Top.Mail.Ru
архив

Нашествие провинциалов

Как известно, за пределами Московской кольцевой автодороги расположена совсем другая страна. С другими людьми, другими проблемами и, очевидно, с другими - немосковскими компаниями. До 1998 года московские граждане слабо догадывались о том, что происходит в регионах, и имели на этот счет самые смутные представления. Некоторым казалось, что за 500 км от столицы расположены леса, пустыни, болота и тундры, где унылые аборигены по инерции строят коммунизм. Иные говорили, что там, далеко от Москвы, есть только крупные промышленные комбинаты, на которых местное население производит что-то бесконечно далекое от реальности - то ли сварные трубы для газопроводов, то ли аммиачные удобрения, то ли устаревшие танки. Выбиравшиеся в эти дикие края москвичи обычно мало говорили об увиденном: ну, живут люди, плохо ли, хорошо ли - дела нам мало. Но факта существования этой жизни не отрицали.

Тем не менее региональные компании медленно, но верно проникали в московскую жизнь, на московские рынки. А с девальвацией рубля провинциальные промышленники получили дополнительные преимущества: они могут работать с меньшей рентабельностью, чем москвичи, они не так чувствительны к кризисам (их жизнь там в большинстве случаев - это просто постоянный кризис), они более мобильны. И в Москву покатили потоки трейлеров. Если раньше их путь лежал из Финляндии, то теперь они имеют тверские, ярославские, питерские номера.

Москва становится для региональных компаний тем же, чем был Запад год назад для московских. И этот процесс, похоже, одинаково выгоден и для московского бизнеса, и для регионального.

Еще год назад словосочетание «московский бизнес рязанской компании» вызывало только усмешку. На редких презентациях орловские обувщики или тверские производители водки с отчаянием рассказывали о том, что их компания выходит на московский рынок. Отчаяние было понятно: против них тогда играло все. И низкое по сравнению с иностранным качество продукции, и отсутствие сбытовых сетей, и негативный имидж всего, что изготовлено в пределах России. Продукция провинциалов могла выдержать конкуренцию только в самом дешевом ценовом сегменте рынка, где конкурентами выступали польские, украинские, турецкие производители.

Однако регионалы не сдавались. В Москве были прежде всего платежеспособные покупатели. Кроме того, разжиревший и ленящийся московский бизнес, не желающий заниматься делом, если оно стоит меньше чем $5 млн, потихоньку оставлял региональным конкурентам отдельные, не самые выгодные ниши. Например, производители видеокассет очевидным образом пропустили весной 1998 года приход на московский рынок нескольких компаний из Казани и Екатеринбурга. Теперь их из Москвы не выгонишь, они только расширяют свою долю рынка - за чей счет, догадаться несложно.

Ситуация коренным образом поменялась в сентябре 1998 года. Девальвация, а также финансовые проблемы московских компаний сразу освободили для регионалов множество ниш. Глобальный платежный кризис, охвативший Москву, зачастую не повышал, а наоборот, понижал конкурентность на отдельных рынках - например, на продовольственном, рынке одежды. Если всем московским компаниям становилось плохо, то пермский производитель этому только радовался.

Между тем кризис только подтолкнул процесс проникновения региональных компаний в Москву. Рост ВВП, отмечавшийся Госкомстатом по итогам I полугодия 1998 года, был обеспечен не столько Москвой, сколько регионами. Скорее всего, подъем региональных производителей, связанный с ростом их продаж в Москве, был бы неизбежен и без девальвации. Однако сейчас активный приход регионалов на московский рынок может дать им возможность не просто зарабатывать здесь, а инвестировать полученную прибыль в собственное развитие - раньше на это не хватало денег. Немосковские компании могут остаться на московском рынке надолго.

Между тем для москвичей конкуренция с регионалами - явление и положительное, и отрицательное.

Так, представитель одного из заводов, входящих в структуру холдинга Wimm-Bill-Dann, заявил корреспонденту «Ко»: «В принципе приход на рынок немосковских молочных компаний - для нас даже благо. На рынке без них был бы явный дефицит продукции и нам бы приходилось в ущерб региональным поставкам переправлять молоко и соки в Москву. А это означает разрыв связей с региональными дистрибуторами или потерю части московского рынка, на котором прочно обоснуются конкуренты».

Тем не менее для московских производственных компаний, особенно продовольственных, конкуренция на рынке растет. Кроме того, ориентированные на более высокое качество и соответственно себестоимость продукции, московские производители вынуждены снижать издержки до уровня региональных компаний. Кстати, многие не выдерживают и перепозиционируют свою продукцию на более дорогой и престижный уровень - заказывают более дорогую упаковку, ведут рекламные кампании соответствующей направленности. Похоже, именно по этому пути пошли предприятия Черкизовского АПК. Примеры ухода в «эксклюзивный» сектор есть и в легкой, и в табачной промышленности, и среди автодилеров. Кстати, стремление уйти в более дорогой ценовой сегмент и наладить там «эксклюзивный» бизнес с меньшими оборотами часто отмечалось консалтинговыми компаниями при анализе деятельности московских предпринимателей. Массовые проекты в Москве не очень-то любят.

Кроме этого, приход на московские рынки регионалов позволяет не разрушаться уже налаженной инфраструктуре сбыта продукции. Так, многие компании, реализующие фрукты, переключились на торговлю отечественной продукцией и фруктами из СНГ. В компании «Союзплодоимпорт» считают, что это явление им только на руку: пусть обороты компании, импортирующей в том числе и фрукты, сейчас существенно упали, сбытовая сеть, загруженная российскими контрактами, не деградирует. Когда повысится спрос на более качественные импортные фрукты, «Союзплодоимпорт» этим воспользуется. А сейчас компания, судя по всему, отрабатывает упущенную прибыль на импорте продуктов питания из стран Юго-Восточной Азии, что раньше было не слишком выгодно.

И в конце концов усиление конкуренции на московском рынке уже сейчас вызывает необходимость перестройки бизнеса московских компаний. Там, где раньше не экономили рубли, сейчас считают копейки, снижают издержки, усиливают контроль за качеством. Сейчас это позволяет московским компаниям только выживать. Однако при любом улучшении ситуации эти перестройки позволят им получать прибыль там, где раньше ее получать не удавалось, да и недосуг было.

А для региональных компаний, воспользовавшихся нынешней ситуацией, проникновение на московский рынок может стать основой их развития.

Еще по теме