Наука и образование обретают «цифру»
Период с 2022 по 2031 год в РФ объявлен Десятилетием науки и технологий. Среди основных целей — повышение доступности информации для граждан и вовлечение разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны. Реализовать эти планы помогут цифровые технологии, уверены эксперты. Об использовании блокчейна, искусственного интеллекта и NFT для развития науки и образования в России — в материале «Компании».
«Сегодня можно выделить две основные задачи цифровизации в области науки в России: как она помогает жизни ученых и государству сделать так, чтобы эффект от работы исследователя был использован на 100 процентов», — сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга на круглом столе «Применение новых цифровых технологий в науке и образовании».
Эксперт отметил факт расширения функционала Единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ЕГИСУ НИОКТР), а также подчеркнул роль искусственного интеллекта (ИИ), который позволяет многократно ускорить научные исследования.
«С использованием ИИ у нас впервые был создан антифиброзный лекарственный препарат. От молекулы до первой фазы клинических испытаний прошло 30 месяцев. Это заставляет задуматься, достаточно ли мы используем цифровые технологии в повседневной работе. Я думаю, недостаточно», — заключил Мажуга.
Не менее важную роль в расширении возможностей во всех сферах, включая науку и образование, играет блокчейн, отметил заместитель заведующего лабораторией исследований блокчейна в образовании и науке Государственного академического университета гуманитарных наук Артем Космарский.
«Цифровые технологии могут решить многие структурные проблемы науки: бюрократические проволочки, громоздкая система выделения денег через грантовое финансирование, монополия крупных корпораций на публикацию в журналах. Зачем на них (корпорации-монополисты. — Прим. ред.) работать, когда можно собрать публикационную базу на блокчейн-платформе с более справедливыми и прозрачными правилами?» — рассуждает эксперт.
В условиях цифровизации материалы становятся более доступными, и возникает вопрос защиты авторских прав. Однако и эту проблему можно решить при помощи технологий. Речь, в частности, идет о невзаимозаменяемых токенах (NFT), каждый из которых уникален и не имеет аналогов. О возможностях использования NFT в образовании в рамках круглого стола рассказал генеральный директор компании «Цифровые активы» Максим Трофимов. Доказывать подлинность образовательных курсов эксперт предлагает при помощи цифровых аватаров лекторов.
«От преподавателя требуется лишь однократно уделить несколько часов взаимодействию с ИИ. После этого формируется уникальный цифровой образ лектора, который может буквально проводить занятия вместо него по четко проработанному скрипту. Так решается проблема авторства, загрузки преподавателя и мобильности», — пояснил Трофимов.
Эксперт также отметил потенциал использования цифровых финансовых активов (ЦФА) для решения ряда проблем в научной сфере. По его словам, ЦФА можно использовать не только как цифровое право на некий актив, но и в программах мотивации. Например, если научное исследование проведено качественно, то сотрудник может получить часть цифровых прав на финальный продукт (публикация/тезисы/выступление) в качестве вознаграждения. Вся эта система будет подтверждена на платформе блокчейн.