Top.Mail.Ru
архив

Не хлебом единым

01.07.201600:00

Французские устрицы и итальянский пармезан, испанская чоризо и бельгийские мидии… Из-за санкций российские прилавки в одночасье лишились множества европейских деликатесов. Открывшуюся нишу заполняют отечественные производители.

Свежие устрицы в рестораны и супермаркеты привозят с Сахалина, пармезан a la russe одна за другой предлагают российские сыроварни, а технологию изготовления заморской колбасы освоил даже Черкизовский мясоперерабатывающий завод. Дело дошло и до попавшей под эмбарго спаржи: весной 2015 г. в подмосковной деревне Демидово заработала первая частная спаржевая плантация, запущенная агрофирмой «Отечественный экопродукт». Планы наполеоновские, под стать французскому, как принято считать, происхождению овоща-аристократа: компания намерена не только заполнить образовавшуюся из-за санкций нишу на внутреннем рынке, но и в перспективе вытеснить с него продукцию иностранных производителей. Брать собираются качеством, свежестью, ну и, конечно же, ценой, которая у нашей спаржи из-за отечественной прописки будет ниже, чем у прибывшей из-за границы.

Заморская гостья

На самом деле спаржа – это кустарник, весенние побеги которого раз за разом срезают, осенью спаржу нужно косить, а самая дорогая белая спаржа растет почти в темноте. 

Кстати, исключительно французского в спарже ничего нет: прежде чем оказаться в Версале, на королевском столе, овощ успел зарекомендовать себя у египетских фараонов, перекочевать на стол к древним римлянам, а в XIX в. спаржа пустила корни в России, где до 1917 г. ее не только ели, но с успехом выращивали.

«Мы в некотором роде возрождаем традиции производства спаржи в стране, уничтоженные в революцию», – рассказывает директор по развитию ООО «Агрофирма «Отечественный экопродукт» Сергей Мармазов. 

Первый шаг уже сделан – 4 мая 2016 г. в хозяйстве срезали первые ростки зеленого деликатеса, и с тех пор только успевают снимать урожай. Работать приходится без выходных – только за первый месяц здесь собрали 4 т спаржи.

«Не думал, что она может так быстро расти», – говорит агроном агрохозяйства Александр Аристов. Кстати, люди нужны не только на сборе – сортируют и моют спаржу тут же, в хозяйстве. Каждый день здесь действительно кормит год: короткий сезон спаржи начинается в мае и подходит к концу в середине лета. Затем за спаржей нужно будет разве что ухаживать – например, подкармливать почву в ожидании урожая будущего года. 

Пока у хозяйства есть посадки на 2 га земли, но в перспективе площади планируют расширить минимум до 6 га. 

Знакомство со спаржевым бизнесом началось практически с нуля, с европейской специализированной выставки в Ганновере, куда Сергей Мармазов приехал в январе 2015 г.  «На меня посмотрели, мягко говоря, с удивлением. Где спаржа – и где Россия», – рассказывает Сергей Мармазов. На выставке в итоге удалось договориться о покупке посадочного материала, саженцев спаржи – их в России не оказалось (как тут не вспомнить историю с разведением норвежской семги), в итоге в страну завезли в принципе новый сорт растения. Саженцы продала немецкая фирма Zegra, семена для будущей рассады купили у «BEJO семена». 

Из-за рубежа привезли и спецтехнику, например, конвейер, на котором в полуавтоматическом режиме моют и сортируют спаржу, трактор для автоматической посадки саженцев. Из Греции до сих пор поставляется полиэтиленовая пленка для грядок – у нее есть боковые карманы для грузов (защита от ветра), из Германии – специальные пестициды.  Но главное, в России попросту не было специалистов, которые бы что-либо понимали в выращивании спаржи, и всему пришлось учиться у иностранных компаний и хозяйств.

«Мы ездили по фермам, смотрели плантации, учились технологиям выращивания, консультировались по подкормкам, болезням, – вспоминает Сергей Мармазов. – Мы знаем все, что касается производства спаржи, – требования к почвам, удобрениям, сортам, – и на российском рынке мы единственные, кто обладает этим знанием».

Ближе к земле

Инвестировать в аграрные проекты в России сегодня модно: основатель инвестфонда «Парус капитал» Андрей Муравьев строит тепличный комплекс в Сибири, а сын Романа Абрамовича присматривается к производству овощей в Белгородской области.

