архив
Несколько дней назад Роберт Самуэльсон в статье в Newsweek вспомнил о забавной истории, связанной с одним молодым и талантливым экономистом из Cornell University, который во времена президентства Джимми Картера смеха ради в своих выступлениях стал употреблять вместо термина «спад» слово «банан». Кстати, тогда, как и сейчас, и президент США, и биржевые воротилы всего мира упорно избегали термина «спад» в характеристике ситуации в американской экономике.
Вот и сегодня, в последние дни лета 2001 года, Уолл-стрит, похоже, вновь панически боится слова «спад». И страхи вполне оправданны: чем чаще это слово будет мелькать в биржевых сводках, экономических отчетах и на страницах газет, тем больше это усилит и без того пессимистические настроения инвесторов и посеет панику среди американских потребителей, от ненасытности которых зависит вся заокеанская, если не вся мировая экономика.
Последний рубеж обороны состоит сегодня из статистических отчетов. Эксперты утверждают, что нельзя говорить об экономическом спаде, пока падение ВВП не будет отмечено последовательно в течение двух кварталов, что на сегодня пока не зарегистрировано. Первый квартал 2001 года закончился со знаком «минус». Данные по второму кварталу еще обрабатываются и пока дают весьма противоречивую картину. По предварительной оценке, вроде бы отмечен еле заметный рост ВВП, который составил 0,7%. Но даже эта цифра в значительной степени объясняется тем, что нарастающим темпом шло частное жилищное строительство (второй и третий дом для семьи среднего класса). С другой стороны, показатель роста в данной ситуации может быть фикцией, так как вкладывать деньги в стены – это надежный способ спасти сбережения, избегая возможных рисков с ценными бумагами. Таким образом, это может расцениваться скорее как страх перед грядущим, чем вера в сохранение стабильности.
Но, повторяю, подсчеты еще не завершены, и вполне может оказаться, что и второй квартал закончился со знаком «минус». При условии, что какое-нибудь милосердное или очень заинтересованное лицо не решит скорректировать показатели. Ведь судьбы мировой экономики могут потребовать этой маленькой жертвы, что позволит Алану Гринспену поставить маленький «плюс» вместо «минуса». Именно сегодня, 29 августа, когда я пишу эти строки, федеральная резервная система США заканчивает подсчеты и готовится выступить с окончательным отчетом. Не берусь судить, каким будет финальный вердикт, но, по существу, он ничего не меняет в ситуации, в которой оказалась американская экономика.
Данные, которые приводит Самуэльсон в своей статье, впечатляют. Во-первых, с начала 2001 года произошло сокращение 620 тысяч рабочих мест. Между тем промышленное производство переживает спад уже в течение 10 месяцев подряд, и сегодня его уровень снизился на 4,2% по сравнению с сентябрем прошлого года. Такого в американской экономике не отмечалось более 30 лет. Еще хуже обстоит дело с инвестициями американских компаний в компьютерное оборудование и программное обеспечение. Здесь уровень снизился на 5,2% по сравнению с третьим кварталом прошлого года. Если взять за точку отсчета период с сентября 2000 года по март 2001 года, то видно, что прибыли американских корпораций упали на 12%.
Довольно жестокая статистика, от которой американский избиратель отвык за последние два десятилетия. На сегодняшний день пока не отмечено падения уровня потребления. Хотя он и не вырос, но по крайней мере остается прежним. В этом нет ничего странного, поскольку надо принять во внимание то, что широкие слои населения недостаточно ясно представляют себе реальное положение вещей. И пройдет еще некоторое время, прежде чем они начнут считать деньги в своих кошельках. Но вот когда миллион людей, потерявших работу, начнут тратить меньше (или же совсем ничего не тратить) и когда начнет расползаться страх увольнения, тогда и уровень потребления замрет или же начнет падать. Вот тогда и следует ждать серьезной беды.
Не из лучших сегодня и настроения у топ-менеджеров в корпорациях. Увольнения в сфере высоких технологий затронули и высшее управленческое звено. Сегодня американские компании вынуждены прибегать к услугам частных специализированных детективных агентств, чтобы следить, не воспользуются ли уволенные менеджеры информацией о бизнесе своих бывших работодателей с целью нанесения им ущерба. Агентства подобного рода растут как грибы после дождя. Особенно много их стало в Калифорнии.
Отмечен уже ряд случаев, когда «месть» уволенных менеджеров достигла своей цели, нанеся компаниям убытки в сотни миллионов долларов. Газеты недавно писали о весьма показательном инциденте, который произошел в одной из крупных торговых компаний. Уволенный топ-менеджер внес в компьютерную сеть компании произвольные цены на товары, спровоцировав таким образом настоящий хаос. Прошло несколько месяцев, прежде чем он был обнаружен и арестован.
Если такова ситуация сегодня, завтра надо быть готовым к худшему. Термин «спад» могут еще не употреблять еще некоторое время, но «банан» все равно уже навис, и, кажется, его придется проглотить и переварить, прежде чем наступят лучшие времена. Одна маленькая деталь: вкушать от этого «банана» предстоит всем нам, а не только избирателям Джорджа Буша. Говорят, что лучшие времена вернутся к концу 2001 года. Будем надеяться.
03.09.200100:00
архив
Чужие руки
Apple Computers и Hewlett-Packard уже давно не занимаются непосредственным изготовлением продукции, которая носит их имена. Они вкладывают свой интеллектуальный потенциал только в научные исследования, опытные разработки, дизайн, маркетинг и рекламу
архив
Без залога
В стране «черных» зарплат начался бум на рынке потребительского кредитования. Населению предложили упрощенную схему кредита и отсутствие долгих проверок платежеспособности. Итоги впечатляют. За восемь месяцев нынешнего года российские потребители заняли у банкиров почти 80 млрд руб. Банкиров сумма долга не смущает
архив
Чиновник в винной лавке
Алкогольный рынок лихорадит после введения правительством новых налоговых правил. В стране значительно сократилось производство водки и вина. Чиновники уверяют, что все это лишь временные неудобства. Тем временем соотношение сил в отрасли меняется в пользу импортеров и крупных отечественных производителей.