руб. В дело вложились оба, Глушенков предпочел остаться в роли инвестора, а Масленников занял кресло генерального директора. В Москве первая прачечная открылась в этом году. «Сотрудничество принесло дивиденды всем – мы получили референс на новой территории и можем показывать объект потенциальным партнерам по оснащению прачечных самообслуживания. Павлу досталась одна из самых продвинутых в мире прачечных», – констатирует Олег. 

Все прачечные «Постирай» оборудованы по последнему слову техники, оборудованием Electrolux Laundry Systems. Стиральные машины двух типов загрузки – на 6 и 13 кг. Стандартная прачечная состоит из четырех-пяти стиральных машин и двух сушилок. В самом большем пункте, открытом в Краснодаре, установлено девять машин.  «Сейчас экспериментируем: в одной из московских прачечных поставили стиральную машину загрузкой 27 кг, в которой можно обработать даже икеевские дивандеки»,  – рассказывает Масленников. Сушильные машины «Постирай» рассчитаны на 13 кг: если закинуть в них белье меньшего объема, оно высохнет в два раза быстрее – за 15 мин. В зависимости от используемой машины стирка стоит 100 или 200 руб. В эту сумму включена и стоимость моющих средств, которые поступают в барабан автоматически. Сушка оплачивается отдельно – 50 руб. за 15 мин. Этого времени, по словам предпринимателя, достаточно, чтобы полностью высушить 6–7 кг белья или плед.

Сегодня в Омске и Москве открыто по две прачечные самообслуживания «Постирай», в Краснодаре – три, в Ростове-на-Дону, Новосибирске и Рязани – по одной. Пропускная способность каждой точки зависит от максимальной загрузки оборудования. Стиральная машина в «Постирай» способна выполнить до 17 циклов за 12 часов работы с перерывами на перезагрузку. «В Европе на одну стиральную машину в прачечной из-за высокой конкуренции приходится 1–3 цикла в день. У нас этот показатель выше, а конкуренция ниже», – утверждает Масленников. Вложенные средства партнеры планируют отбить за 2,5–3 года. Несмотря на запуск в этом году трех новых прачечных, сеть уже вышла на операционную прибыль. До конца года владельцы намерены открыть еще несколько комплексов и при этом получить выручку свыше 20 млн руб. Оба ставят на систему франчайзинга. Сама франшиза еще в разработке, но обещает клиентам all inclusive (система «все включено»)  – причем без паушального взноса и ежемесячных роялти. В пакет будут входить установка оборудования и его обслуживание, пиар-сопровождение, лизинг и обучение, программное обеспечение и маркетинг. 

Прачечное оборудование не попало под запреты, и война санкций не затронула сеть «Постирай». Высокий курс евро, с одной стороны, ударил больно, а с другой – обеспечил сеть новыми клиентами. Если раньше услугами прачечной пользовались студенты, туристы и командировочные, сейчас этот список дополнили владельцы малометражных квартир, которым просто некуда поставить стиральную машину или же она недостаточно вместительна для одеял и пледов. «Экономический кризис добавил рынку мобильность рабочей силы и очень сильно «ужал» съемное жилье, – анализирует ситуацию предприниматель. – В дальнейшем объем рынка прачечных будет расти. Этот вид бизнеса неплохо масштабируется при достаточном опыте в его организации». 

В прошлом году на долю прачечных, по данным Росстата, пришлось 15,9% от общего объема платных услуг населению, которые в денежном выражении были оценены в 5,5 трлн руб. В сегменте самообслуживания «Постирай» – не единственная сеть. Эту нишу освоили, например, «Радуга» и «Чистофф». Олег Масленников не видит в них соперников, скорее  – единомышленников. «Самыми принципиальными нашими конкурентами будут не домашняя стиральная машина и химчистка, а усердные руки без маникюра, стирающие дома белье в тазу и габаритные вещи в ванной. Мы не отнимаем рынок у других конкурентов, а создаем новый, которого не было 30 лет», – заключает он. 

Помой машину!

Предприниматель Роман Мацарин испытывает гордость, когда моет машину на одной из открытых им автомоек самообслуживания. В Санкт-Петербурге их 53, а всего по России основатель ООО «Роста» и совладелец пяти компаний запустил более 170 автомоек. Однако свой успех Мацарин считает легкой разминкой перед основным рывком – он планирует стать заметным игроком на московском рынке. Как любой прагматичный человек, Роман любит оперировать цифрами. За прошлый год две компании принесли выручку в размере 251,7 млн руб. В текущем году предприниматель планировал увеличить ее в полтора раза, но все испортил скачок курса евро. Однако до Нового года еще три месяца, и пока рано подсчитывать урожай. «Только за один месяц на закупке оборудования мы потеряли 800 тыс. руб.», – сухо констатирует Мацарин. В каком-то смысле экономический спад бросил ему вызов, но Роману не привыкать идти ва-банк.   

Роман Мацарин родился в скромной советской семье. Его мать работала поваром-технологом, а отец – строителем. Почти сразу после рождения сына родители сменили солнечную Молдавию на Ямало-Ненецкий автономный округ – переехали в город Новый Уренгой. После девятого класса Роман выбрал в ПТУ традиционно мужскую профессию – электромонтажник по силовым сетям, а в 2005 г. пошел учиться в питерский техникум на ту же специальность, по которой учился в родном городе. После получения 4 разряда поступил в Северо-Западную академию госслужбы, чтобы изучать административное управление. 

