Top.Mail.Ru
рейтинги

Наши новые друзья: как трансформируются внешние экономические связи России

Иллюстрации: Юрий Реука Иллюстрации: Юрий Реука

Разворот на Восток обернулся не только усилением участия государства в экономике самой России, но и огосударствлением ее внешнеэкономических связей. Проанализировав ведущих зарубежных контрагентов российских компаний, мы обнаружили, что в ключевых странах-партнерах за 2022 год это в основном госструктуры. Эксперты считают это логичным продолжением внутренних трендов и залогом устойчивости экономики в краткосрочной перспективе. О долгосрочной речи пока не идет. 

Топ иностранных компаний, которые остались в России или продолжают работать с ней, в целом отражает данные ФТС по ключевым странам-партнерам (Китай, Турция, Индия) и подтверждает, что бизнес из «недружественных» стран остается как минимум в нефтесервисе, фармацевтике, ритейле, финансах и отчасти в морских перевозках.

Но структура собственности главных контрагентов изменилась. Если раньше среди них было много частных корпораций (европейских, японских, корейских), то сейчас из 10 основных китайских компаний — партнеров России — как минимум шесть — государственные. Крупнейший покупатель российской нефти в Индии — госкомпания. Важнейший игрок на зерновом рынке Турции — чемпиона по закупкам российской пшеницы — тоже госструктура. Похожая картина наблюдается и в арабском мире.

Огосударствление внешней торговли присуще Азии, гармонирует с разворотом России на Восток и в краткосрочной перспективе помогает противостоять санкционному давлению. Но не отвечает на главные вопросы бизнеса: как переводить деньги, экономить на логистике и где брать технологии в будущем.

Товарищ Си и Cо

Си Цзиньпин
  • Си Цзиньпин, председатель КНР (Sinopec, CNPC, Фонд Шелкового пути, Petrochina, China Coal, Chery)

  • Вэй Цзяньцзюнь, основной акционер Great Wall Motor

  • Ли Шуфу, основатель и CEO Geely

  • Чжан Жуйминь, основатель и CEO Haier

  • Лэй Цзюнь, основатель и генеральный директор компании Xiaomi

Китай стал основным торговым партнером России еще до начала острого конфликта с Западом и боевых действий на Украине. По итогам 2022 года товарооборот между двумя странами увеличился на 29,3%, до рекордных $190,3 млрд. По данным таможни КНР, поставки из Китая составили $76,1 млрд, из России — $114,1 млрд. В основном это ископаемое топливо, крупнейшим покупателем которого стал тоже Китай. При этом половину в экспортных расчетах России впервые заняли рубль и юань. Более того, всего за четыре первых месяца 2023 года товарооборот вырос на 41,3% и составил $73,1 млрд. Китай за этот период ввез северному соседу товаров на $33,7 млрд, рост по сравнению с аналогичным периодом 2022 года — 67,2%, поставки из России в КНР выросли на 24,8%, составив $39,5 млрд.

По данным Refinitiv, Kpler и Vortexa, с начала марта 2023 года крупные частные нефтеперерабатывающие компании Китая Hengli Petrochemical и Jiangsu Eastern Shenghong Кo увеличили закупки российской нефти. Но по обороту ключевыми партнерами российских нефтяников и газовиков остаются госкомпании.

Это CNPC, заключившая в «Роснефтью» «контракт века» на $270 млрд за поставки 365 млн тонн нефти в течение 25 лет. Это Фонд Шелкового пути, с которым CNPC купила у «Новатэка» 29,9% проекта «Ямал СПГ» и 20% «Арктик СПГ-2». И Sinopec, которой принадлежат и 40% Амурского газохимического комбината «Сибура» за $10,7 млрд. Вместе с Фондом Шелкового пути Sinopec привлекла бóльшую часть инвестиций в тобольский «Запсибнефтехим» стоимостью $9,5 млрд и купила за $2,84 млрд 20% «Сибура». Она же вложила в СП с «Роснефтью» «Удмуртнефть» $1,75 млрд.

