Top.Mail.Ru
архив

Не мирный регион

Когда осела пыль, можно попытаться сделать осмысленный комментарий, и оперативное и общеполитическое содержание событий становится понятно только через некоторое время.

С оперативной точки зрения, можно сказать, что очень прилично выглядели действия силовиков в Нальчике. Например, спецназ действовал в рамках своих штатных задач, что и доказывается отсутствием потерь. Претензий к действиям силовых структур здесь предъявлять не приходится.

Общеполитические последствия выглядят совершенно иначе. В известной записке Козака, которая фрагментами публиковалась в прессе, упоминались регионы, где образуется мощное исламистское подполье, и назывались два фактора, которые этому способствуют. Первое – это то, что власть в данных регионах находится в руках семейных кланов, которые вызывают раздражение и недовольство в самых разных кругах. Второе – катастрофическая экономическая ситуация.

Вся экономика северокавказских республик состоит в дележе федеральных трансфертов. И те, кто делит эти федеральные трансферты, то есть местная власть, сосредотачивают в своих руках все экономическое и политическое влияние. Так появляется кланово-семейная структура. Население этих регионов динамично растет, и проявляется достаточно широкая прослойка молодых людей, не видящих для себя вообще никакой перспективы, кроме бандитизма. Люди склонны к этизации своих действий. Гораздо комфортнее быть бандитом с идеей, хотя бы с ваххабитской, чем бандитом без идеи.

Без решения глобальных экономических и социальных проблем Северного Кавказа, как бы успешно мы ни отстреливали бандитов, их ряды будут пополняться гораздо быстрее, чем они уничтожаются, даже при самом эффективном ведении боевых действий.

Вообще, если исторически мы посмотрим на весь Кавказ в целом, то эта нестабильность, постоянная ситуация полупартизанской войны была свойственна этому региону всегда, даже в моменты затишья. Реально умиротворение Северного Кавказа смогли обеспечить только коммунисты – с помощью тотальных репрессий и тоталитарной же социальной политики. В рамках несоциалистической экономики такого рода средств нет.

Однако если мы по поводу России обсуждаем необходимость сохранения социальных гарантий, необходимость прямого вмешательства государства в экономику и решения с помощью бюджетных государственных инвестиций задач развития, то для Кавказа просто нет других рецептов. Там нужно создать нормальные рабочие места. Уровень образования в этом регионе даже сейчас не многим отличается от средне-российского, это советское наследие. Но представить себе частного инвестора, который будет финансировать «длинный» индустриальный проект на Северном Кавказе, можно только в дурдоме. Эту задачу обязано решить государство, потому что других средств обеспечения государственной, национальной безопасности России у нас нет.

Все, что говорилось в записке Козака, – вещи абсолютно очевидные. Выводы тоже очевидные. Но как тогда не было реакции на все это, так нет и сейчас. Военными средствами стабилизировать ситуацию на Кавказе нельзя.

И последний аспект. Никакие Эмиры и Джаамады не способны разрабатывать долгосрочные задачи для своих банд. Эти задачи ставятся извне. То, что мы видим на Кавказе, – проба сил в организации большой кавказской войны. Эта война – лучшее средство дестабилизации российской власти. То есть все той же «цветной» революции. Таким образом, проведение целенаправленной воодушевляющей политики развития на Кавказе является единственным средством противодействия возможности такой революции.

Еще по теме