Во время учебы Роман Мацарин пробавлялся организацией клубных вечеринок и фестивалей, параллельно подрабатывал на стройке и в такси, даже разносил корреспонденцию на почте. «Я хотел попробовать себя в совершенно новой отрасли», – объясняет он свой выбор. Летом 2011 г., когда в Санкт-Петербурге открылась первая бесконтактная автомойка самообслуживания, Мацарин уже три года работал в визовом отделе НОУДО «Скандинавская школа» и подумывал о собственном бизнесе. По совету друзей поехал посмотреть на ноу-хау. Его впечатлила скорость, с которой на подобной автомойке можно было помыть машину (в среднем за 5–7 минут). Роман разыскал хозяина сервиса – им оказался один из совладельцев польского завода, который более десяти лет выпускал автохимию, а девять лет назад переключился на оборудование для бесконтактных автомоек BKF Carwash. 

Мацарин понял, чем хочет заниматься дальше. Он взял недельный отпуск и поехал на стажировку в Щецин, чтобы изучить технологии BKF Carwash. «Я не знал, как будет развиваться формат самообслуживания в России. Ясно было одно – это полностью автоматизированный, чистый и нужный для города бизнес-проект. Он помог горожанам сократить расходы и время на ежедневный уход за автомобилем почти в два раза», – рассуждает предприниматель. Эта поездка ничего бы не изменила в его жизни, если бы в тот момент завод не открывал в России представительства. Роман выдвинул свою кандидатуру на должность директора по развитию в «БКФ сервис». В компании он проработал полтора года, запустив несколько автомоечных комплексов. 

Самостоятельно на рынок автомоек самообслуживания Роман Мацарин вышел с брендом «Волна». Компания к тому моменту уже существовала – Мацарин зарегистрировал ООО «Роста» еще в 2011 г., когда собирался запускать бизнес по отделке квартир. 

В его успехе, по сути, нет ничего эксклюзивного: минимальный набор офисной мебели, компьютер и московские инвесторы. На старте Роман с партнерами вложили в компанию личные деньги – до 21 млн руб. Остальные 26 млн руб. предоставили частные предприниматели, чьи имена бизнесмен не раскрывает. В 2013 г. Роман Мацарин стал совладельцем ООО «Современные технологии» Дмитрия Галичкина и Евгения Баранова (компания занимается проектированием и согласованием строительства объектов в госструктурах). Вскоре вместе с Галичкиным Мацарин, чтобы разграничить направления бизнеса, открыл еще несколько фирм. «Роста» считается головной инвестиционной компанией, «Фаворит» и «Фаворит плюс» занимаются привлечением инвестиций и арендными платежами. «Современные технологии» отвечают за проектирование и строительство, а на баланс ООО «М4» поставлено оборудование.

«Роста» давно вышла в регионы. Теперь автомойки самообслуживания есть в Челябинске, Екатеринбурге, Оренбурге, Казани и Йошкар-Оле. Всего по России действует 170 комплексов. Из них 53 открыты в Петербурге, еще 5 – на стадии строительства. Бесконтактные автомойки у «Роста» заказали компании «Лента», «Магнит», «Лукойл», «Метрика» и другие. Единственным «непокоренным» городом в списке Мацарина остается Москва. В столице предприниматель собирается построить для начала четыре комплекса. Невысокие темпы, соглашается он, но проект тормозят сумасшедшие цены на аренду. «В любом случае этот продукт будет пользоваться спросом, потому что средняя мойка по Москве стоит от 350 руб.», – подсчитывает он. 

Своим клиентам «Роста» предлагает два сценария сотрудничества – программы инвестирования, которые обещают отбить вложенные средства за 1,5–2 года, и строительство под ключ, франшизы. В этом случае автомойка устанавливается за 3–4 месяца. Установка и подключение одного поста самообслуживания стоят от 1,5 до 2,5 млн руб. Обычно «Роста» ставит стандартную комплектацию на шесть постов (в среднем от 12,5 до 18,5 млн руб.). «У нас есть объект, который обошелся в 26 млн руб. Только 8 млн ушло на подключение сетей – слишком сложные коммуникации», – вспоминает Роман. Ему, кроме бывшего работодателя («БКФ сервис») оборудование поставляют еще четыре европейских производителя. 

В день пропускная способность комплекса на шесть постов в Санкт-Петербурге, составляет до 900 машин. Стоимость мойки Мацарин считает в минутах – 1 мин. равна 10–22 руб. Привести в порядок автомобиль можно за 100–150 руб. «Понятно, что это быстрый уход за машиной, – поясняет Роман. – Более качественный сервис вы получите на стационарной мойке, когда над машиной будут колдовать два человека, но уже за другую цену – от 270 до 500 руб.». В этом году предприниматель намерен продолжить экспансию в регионы – вплоть до Урала, и построить еще пять комплексов. Особую ставку он делает на систему франчайзинга, по которой собирается работать с местными бизнесменами. Таких продвинутых предпринимателей пока немного, но когда формат самообслуживания приживется, их точно станет больше.  

Еще по теме