Доля китайских легковушек на авторынке России в 2022 году выросла с 7,5% до 19,4% от общего объема продаж — это 121,8 тысяч автомобилей. Абсолютным лидером стал государственный автоконцерн Chery, продавший 39,3 тысячи кроссоверов. На втором месте Great Wall Motor с 34,1 тыс. машинами (марка Haval). Замкнула тройку частная, но также связанная с государством Geely — 26,7 тыс. машин. Российские дилеры ожидают, что в 2023 году доля китайских машин на авторынке превысит 30%.

Китай в 2022 году стал крупнейшим покупателем российского угля, нарастив его импорт на 11,2%, до 59,5 млн тонн. Это более 35% всего российского угольного экспорта. Основную его массу закупают мелкие компании, но крупнейшими остаются государственные PetroChina и «Чжун мэй» (China Coal), пояснил журналу «Компания» директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. China Coal Energy Company Ltd — вторая по величине в материковом Китае компания и третья в мире угольная компания. В России она закупает якутский и кузбасский уголь.

На рынке крупной бытовой техники лидером сразу в трех сегментах (холодильники, стиральные машины, кухонные плиты) уже по итогам III квартала 2022 года стал Haier. Доля его холодильников выросла с 14,8% до 23,5%, доля стиральных машин — с 9,8% до 25% (в том числе за покупки бренда Candy), доля кухонных плит — вчетверо, до 15%. Haier уверенно вытесняет с рынка LG, Bosch и Samsung.

По итогам 2022 года, рынок смартфонов и мелкой электроники стал почти полностью китайским. Первое место по поставкам смартфонов в РФ (30%) заняла Xiaomi и ее суббренды. На втором месте Realme (доля 16%, рост 78%). На третьем — корейский Samsung. Китайский Tecno занял четвертое место с долей 10,5%, показав рост почти в пять раз.

Большие люди из Индии

Нарендра Моди
  • Нарендра Моди, глава правительства Индии, владеющего Indian Oil Corporation

  • Гаутам Адани, друг Моди, основатель и руководитель многопрофильного холдинга Adani Enterprices

  • Мукеш Амбани, основной владелец Reliance Industries Ltd

  • Лакшми Миттал, акционер Reliance Industries и индийских заводов Arcelor Mittal

Индия — второй крупнейший потребитель нефти в Азии — в 2022 году стала одним из основных потребителей российских энергоресурсов. Поставляя более 1,5 млн баррелей нефти в сутки, Россия занимает сегодня треть нефтяного рынка Индии. По словам вице-премьера Александра Новака, поставки нефти в Индию выросли в 22 раза, восполнив потери на европейском направлении.

Основными покупателями Urals выступают индийские НПЗ. Полученное из дешевой нефти дизтопливо они поставляют в ЕС, заменив таким образом российские НПЗ на европейском рынке светлых нефтепродуктов.

Это, в частности, 9 заводов государственной Indian Oil Corporation (IOC) об щей мощностью 70,1 млн тонн в год и два крупнейших в мире завода частной Reliance Industries общей мощностью 68,4 млн тонн в год. Последние принадлежат миллиардеру Мукешу Амбани и британско-индийскому сталелитейному магнату Лакшми Митталу.

Российскую нефть покупают еще два завода в Индии — частично принадлежащий «Роснефти» НПЗ Nayara Energy в Вадинаре мощностью 20 млн тонн в год и Mangalore Refinery компании ONGC мощностью 15 млн тонн.

Государственная IOC договорилась с «Роснефтью» о поставке 2 млн тонн нефти еще в декабре 2021 года. Весной 2022 года она купила 3 млн баррелей Urals, а частная ONGC — 1 млн баррелей. В марте 2023 года «Роснефть» и Indian Oil также заключили соглашение об увеличении поставок нефти.

Сколько купила Reliance, неизвестно. Но в 2022 году она даже отложила плановое техобслуживание НПЗ, чтобы производить больше дизтоплива и бензина из дешевой российской нефти.

По данным Reuters, индийские компании закупают российскую нефть и через трейдеров в Дубае — например, у Everest Energy и Litasco (подразделение «Лукойла»). Оплачиваются поставки в том числе в эмиратских дирхамах.

