Настоящий Армагеддон начнется со спецоперации на Тайване
Визит главы Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси показал, насколько мир близок к военному конфликту в Юго-Восточной Азии. В китайском Госсовете уже заявили, что действия Тайваня толкнут его в «бездну катастрофы». А на фоне визита Пелоси Китай провел учения, в рамках которых остров Тайвань был фактически окружен военно-морскими силами Поднебесной. США в свою очередь стянули в регион собственные военные корабли. Все закончилось игрой мускулов. Третьей мировой войны не случилось.
Немного предыстории. Тайвань после Второй мировой войны стал проблемной территорией, причем не только для континентального Китая, но и для всего мира. Формально этот остров, отделенный от материка на каких-то 150–200 км, оставался частью единого Китая, но существовал автономно от континентальной части страны. Более того, он долгое время представлял собой весь Китай. Окончательное размежевание двух Китаев произошло после того, как Гоминьдан потерпел поражение от Коммунистической партии в гражданской войне 1945–1950 годов и проигравшие войну оказались на острове Тайвань. Вместе с тем именно Тайвань представлял весь Китай до 1971 года в ООН и занимал место постоянного члена Совбеза ООН. 51 год назад место в ООН от Тайваня было передано Китайской Народной Республике (КНР). Тайвань для большей части государств перестал быть самостоятельным субъектом международного права (на сегодняшний день он имеет официальные дипломатические отношения лишь с 14 государствами). Тем не менее у Тайваня есть конституция, в которой содержатся претензии на всю территорию Китая.
В наше время Тайвань уже нечасто озвучивает эти претензии. Зато КНР в силу роста экономического могущества и политического авторитета все чаще заявляет о необходимости воссоединения двух частей и восстановления единого Китая. И вроде бы Тайбэй (столица Тайваня) соглашается с ненормальностью нынешней разделенности Китая, но при этом понимает, что Пекин может полностью поглотить остров. Пекин провозглашает принцип «Одна страна —две системы», который должен лечь в основу объединения. Тайбэй формально соглашается, но под разными предлогами откладывает счастливый момент слияния.
Нетрудно понять, кто кого поглотит. Континентальный Китай (КНР) имеет территорию площадью 9959 тыс. км2, население численностью 1,412 млрд человек, валовой внутренний продукт (рассчитанный по паритету покупательной способности национальной валюты к доллару США на 2019 год) величиной $23,39 трлн. А у Тайваня эти показатели имели соответственно следующие значения: 36,2 тыс. км2, 23,3 млн человек, $1,26 трлн. Получается, что Тайвань уступает континентальному Китаю: по площади — в 275 раз, по населению — в 60,6 раза, по ВВП — в 18,6 раза.
В конце прошлого десятилетия начались волнения в Гонконге, который в 1997 году вошел в состав Китая на основе того же принципа «Одна страна —две системы». Гонконг почувствовал, что он теряет свою автономию и статус особой финансовой и торговой зоны. 30 июня 2020 года, несмотря на массовые протесты жителей Гонконга, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял закон о национальной безопасности Гонконга, который резко снизил уровень политической автономии Гонконга от материкового Китая.
Тайбэй понял, что по подобному же сценарию может произойти мягкое поглощение Тайваня. Поэтому заявлений о возможном воссоединении с КНР последние три года не делает. Более того, наблюдаются признаки все большего дистанцирования Тайбэя от Пекина. При американском президенте Дональде Трампе началось обострение американо-китайских отношений. Тайбэй всегда был ближе к Вашингтону, чем к Пекину. А в момент обострения американо-китайских отношений при Трампе ему пришлось стать еще ближе к Вашингтону и резко затормозить процесс сближения с Пекином.
Вашингтон стал поощрять тайваньский сепаратизм и укреплять оборону острова от возможных военных посягательств c континента. В 2020 году Вашингтон одобрил поставку на остров пусковых ракетных установок HIMARS и авиационных ракет SLAM-ER на $1,8 млрд. Также с помощью США Тайвань строит свой подводный флот. Некоторые политики в Вашингтоне открыто заявляют, что Вашингтону надо углублять военное сотрудничество с Тайбэем, не ограничиваясь только поставками на остров оружия. И США было бы неплохо сделать Тайвань американской военной базой. У Америки есть военные базы на Дальнем Востоке —на островах Окинава и Хонсю (Япония). В условиях обострения отношений Вашингтона с Москвой и Пекином военная база под самым боком КНР будет совсем не лишней.