Инициатором спаржевого проекта и одновременно его инвестором стал бизнесмен Збыслав Богданович, и его основной бизнес также не имеет отношения к сельскому хозяйству. С 2000 г. Богданович владеет группой транспортных компаний, ключевая из которых – транспортно-производственная компания «Промтехдепо», занимающаяся организацией грузоперевозок, сдающая в аренду тепловозы, а также предлагающая услуги по уборке и ремонту поездов (Богдановичу также принадлежит локомотивное депо в г. Березняки). Компании зарегистрированы в подмосковном Домодедово, там же, где и агрофирма «Отечественный экопродукт». А сам Богданович некоторое время назад был депутатом Юрцовского поселения, на территории которого располагается нынешняя плантация спаржи. 

Основной бизнес агроинвестора прибыльный – среди клиентов его компаний числятся «Уралкалий», «Газпром», «Еврохим», ТНК-ВР, а совокупная выручка транспортных компаний, связанных с Богдановичем, приближается к 0,5 млрд руб. К тому же, ТПК «Промтехдепо» – активный игрок на рынке госконтрактов: по данным проекта «Госзатраты», с 2014 г. на его долю пришлось более 270 млн руб. контрактов, главным образом от ОАО «РЖД».

На этом фоне инвестиции в аграрный проект не выглядят чрезмерными. Общие вложения в агроферму пока составили 10–12 млн руб., и это главным образом расходы на посадочный материал и оборудование. Саженец спаржи стоит 1 евро, а на гектар их нужно 25 000. Правда, саженцы будут давать урожай еще минимум 10 лет. 

Кстати, если бы не девальвация рубля, затрат было бы меньше. 

Окупить проект планируют за три года, однако получится ли, с точностью сказать сложно – в хозяйстве еще до конца не собран урожай 2016 г.

С директором по развитию проекта, Сергеем Мармазовым, Богданович учился еще в советское время в вильнюсском филиале Минской высшей школы МВД (сейчас это Университет Миколаса Ромериса). В последние годы Мармазов работал бизнес-тренером, однако теперь полностью переключился на проект Богдановича. 

«Экономическая ситуация в стране, сложившаяся из-за санкций, антисанкций, падения цен на нефть и, как следствие, девальвации рубля, создает условия для развития отечественного АПК. Рост цен на импортируемую продукцию привел к росту спроса на отечественное продовольствие, что сделало сектор более привлекательным для инвестиций, также были утверждены госпрограммы для российских поставщиков продовольствия», – говорит аналитик Национального рейтингового агентства Максим Куликовский. 

Впрочем, пока спаржевый проект прямой помощи от государства не получал. Хотя на местном уровне его, безусловно, поддерживают, помогают решать технические вопросы, например, с электричеством. 

Поход в ресторан

«Если бы я был царь, ел бы одну спаржу», – говорил герой романа Александра Куприна «Поединок» полковник Шульгович. 

С тех пор в России мало что изменилось: спаржа по-прежнему доступна далеко не всем, особенно после санкций и девальвации рубля. Так было практически всегда. Накануне санкций, в 2013 г., в Россию только свежей спаржи импортировалось 821 т, уточняют в ИА FruitNews. К 2015 г. объем поставок снизился почти в 2,5 раза. Для сравнения: немецкие производители выращивают в год около 100 000 т спаржи.

«Спрос на спаржу низкий – ее берут так же редко, как дорогие в это время (по 1000 руб. за штуку) арбузы, кольраби или мексиканскую ежевику», – говорит основатель проекта по доставке фруктов и овощей MoscowFresh Лев Волож.

Сегодня килограмм свежей спаржи стоит около 1500 руб. – значительно дороже, чем остальные овощи. Даже свежая брокколи из-за границы в Москве обойдется дешевле 500 руб. за кило – ею торгуют даже в «Пятерочке».

Впрочем, спаржа приезжает в Россию, издалека, отсюда и высокий ценник. Один из каналов импорта – Таиланд. Выращенную там спаржу можно встретить на полках «Азбуки вкуса», «Глобуса гурмэ» или заказать в том же MoscowFresh. Также к нам прибывает спаржа из Южной Америки (в Перу, например, находятся одни из крупнейших плантаций в мире) и Израиля – такую спаржу предлагает сеть эко-базаров «Петровский». 

Замороженную спаржу везут в основном из Китая, в России ее фасуют и продают под разными брендами, к примеру, под брендом «Едим дома» от Юлии Высоцкой, замороженную белую спаржу из Китая продает сеть Metro и т.д. 

В итоге основным потребителем свежей спаржи в России остается ресторанный бизнес: из нее делают супы, муссы, салаты, добавляют в ризотто, предлагают в качестве гарнира, а самые фешенебельные рестораны проводят спаржевые фестивали. Сергей Мармазов активно предлагает свою спаржу рестораторам. И она, кстати, пользуется спросом.