Закупки российского угля в 2022 году Индия увеличила почти в 2,5 раза — до 16,7 млн тонн. Неудивительно: скидки на него достигали 60%. Крупнейшие покупатели — угольные электростанции Adani Group, сталелитейные заводы ArcelorMittal и Nippon Steel, предприятия Ultratech Cement и Rashmi Group.

Основным покупателем российского угля в Индии, вероятно, является близкий партнер и друг премьер-министра Индии Нарендры Моди, один из богатейших людей мира Гаутам Адани. Ему принадлежат холдинги Adani Ports & SEZ (10 портов, включая крупнейший в мире угольный терминал Мундра) и Adani Power (крупнейший в мире пул угольных электростанций).

Первую партию российского угля с дальневосточных терминалов группа Adani купила еще в 2011 году, сообщало Reuters. В 2023 году о том, что группа Adani рассчитывает на российский уголь, сообщало агентство PTI. Сколько именно его покупает Adani Group, сама компания не раскрывает. По данным Argus, в Индию уголь из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Хабаровского края поставляет, в частности, СУЭК — с собственных терминалов в Мурманске, Ванино и Тамани. Reuters сообщало, что индийские компании начали оплачивать уголь из России в юанях и дирхамах.

The Hindu Business line называет Гаутама Адани и Мукеша Амбани крупнейшими бенефициарами отказа западных стран от российского ископаемого топлива. Прибыль флагманской фирмы Adani Enterprises Ltd и группы Reliance выросла до 30%. Их акции с февраля 2022 года подорожали на 42% и 19% соответственно. Адани с этого момента разбогател на $26 млрд — до $107 млрд. Состояние Амбани увеличилось почти на $8 млрд, до $92,4 млрд.

До марта 2022 года среди партнеров российских сырьевых корпораций было больше крупных частных компаний. Газ покупали Uniper, Winershall Dea, Shell Europe, GDF Suez, Wingas, E.ON., RWE, PGNiG. Нефть — BP, Glencore, Shell, Total, Trafigura, Altex Handel und Bereitung, ENI, Vitol, Exxon Mobil, JX Nippon Oil & Energy, Marubeni Petroleum, Neste OYJ. Среди покупателей российского угля были частные энергетические компании Японии, Кореи и Тайваня. Сейчас многие из этих компаний свернули свой российский бизнес.

Золото шейхов

Шейх Мухаммед бин Заид аль-Нахайян
  • Тамим ибн Хамад Аль Тани, эмир Катара, суверенный фонд QIA

  • Шейх Мухаммед бин Заид аль-Нахайян, президент ОАЭ, суверенный фонд Mubadala

  • Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси, президент Египта

Арабские страны стали важнейшими партнерами России. Так, товарооборот между Россией и ОАЭ в 2022 году вырос на 68% и достиг рекордных $9 млрд, причем экспорт электронных компонентов из ОАЭ вырос всемеро, до $283 млн. Товарооборот России и Египта по итогам 2022 года вырос на 30% и составил более чем $6 млрд. Но еще больших сумм достигают арабские инвестиции в Россию.

В 2016 году суверенный фонд Катара QIA купил около 19% акций «Роснефти» за $11,1 млрд. Он не планирует продажу своего пакета акций в «Роснефти», рассматривая эту инвестицию как долгосрочную. Кроме того, через РФПИ катарские инвесторы вложили $1,2 млрд, купив акции торговых сетей «Магнит» и «Лента», аэропорта Пулково, «Алроса», «ФосАгро».

В конце марта суверенный фонд ОАЭ Mubadala, управляющий активами на $229 млрд, решил прекратить инвестиции в российские проекты. Но о выводе уже вложенных капиталов речь не идет. Mubadala вместе с РФПИ вложил $2,3 млрд более чем в 50 проектов: в склады, $40 млн в онлайн-кинотеатр «Иви.ру», фитнес-клубы World Class, «Вертолеты России». В 2018 году фонд купил 49% компании «Газпромнефть-Восток». Последней крупной инвестицией стал выкуп 1,9% акций «Сибура» за $500 млн в декабре 2021 года, а также покупка 2,6% в холдинге En+.