Значимость Тайваня для Вашингтона резко возросла в последние годы в связи с тем, что остров стал мировой мастерской по производству полупроводников, микросхем (электронных чипов) и процессоров. Экономику XXI века называют «цифровой», она не может нормально функционировать без микроэлектроники, которая фактически стала «кровью» такой экономики. 35 лет назад на Тайване была создана компания по производству полупроводников, получившая название TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company). Она, образно выражаясь, совершила «вертикальный взлет» в отрасли и на рынке микроэлектроники. Сегодня на нее приходится более 50% мирового рынка электронных чипов. Но характеристики чипов на мировом рынке очень разные, на нем обращаются продукты сегодняшнего дня, вчерашнего и позавчерашнего дня. TSMC специализируется на производстве чипов сегодняшнего дня и ведет энергичные разработки чипов завтрашнего дня. На рынке чипов сегодняшнего дня доля TSMC, по оценкам экспертов, превышает 90 %. Тайваньская компания не просто производит «продвинутый» продукт для свободного рынка, она занимается почти исключительно контрактным производством. То есть осуществляет выпуск микрочипов по заказам и проектным образцам заказчиков.
А кто эти заказчики? Компании тех стран, которые вроде бы не числятся в отстающих по микроэлектронике. В первую очередь это США. Во‑вторую очередь — Китай. И многие другие страны, включая Россию. Назову только самые звучные бренды тех, кто является клиентами TSMC: HiSilicon, MediaTek, Huawei, Realtek, AMD, NVIDIA, Qualcomm, ARM Holdings, Altera, Xilinx, Apple, Broadcom, Conexant, Marvell, Intel.
Компании-заказчики, как правило, не занимаются производством электронного ширпотреба (для этого можно найти чипы и у себя дома или в других странах). Они производят сложнейшую технику, для которой нужны самые «продвинутые» электронные элементы, которые можно найти только на Тайване и больше нигде. В первую очередь это техника для обороны и космоса. Можно сказать, что Тайвань опосредованно обслуживает ОПК (оборонно-промышленные комплексы) США, Китая, многих других стран (среди них и Россия).
КНР в силу роста экономического могущества и политического авторитета все чаще заявляет о необходимости воссоединения двух частей и восстановления единого Китая
Понятно, что TSMC резко подняла ставки в борьбе США и КНР за установление эффективного контроля над островом Тайвань. Победитель в этой борьбе рассчитывает получить контроль над «кровью» современной экономики. Соответственно постарается лишить проигравшую сторону этой самой «крови» и тем самым нанести болезненный удар по обороноспособности противника.
В публичную сферу уже проникли некоторые детали плана Пекина по проведению специальной военной операции на Тайване, который предусматривал блицкриг при минимальном применении оружия. Она задумана таким образом, чтобы не нанести никакого физического ущерба производственным и иным объектам компании TSMC. Но, кажется, этот план морально уже устарел. Сегодня атмосфера вокруг Тайваня накаляется. Остров готовится к обороне с помощью американского оружия. Там сегодня огромное количество американских военных советников. Мягкого присоединения острова вместе с захватом ее «жемчужины» — TSMC может не получиться.
Тем не менее Китай от плана присоединения Тайваня не отказывается. Он, как говорят эксперты, рассчитывает на то, что осенью нынешнего года специальная военная операция России на Украине еще будет продолжаться и будет требовать максимальной мобилизации Вашингтона именно в этой географической точке (оказание финансовой и военной помощи Киеву). Присоединить остров надо успеть до окончания российской спецоперации на Украине, затягивать Пекину со своей специальной военной операцией никак нельзя. Американский телеканал Fox News сообщил, ссылаясь на свои источники, что Китай собирается напасть на Тайвань осенью 2022 года. А высшее руководство Китая, по американским источникам, уже дало команду партийным чиновникам и членам их семей избавиться от зарубежной собственности. Ничего не напоминает?
Очевидно, что военная операция континентального Китая против островного Китая может иметь самые трагические последствия. Прежде всего, последствия военного характера. Она может перерасти в горячую войну между КНР и США. Как без применения ядерного оружия, так и с применением. О ядерном потенциале Америки эксперты знают гораздо больше, чем о ядерном потенциале Китая. В связи с большой информационной закрытостью КНР существует большой разброс оценок по вопросу количества ядерных боеголовок у Китая. Различие между максимальным и минимальным значением числа боеголовок (у разных экспертов) превышает 40 раз (от 240 до 10 000). Но чаще всего встречаются данные, что КНР располагает 1600–1800 ядерными боеприпасами. Это означает, что США и КНР имеют ядерный паритет. И при неблагоприятном развитии событий они могут взаимно уничтожить друг друга. А заодно уничтожить и бóльшую часть человечества. Но я не специалист в военной области и в рассуждения о «ядерном Армагеддоне», который может быть спровоцирован конфликтом вокруг Тайваня, углубляться не буду.
Как экономист скажу, что достаточно вероятным является сценарий, согласно которому Тайвань может стать «триггером» «экономического Армагеддона». Военная операция на Тайване способна спровоцировать два глобальных экономических кризиса. Синергия двух параллельных кризисов может привести к таким убийственным для мировой экономики последствиям, на фоне которых самый известный в истории мировой кризис 1929–1933 годов может выглядеть достаточно бледно.
Первый кризис — уничтожение в ходе военной операции производственных мощностей TSMC. Мир лишится тайваньских микрочипов — «крови» «цифровой экономики». Предположим, что Пекину удастся провести присоединение острова даже без единого выстрела, сохранив неповрежденной «жемчужину» Тайваня — TSMC. Вашингтон этого может не перенести. В этом случае он просто может провести операцию по уничтожению «жемчужины» (для этого у него достаточно профессионалов среди граждан Тайваня, которые готовы исполнять любые команды из Вашингтона, проводить диверсионные операции). Америка будет действовать по принципу: «Если не досталось нам, пусть не достанется никому» (и Китаю особенно). В журнале Parameters, издаваемом одним из самых известных американских военных училищ The United States Army War College, в начале этого года была опубликована статья, ставшая информационной бомбой. Ее авторы предлагают Тайваню объявить, что он уничтожит свою полупроводниковую промышленность, если ему будет угрожать вторжение Китая. По мысли авторов, это необходимо, чтобы Китай не рассчитывал, что, захватив Тайвань, он получит доступ к самому передовому производству электроники в мире. Расчет делается на то, что это уменьшит интерес Китая к объединению, по крайней мере насильственному.
Второй кризис — блокировка Вашингтоном международных резервов КНР. То есть применение санкции, которая в конце февраля —начале марта этого года была уже применена в отношении валютных резервов РФ. Только масштаб блокировки будет немного разным. Величина замороженных российских резервов составляет около $300 млрд. Величина валютных резервов КНР — $3,1 трлн. Вашингтон может заблокировать китайские резервы, которые на порядок больше тех, которые заблокированы у России. Если заморозка российских резервов сильно ударила рикошетом по доллару США («выстрел в ногу»), то заморозка китайских резервов нанесет смертельный удар по американской валюте («выстрел в голову»). А крах доллара США создаст эффект домино, рухнут и другие резервные валюты. Наступит валютно-финансовый апокалипсис не только для США, но также и для всего мира, включая КНР.
Победителей в борьбе за контроль над Тайванем не будет. Проиграют и США, проиграет и Китай. Проиграет весь мир. Но хочется закончить на оптимистичной ноте. Ядерный Армагеддон миру прочили уже более 70 лет назад, когда СССР испытал атомное оружие и возникла угроза, что США и Советский Союз обменяются ядерными ударами. Слава Богу, такого обмена до сих пор не произошло. Хотя в 1963 году возник Карибский кризис и мир был как никогда близок к ядерной катастрофе. Будем надеяться, что напряженность вокруг Тайваня не перерастет не только в ядерный, но и в экономический Армагеддон.