«Я взял Топ-10 ресторанов Москвы и предложил нашу спаржу шеф-поварам. Ведь она бьет все аналоги по вкусу и свежести: утром мы ее срезаем, а вечером она уже в ресторане», – объясняет Сергей Мармазов.

Сегодня он не удивляется звонкам на мобильный телефон из Four Seasons с просьбой привезти свежей спаржи. А сначала шеф-поваров пришлось убеждать, что продукт действительно российский – с порога не все верили, что в России такое возможно. Однако спаржу быстро распробовали и сегодня разбирают на корню. 

Накормить рынок

Пока даже на ресторанный рынок агрофирма поставляет довольно небольшие партии спаржи.

«В России появляются фермы, специализирующиеся на выращивании спаржи. Однако их совокупный объем производства не может удовлетворить даже минимальный спрос», – уточняет генеральный директор фермерского базара «Петровский» Андрей Аверьянов.

Он также говорит о многочисленных сложностях, с которыми неминуемо столкнутся отечественные производители, замахнувшиеся на деликатный продукт. Придется работать над стабильным качеством, решать проблему ограниченного срока хранения, добиваться увеличения количества побегов с одного растения и т.д. Ну и, конечно же, минус спаржевого бизнеса – сезонность. В «Отечественном экопродукте» это понимают, но все равно намерены выходить в массовый сегмент.

«В европейской годовой продуктовой корзине спаржа занимает до 5% от всего потребления овощей, а в весенней корзине – до 15%, так же может быть и в России, – считает Сергей Мармазов. – Это вкусный и полезный продукт, его нужно сделать общедоступным».

Для этого в компании намерены расширять производство. В агрофирме хотят научить массово выращивать спаржу российских фермеров и всерьез подумывают сделать Егорьевский район центром развития спаржевого бизнеса. Примером, кстати, может стать Калужская область, где при участии местных властей может появиться грибной кластер. 

В обмен на технологию, аренду техники и консультации по бизнесу в агрофирме хотят организовать единый канал сбыта спаржи – так у фермеров отпадет необходимость договариваться о поставках. Компания налаживает взаимодействие с торговой розницей – ее спаржа появится в магазинах «Вкусвилл», идут переговоры с «Азбукой вкуса», уже спаржу продают в интернет-магазине SeasonMarket.

Чтобы исключить фактор сезонности, в агрофиме предлагают совмещать выращивание спаржи с производством картофеля, а также ягод, как это делается на Западе.

«На российскую спаржу спрос будет, безусловно, выше: все понимают, что российская спаржа гораздо чище и полезнее тайской», – считает Лев Волож. С тем, что перспективы у отечественного спаржевого рынка есть, согласна и генеральный директор компании «Технологии роста» Тамара Решетникова.

Хочется добавить – особенно если отечественная спаржа будет дешевле западной. Отчасти это так – в том же SeasonMarket она стоит дешевле 1000 руб. за килограмм. Увеличение объемов производства может снизить стоимость продукта и сделать его более массовым, уверены в «Отечественном экопродукте». Другое дело, получится ли. 

«Крупные коммерческие проекты в России в ближайшее время вряд ли появятся, – полагает генеральный директор ИА FruitNews Ирина Козий. – Рынок спаржи не очень развит, а поэтому непредсказуем. Короткий срок затрудняет поставки, с учетом больших дистанций и проблемной логистики в России. Длительный цикл выращивания (первый серьезный урожай спаржи снимают на третий год после посадки) требует существенных инвестиций на долгий срок со слабо предсказуемым результатом».

Чтобы выйти на объемы производства в пределах 300 т, понадобится не такое серьезное увеличение посевных площадей. Один гектар позволяет собирать до 8 т спаржи в год, т.е. для полного импортозамещения потребуется около 50 га спаржевых посадок. Другое дело, что перевод спаржи в продукт массовый потребует роста производства более значительного, а это уже проблематично.

Интерес к бизнесу могли бы проявить иностранные компании. Например, спаржевые хозяйства в Восточной Европе появились благодаря немецким и голландским инвесторам. Но в условиях санкций это представляется практически невероятным.

«Возможно, когда ситуация в экономике улучшится и мы увидим рост спроса на овощи и фрукты премиального сегмента, какие-то инвестиции пойдут и в местное выращивание спаржи. Говорят, в позапрошлом веке в России выращивали спаржу на десятках гектаров», – резюмирует Ирина Козий.

Еще по теме