Министр экономики ОАЭ подтвердил участие страны в ПМЭФ-2023. Президент ОАЭ Мухаммед бин Заид аль-Нахайян на встрече с Владимиром Путиным 11 октября сообщил, что в стране работают 4000 русских компаний. На фоне заморозки инвестиций фондом Мубадала средние компании ОАЭ открыты для инвестиций в Россию. «Статистики по ним пока нет, но все на старте», — комментирует источник «Компании», близкий к переговорам.

Еще одна арабская страна, Египет, остается крупным покупателем российской пшеницы. С начала текущего сельхозгода (с 1 июля 2022 года) он купил в России 6,6 млн тонн пшеницы. Учитывая ее цену на тот момент, сделка обошлась египтянам более чем в $1,5 млрд. Основной закупщик зерна в Египте — Главное управление по поставкам товаров (GASC).

Египет и ГК «Росатом» залили бетон двух блоков первой египетской АЭС в Эль-Дабаа в июле и ноябре 2022 года соответственно. АЭС обойдется в $30 млрд, из них $25 млрд предоставит в кредит на 13 лет Россия.

Турецкий зерновой гамбит

Эрдоган
  • Мехмет Омер Коч, председатель совета директоров Koç Holding

  • Мурат Чавкав, совладелец и CEO мукомольной компании Ankara Un

  • Ахмет Гулдаль, председатель правления и генеральный директор TMO

Внешнеторговый оборот России и Турции в 2022 году почти удвоился и достиг $62 млрд. Основной рост приходится на нефть, которую Турция купила у России в 2022 году на 2 млн 516 тысяч тонн. В Средиземноморье Турция стала основным покупателем нефти сорта Urals — на нее пришлось 15% морских поставок этой нефти. На экспорте авиакеросина и судового топлива из дешевой российской нефти в США, Великобританию и Германию НПЗ Турции заработали до $2,5 млрд.

Крупнейший нефтепереработчик Турции — компания Tüpraş, подконтрольная влиятельной семье Коч через СП Koç Holding и Shell. Компания управляет четырьмя НПЗ общей мощностью 28,1 млн тонн в год, три из которых перерабатывают импортируемую нефть. Компания контролирует бóльшую часть перерабатывающих мощностей Турции и владеет 57% всех мощностей по хранению нефтепродуктов. Tupras также владеет контрольным пакетом акций судоходной компании DİTAŞ и 40% сети бензоколонок Opet.

Кроме того, Турция — основной покупатель российского зерна. По данным гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, с 1 июля 2022 года в Турцию было отгружено 8,5 млн тонн российской пшеницы. Ориентировочная стоимость — около $2 млрд. При этом в январе 2023 года Турция заплатила за российское зерно рублями.

Крупнейшие потребители импортного зерна в Турции — мукомольные сети Hekimoğlu Un (Конья), Ankara Un (Анкара), Büyük Hekimoğulları Gıda San (Конья), Mersin Un San (Мерсин). Мука, сделанная из российской пшеницы, экспортируется по всему миру. Крупнейшим производителем является Ankara Un (Ankara Flour Mills Inc), основанная в 1970 году Илханом Чавкавом — косовским албанцем из Приштины, мукомолом и владельцем футбольного клуба «Генчлербирлиги». Компания производит более 1500 тонн муки в сутки, экспортируя ее в ОАЭ, Сирию, Нигерию, Ливию, Индонезию, Малайзию, Таиланд, Корею и Грузию.

Кроме того, ключевую роль на внутреннем рынке зерна играет Турецкий зерновой совет — TMO (Toprak Mahsulleri Ofisi). Он действует как резервное хранилище для стабилизации цен и как государственный орган на рынке зерна. TMO закупает зерно на товарных биржах и через лицензированные склады, через свои филиалы по всей стране.

На втором месте после Турции по закупкам российского зерна находится Иран. По итогам минувшего сельхозгода (июль 2021 — июнь 2022) он импортировал 7, 888 млн тонн, говорит Дмитрий Рылько. На третьем месте — Египет (6,6 млн тонн зерна). Саудовская Аравия, по данным ИКАР, стала четвертой (1,344 млн тонн).

Новые Онассисы

Судовладельцы
  • Йоргос Эконому, владелец TMS Tankers

  • Андреас Мартинос, владелец Minerva Marine

  • Гаутам и Нарджун Аранг, CEO Gatik Ship Management

Доля морских перевозок, обеспечивающих внешнеэкономическую деятельность России, в 2022 году выросла с 63% до 69% на фоне стагнации железнодорожного экспорта. Это связано с большей гибкостью морских перевозок в вопросе преодоления санкций. В стоимостном выражении главным морским грузом в прошлом году была российская нефть, а ее главными перевозчиками — иностранные владельцы танкеров.

О ключевых игроках этого рынка отечественные спикеры говорят неохотно. «Какого-то выдающегося крупного игрока на рынке танкерных перевозок из России сейчас нет, — считает основатель Infranews Алексей Безбородов. — Это множество мелких компаний. Имя их владельцев неизвестно, подвиг бессмертен, доход баснословен».

Западные СМИ упоминают о более чем 400 танкерах «теневого флота России». 240 из них, по данным Reuters, принадлежат российским компаниям, в том числе зарегистрированным в нейтральных юрисдикциях, остальные — иностранцам. В частности, индийцам, покупающим русскую нефть вместо арабской. Своего флота у Индии, в отличие от Китая, мало, но в конце прошлого года вице-премьер РФ Александр Новак предлагал индийцам помочь в приобретении и строительстве крупных танкеров для обхода «ценового потолка» на Urals.

Один из топ-10 мировых владельцев танкеров класса Aframax — индийская компания Gatik Ship Management, созданная в 2017 году. Управляют Gatik Ship Management братья Гаутам и Нарджун Аранг. В апреле American Club отобрал у компании страховку за намерение перевезти российскую нефть, купленную дороже потолка в $60 за баррель. При этом министр финансов Индии официально заявила, что страна может покупать российскую сырую нефть выше потолка, если сокращение добычи странами ОПЕК+ приведет к росту цен.

Значительная часть танкеров, перевозящих Urals, принадлежит грекам, владеющим более 5,5 тысячами судов и контролирующим более 20% мирового торгового флота. Считается, что из иностранных шиппинговых компаний в 2022 году именно греческие перевезли больше всего грузов из российских портов — более 70 млн дедвейт-тонн. В основном это была нефть. Среди ее крупнейших транспортировщиков (более 1 млн дедвейт-тонн за месяц) на Западе называют TMS Tankers Йоргоса Эконому и Minerva Marine Андреаса Мартиноса.

Активны на российском направлении также судовладельцы Кипра и Мальты. 6 декабря, после введения Евросоюзом ценового потолка на российскую нефть, около 20% танкерного флота Кипра общей емкостью 900 тысяч тонн сменили регистрацию на другие страны.

Bloomberg со ссылкой на свои источники пишет, что и европейские компании легально возят российскую нефть. Так, продавцом многих спотовых грузов Urals в Индию оказался крупнейший нефтетрейдер Vitol Group. Некоторые эксперты считают, что США разрешили и даже рекомендовали крупным трейдерам Vitol и Trafigura торговать российской нефтью за пределами ЕС, чтобы не допустить роста мировых цен на нефть.

Из Парижа с любовью

Жерар Мюлье
  • Жерар Мюлье, Leroy Merlin, ≪Ашан≫, ≪Декатлон»

Семья Мюлье, владеющая Leroy Merlin и другими крупными французскими брендами, включая сеть супермаркетов «Ашан» и сеть спортивных магазинов «Декатлон», долго сопротивлялась призывам закрыть бизнес, заявив, что она обязана обеспечивать клиентов товарами, а местных сотрудников — работой.

Около 700 представителей семьи Мюлье владеют не только тремя работающими в России сетями, но и десятками других крупных бизнесов. Auchan, Leroy Merlin, Boulanger, Decathlon, Kiabi, Pimkie, Norauto, Flunch — бóльшая часть того, что потребляют французы, принадлежит династии Мюлье. Патриарх семьи — 91-летний основатель Ашана Жерар Мюлье.

Каждые семь лет члены «Ассоциации семьи Мюлье» собираются вместе, чтобы провести своего рода выборы. Собравшиеся должны избрать семерых кузенов, которые будут ответственны за управление интересами группы до следующих выборов.

На территории РФ у материнской компании семьи Мюлье Adeo — 113 гипермаркетов «Леруа Мерлен» в 66 городах, в которых работают 45 тысяч человек. У «Ашана» — 153 гипермаркета. Более 55 магазинов «Декатлон» в России были временно закрыты еще летом прошлого года. Но была надежда, что в этом году магазины снова откроются. Теперь владельцы бизнеса решили их продать. Стоимость бизнеса оценивается почти в 15 млрд рублей.

Доля российского рынка в общем объеме выручки Leroy Merlin составляет примерно 20%. По данным «INFOline-аналитики», в 2022 году эта сеть в России нарастила выручку на 15,6%, до более чем 500 млрд рублей, и это — на падающем в денежном выражении рынке. Выручка «Ашана» увеличилась на 4,6%, до более чем 250 млрд рублей. Несмотря на общее падение продаж в стране, это больше, чем в ковидном 2020 году. Во многом рост «Ашану» обеспечили продажи через «Сбермаркет», которые увеличились на 76%.

24 марта сеть «Леруа Мерлен» заявила, что продает все 113 магазинов менеджменту, однако опровергла слухи о продаже своих логистических складов. Но в материнской компании Adeo заявили, что еще неизвестно, какое решение по этому поводу примут российские власти. В начале марта в России «Ашан», «Леруа Мерлен» и «Декатлон» заподозрили в уклонении от уплаты налогов.

«Ашан» в России пока остается. В декабре он зарегистрировал товарный знак с говорящим названием «Родной, и все тут».

Недружественная фарма

Петер Гольдшмидт
  • Петер Гольдшмидт, главный исполнительный директор STADA

По данным Eurostat, европейцы не сдают позиций на фармрынке России, увеличив поставки лекарств в 2022 году на четверть, до рекордных €9,9 млрд. Среди поставщиков лидируют Германия (€3 млрд) и Бельгия (€2 млрд). В частности, на 70% выросли поставки из ЕС гормональных препаратов, на 50% — антибиотиков и инсулина. Евросоюз теснит Швейцария: рост импорта ее лекарств в Россию вырос в прошлом году на 40%, до $2,3 млрд — рекорд за 30 лет. Медленно, но растет доля индийских дженериков: Dr.Reddy’s заняла 2,8%.

Тем не менее по продажам внутри РФ лидируют европейские компании с локализованным производством. В рейтинге на начало 2023 года, составленном «Фармацевтическим вестником», первое место заняла немецкая STADA, чей объем продаж в России вырос на 21%, до 48,7 млрд рублей.

В России у нее два завода: глобальный центр компетенций по мягким формам «Нижфарм» в Нижнем Новгороде и «Хемофарм» в Обнинске с фокусом на выпуск твердых лекарственных форм. STADA также инвестировала 100% в ООО «Аквалор» в том же Нижнем Новгороде и 50% — в московское ООО «Диалогфарма».

В 2022 году STADA вошла в топ-30 крупнейших рекламодателей России, вложив в рекламу своих фармпрепаратов более 3 млрд рублей и став единственным зарубежным рекламодателем в рейтинге. Top Employers Institute признал STADA, где работают 2500 человек, лучшим работодателем 2022 года в России.

Уходить из России STADA отказалась, сославшись на статью 25 Декларации ООН о правах человека и провозгласив целью «сохранить снабжение населения лекарствами — независимо от его национальности».

По поставкам фармсубстанций в Россию в 2022 году лидировал Китай. По данным DSM Group, его доля составила 28% по стоимости и 59% в объемах и выросла на 3% и 4% соответственно. Доля индийских субстанций снизилась в денежном выражении на 8%, потому что у Индии нет своего контейнерного флота.

Нефть и ничего личного

Оливье Ле Пеш

  • Оливье Ле Пеш, CEO Schlumberger

Основанная почти 100 лет назад братьями французами Конрадом и Марселем Шлюмберже крупнейшая нефтесервисная компания мира SLB (Schlumberger) продолжает работу в России. В марте 2022 года компания заявила, что немедленно приостанавливает новые инвестиции и внедрение технологий в России. Но в отличие от Halliburton и Baker Hughes, продавших свой российский бизнес, SLB продолжает работать в России, сотрудничая с «Лукойлом», «Роснефтью» и другими системообразующими компаниями. Компания набирает новых сотрудников, пользуясь уходом конкурентов.

Глобальная выручка компании в 2022 году составила $28 млрд, из них $1,69 млрд принесла Россия. Компания сообщала, что в III квартале подразделение по России и Центральной Азии увеличило выручку на 25%.

Reuter предполагает, что SLB не нарушает санкции, поскольку их целью не является полная остановка производства нефти. Хотя в 2015 году компания заплатила $237,2 млн штрафа за работу с Ираном и Суданом, а в 2021 году — $1,4 млн за услуги для «Газпром Нефть Шельфа».

Более 90% акций Schlumberger находятся в публичном обращении. Крупнейшие акционеры — инвестиционные фонды Vanguard и Black Rock, пенсионные фонды США. В отличие от многих других западных компаний, Schlumberger не публикует объяснений, почему она решила остаться в России.

Огосударствление экономики как спасение

Российский бизнес интегрировался в западное бизнес-сообщество больше 20 лет, и ему неплохо удалось впитать западные стандарты. Означает ли это, что при развороте на Восток российскому бизнесу срочно нужно полностью менять ментальность? Вовсе нет. Типологически это наши собратья — патерналистские режимы, где стержневой бизнес тесно связан с государством. Тебе не дадут выйти на их рынки, если не одобрит первое лицо, считает научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев.

Парадокс в том, что, по мнению Караваева, для работы с окологосударственными внешними торговыми партнерами Россия давно готова, и перестраивать бизнес-модели и корпоративную культуру нет нужды. Крупные компании уже давно работают по госконтрактам, встроены в систему бюджетного планирования и госзакупок. Их сотрудники работают по стандартам госслужащих, а в службах безопасности работают действующие или бывшие сотрудники «органов».

«Огосударствление экономики активно идет уже около 10 лет, — напоминает эксперт. — Экономика на 60% завязана на государство, а по факту больше, около 80%. Отсюда, кстати, и эффект ее устойчивости на протяжении года санкций. Жесткая дисциплина наверху, относительно свободный выбор субподрядчиков на среднем уровне и социальное обеспечение работников внизу — вот как это работает. Благодаря госконтрактам им вовремя платят зарплату, компании поддерживают инфраструктуру в городах присутствия. И им не надо перестраиваться, чтобы выходить на внешние рынки по новой схеме».

Фактически мы возвращаемся к советской модели внешнеторговой деятельности, когда внешнеэкономической деятельностью занимались внешнеторговые объединения — «Союзплодимпорт», «Союзвнешторг», «Техноснабэкспорт», «Технопромимпорт» и так далее. И у этой модели есть свои поклонники. «Тогда все работало как часы, — считает советник компании „Альта-софт“ по вопросам таможенного права и внешнеэкономической деятельности Марина Лякишева. — Их деятельность еще тогда была выстроена так, как сейчас в англосаксонских странах работают уполномоченные экономические операторы».

Но для того чтобы новая модель заработала, нужно найти ответы на три вопроса: как сэкономить на логистике, как переводить деньги и где брать технологии. Не хватает контейнеровозов и новых железнодорожных путей. Юани, на которые мы делаем ставку, — это всего 3% от общемировой денежной массы, а доля дирхамов ОАЭ, которыми индийцы расплачиваются за российский экспорт, вообще на уровне погрешности. Китайские технологии, которые полностью скопированы с западных, работают только на коротком временном отрезке. И как только Запад выведет производства из развивающихся стран, на что он решительно настроен, копировать станет нечего, и быстрый технологический разрыв неизбежен.

Все идет к тому, что из советского опыта нужно брать не только внешнеторговые модели, но и развитие похороненной ныне математической школы. Но простой арифметический подсчет показывает, что на выращивание новых собственных Бринов и Дуровых уйдет минимум 15 лет. И как бы их еще удержать.