Top.Mail.Ru
архив

Не для себя старается

30.03.200900:00
Окулов, на выход!

Отставка генерального директора «Аэрофлота» Валерия Окулова состоялась. Его место занял первый вице-президент АФК «Система» Виталий Савельев, чью кандидатуру предложило Министерство транспорта.
Разговоры о замене Окулова возникали чуть ли не каждый год. Тем не менее главе «Аэрофлота» удавалось удерживаться в своем кресле на протяжении почти 12 лет. Рокировка была инициирована министром транспорта Игорем Левитиным, у которого с топ-менеджером в последнее время имеется много разногласий. Это экспансия авиакомпании на зарубежные рынки, политика перевозчика по закупке российских самолетов, а также роялти, которые платят зарубежные авиакомпании «Аэрофлоту» за пролет над территорией России. Впрочем, самое ценное, что есть в «Аэрофлоте» – это его финансовые потоки, за перенаправление которых, по всей видимости, и идет борьба.

Строитель вертикали

Бывший зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов назначен председателем правления одного из крупнейших подрядчиков по строительству объектов нефтегазовой инфраструктуры – компании «Стройтрансгаз». Кандидатуру Рязанова выдвинул Газпромбанк, у которого 19,99% голосующих акций компании, еще 40% через дружественную структуру банк контролирует с начала 2008 года. По словам источника, близкого к Газпромбанку, новый собственник столкнулся с весьма сложной задачей: некогда процветавшая компания в последние годы стала сдавать позиции, а по итогам 9 месяцев 2008 года, и вовсе зафиксировала убыток. Пришедший со сменой акционеров новый председатель правления Вячеслав Махонин не смог изменить ситуацию. Александру Рязанову отводится роль строителя вертикали власти, он должен разобраться с финансами и вывести «Стройтрансгаз» из состояния стагнации.

Не для себя старается

Глава «Нафта-Москва» Сулейман Керимов в ближайшее время может стать основным владельцем ГК «ПИК». Согласно предварительной договоренности, бизнесмен получит 45% группы в обмен на обещание реструктуризировать задолженность ПИКа через Сбербанк. В таком случае общая доля Кирилла Писарева и Юрия Жукова сократится до 38%. Задолженность девелопера составляет 49 млрд руб. По данным экспертов, Керимов заинтересовался ГК «ПИК» еще в начале марта. Есть мнение, что после реструктуризации долга «Нафта-Москва», также испытывающая проблемы с финансированием, предложит сделку государству. Керимов может высказаться за участие структур ПИКа в правительственных программах строительства социального жилья. При таком сценарии со стороны государства контрагентом выступит Фонд содействия развитию жилищного строительства под руководством Александра Бравермана.

«Норникель» повели на диспансеризацию

Сделки ГМК «Норильский никель» в период противостояния ее крупных акционеров – Владимира Потанина и Олега Дерипаски – исследуют со всех сторон. Действиями компании заинтересовались Счетная палата, Федеральная служба по финансовым рынкам, ВЭБ и ВТБ (в залоге 25% и 16,7% акций «Норникеля» соответственно), глава «Металлоинвеста» Алишер Усманов (5% акций), а также вице-премьер Игорь Сечин. В письме на имя гендиректора «Норникеля» Владимира Стржалковского замглавы правительства просит раскрыть подробности операций с ценными бумагами и активами компании. Как рассказал «Ко» источник, знакомый с ситуацией, это плановые проверки, которые вряд ли инициированы одной из заинтересованных сторон.
Впрочем, на рынке вновь заговорили о возможном объединении ГМК и «Металлоинвеста»: Алишеру Усманову приходится расплачиваться по миллиардным кредитам, а получив кресло гендиректора «Норникеля», ему было бы легче провести слияние.
Интрига в том, что Алишер Усманов считается единомышленником президента Дмитрия Медведева, а Игорь Сечин и Владимир Стржалковский имеют поддержку со стороны главы правительства. Стржалковский, кстати, получил директорское кресло при непосредственном участии премьер-министра. Поэтому вряд ли в компании последуют кадровые перестановки, но, вероятно, блокирующий пакет «Норникеля», находящийся в залоге у госбанков, будет передан государству.

Воздушный кобренд Газпромбанка

Газпромбанк и «Аэрофлот» приняли решение расширить рамки многолетнего взаимодействия, которое налажено между двумя компаниями. Помимо развития существующих проектов, ГПБ и авиаперевозчик договорились о разработке и реализации новой программы стратегического сотрудничества.
В частности, планируется активизировать взаимовыгодное партнерство в вопросах авиаперевозок. Группа Газпромбанка является крупным заказчиком на комплексное обслуживание в этой сфере. «Корпоративный договор с банком действует уже много лет, – рассказали «Ко» в «Аэрофлоте». – Мы получаем дополнительных пассажиров, а банк – скидки на билеты». Теперь Газпромбанк намерен привлечь к такому сотрудничеству и своих корпоративных клиентов.
Кроме того, компании договорились о совместном выпуске международных банковских карт «Газпромбанк – Аэрофлот Бонус». При оплате кобрендовой картой товаров и услуг начисляются бонусные мили, накопив которые, можно совершить бесплатный полет или воспользоваться предложениями компаний – партнеров программы. Новшеством станет возможность доступа к информации о количестве полученных бонусов через сеть банкоматов Газпромбанка. За счет подобных программ авиакомпания получает лояльность пассажиров, а банк – рост числа клиентов и увеличение объема операций по пластиковым картам.

Опрос недели
Пресса переполнена прогнозамии догадками: когда кончится кризис? Когда мы достигнем его дна? Между тем никто не может точно сказать, что именно должно произойти, чтобы все поняли, что кризис завершился.

ЭТО – КОНЕЦ?

АртЕм Палеев, управляющий партнер компании «Корпус права»:
«Сигналом окончания кризиса, на мой взгляд, будут не события, а ощущения. Для меня лично – когда прибыль можно будет положить в карман, а не резервировать. Для большинства  людей – уверенность в том, что наконец-то их вложения хоть во что-то будут окупаться. Для бизнеса – когда оживет проектное финансирование и финансовые институты  снова  станут давать деньги под бизнес-планы на несколько лет».

Павел Черкашин, глава Adobe в России и СНГ:
«Кризисная риторика сейчас очень популярна – это универсальная отмазка для любых просчетов или неэффективности. «Дорогой, почему ты посуду не помыл?» – «Так кризис же, дорогая!» Когда слово это выйдет из моды, на него как-то неловко уже будет ссылаться – это будет первый признак, что рынок вошел в конструктивное русло».

Владимир Садовин, генеральный директор сети
«Азбука Вкуса»:
«На мой взгляд, главный момент, свидетельствующий об окончании кризиса, – это  формирование условий, при которых банкам станет выгодно кредитовать бизнес, именно выгодно экономически, а не по принуждению властей. Это даст возможность бизнесу нормально планировать свое существование и соответственно принимать меры для выполнения этих планов».