Top.Mail.Ru
мнения

Налог на социальную справедливость

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Минфин РФ предложил изменить налоговое законодательство, в частности поднять ставки налогов на доходы физических лиц (НДФЛ). Так, для граждан, получающих более 2,4 млн рублей в год предлагается установить ставку в 15%. Зарабатывающие больше 5 млн будут отчислять от 18 до 22%.
Изменения коснутся, как подсчитали в Минфине РФ, около 3% трудоспособного населения страны. Однако они практически не затронут самых состоятельных граждан, поскольку те основную прибыль получают от банковских вкладов, инвестиций и других финансовых инструментов. Ставка на доход из таких источников остается в размере 13%. Специально для журнала «Компания» экономист Михаил Беляев прокомментировал инициативы Минфина.

По кривому пути

Действующая на протяжении почти двадцати последних лет плоская шкала НДФЛ была затянувшейся вынужденной мерой, введенной во время экономических потрясений в новой России. Ставку в 13% для всех доходов ввели с 1 января 2001 года во многом это была попытка хоть как-то обелить занятость. 

В 1991 году верхняя планка налоговых отчислений достигала 60% — при том, что минимальной была 12%. К концу 2000 года в зависимости от величины зарплаты ставка составляла от 13% до 30%. 

В тех условиях и работодатели, и налогоплательщики искали способ минимизации налоговых отчислений. Стала распространяться практика выплаты зарплаты в конвертах и сокрытия реальных доходов. Бюджет недополучал колоссальные суммы, ведь уклонения стали массовыми, особенно на фоне неэффективной работы налоговой инспекции и правоохранительных органов и вообще всей системы финансового контроля. Внутри этих ведомств была организационная неразбериха. Именно этим и пользовались граждане — особенно предприниматели. Кроме того, тогда бизнесмены были нравом покруче, чем нынешние блогеры Блиновская и Лерчик, примитивно дробящие бизнес и использующие лазейки в законодательстве. Многие в 90-е вообще не платили ни рубля, даже не опасаясь никакого преследования.

Младореформаторы, заботясь о поступлениях в бюджет, вспомнили об идеях американского экономиста Артура Лаффера, который выявил закономерность между налоговыми ставками и отчислениями в бюджет («кривая Лаффера»). По его мнению, при желании государства обеспечить стабильный приток денег в бюджет ставки необходимо понижать, а не повышать. Согласно этой идее, при пониженных ставках и у работодателей, и у сотрудников будет меньший соблазн скрывать реальные доходы. Также позитивными эффектами назывались рост накоплений граждан, инвестиций и снижение безработицы. Оборотная сторона  — более явное расслоение общества на богатых и бедных.

В итоге в 2001 году — при горячей поддержке всех предпринимателей и налогоплательщиков — ввели плоскую шкалу в 13%.

Налоги во имя равенства

К настоящему времени Налоговая служба России значительно укрепила свои позиции и стала демонстрировать эффективную работу (хотя и сейчас ряд предприятий и физлиц находят способы уклонения от уплаты налогов). Соответственно, появились основания для возврата к принятой во всех странах практике взимания налога по более высокой ставке для тех, кто зарабатывает больше определенных значений.

Эта идея активно обсуждалась как минимум 10 лет. Однако подобные предложения сталкивались с колоссальным давлением предпринимательского корпуса. 

Сейчас она близка к реализации. Предлагаемая шедулярная шкала на доходы выглядит следующим образом: зарплата разбивается на интервалы, которые облагаются определенной ставкой. При этом шедулярную шкалу следует отличать от прогрессивной, при которой повышенной ставкой облагается весь доход, а не его интервалы.

Напомню, что помимо собственно пополнения бюджета налоги выполняют еще две другие функции: регулятивную (для определенной отрасли или региона в целях стимулирования их развития) и социальную (для сглаживания неравномерности доходов между бедными и богатыми). Именно последняя функция становится в настоящее время более приоритетной, так как не только в России, но и во многих других странах мира разрыв между доходами бедных и богатых увеличивается.

Налоговые поступления должны сгладить разницу между доходами бедняков и зажиточных граждан, в известной мере восстановить социальную справедливость. Ведь социальные волнения не нужны ни одному правительству. Собственно, по этой причине государства и предпринимают меры для недопущения трансформации недовольства в протестные настроения.

За какими зайцами

Минфин РФ, вводя новшества, говорит о восстановлении социальной справедливости и резонно заявляет, что богатые должны платить больше.

Соответствующим образом выглядит и предлагаемая шкала. Для зарабатывающих не более 2,4 млн в год (или до 200 тыс. рублей в месяц) ставку оставили на уровне 13%, от 2,4 до 5 млн в год – 15%, от 5 до 20 млн рублей – 18%.  

Для зарабатывающих более 50 млн рублей в год планка установлена на отметке 22%. Однако на практике физические лица с такими зарплатами встречаются крайне редко, самые богатые россияне получают доходы из других источников: от вкладов в банках, от вложений в ценные бумаги, инвестиций. А все эти доходы предлагается по-прежнему облагать налогом со ставкой в 13%.

Соответственно, новую шкалу трудно назвать «выравнивающей». Ведь зарплата более 200 тыс. рублей в месяц (или от 2,4 до 5 млн в год, к которым планируют применить ставку в 15%, – Прим. ред.) сейчас уже не считается экстраординарной. Так, из-за дефицита кадров и инфляции средний уровень зарплаты повысился и в обрабатывающей промышленности, и в информационных технологиях, и строительстве, и на транспорте…

Эту шкалу предполагается сохранить до 2030 года, а это значит, что пройдет год- другой, и под нее «попадут» еще больше простых рабочих — людей, которых-то и к среднему классу отнести сложно, но платить они будут уже повышенный налог.

”В указанных инициативах Минфина нет никакой справедливости, есть, пожалуй, только «выравнивание» шкалы налогов в зависимости от заработка

Соответственно, основное налоговое бремя опять-таки понесут простые люди. Таким образом, предложения Минфина РФ на бумаге выглядят справедливыми, а на деле — не совсем.

Единственное верное решение

Еще одна нелогичная инициатива — повышение ставки налога на прибыль с 20 до 25% для предприятий, с одновременным введением большого числа налоговых вычетов: для инвестиционно-активного бизнеса, сектора ИТ-технологий, предприятий, ведущих деятельность в свободной экономической зоне (СЭЗ) или территории опережающего развития (ТОР) и т.д. Под эти исключения подпадают, можно сказать, практически все компании. Ведь в России, куда пальцем не ткни — или СЭЗ, или ТОР, или тайга шумит. 

Чтобы экономика могла развиваться и двигаться вперед, не надо повышать налог для бизнеса. Или, при предлагаемом повышении, не стоит вводить большое количество исключений, которые на деле создают значительные коррупционные риски.

В качестве верного решения Минфина можно упомянуть повышение налога на добычу полезных ископаемых, где существуют отрасли с более высокой рентабельностью, чем в среднем по экономике.

В стремлении к идеалу

Идеальных налоговых ставок для граждан и бизнеса в принципе не существует – каждое правительство ставит в приоритет одну из трех функций налогов. Поэтому разброс между ставками по странам сильно «гуляет».

Например, в странах Западной Европы ставки для бизнеса варьируются в диапазоне от 40 до 50%. Для нашей экономики такие значения пока не подходят, так как необходимо сохранять стимулирующие ставки. 

Налоги и для физических лиц, и для предприятий сейчас должны быть значительно меньше европейских, так как приоритетом на длительный период времени становится возможность развития бизнеса. Соответственно, налоговые ставки не должны носить конфискационный характер.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции