Top.Mail.Ru
архив

Team Builder

Невероятно популярным в последнее время стал жанр «бизнес-романа». Это примерно то же самое, что «экономический детектив» Юлии Латыниной*, только менее одиозный, поскучнее написанный и вообще не о том.

В бизнес-романе никого не убивают, чеченские террористы не захватывают заводы, а слово «чиновник» не является ситуативным синонимом слова «сволочь». Бизнес-роман обычно напоминает учебник по теории управления, сочиненный для недоучившихся студентов филфака. Ну или для журналистов, что нередко то же самое.

Написанное выше не означает, что все бизнес-романы плохи или что их, упаси Боже, стыдно читать. Нет. Просто надо отдавать себе отчет, для чего вы открываете такую книгу. Если для того, чтобы понять, как строить бизнес, то своей цели вы не достигнете. Практическая ценность бизнес-романов вполне сопоставима с практической ценностью книги Николая Носова «Незнайка на Луне». В ней, как вы помните, один из главных героев построил вполне себе успешную соляную монополию, разрушенную, впрочем, по причине скверного знания собственником монополии теории управления рисками. Относиться к бизнес-романам стоит примерно так же, как к фэнтези или детективам в мягких обложках. Читать их совершенно не возбраняется, потому что мозгу надо когда-то отдыхать. Другой вопрос, что предисловия к фэнтези обычно не пишут гуру менеджмента, уверяющие, что находящаяся в руках читателя книга является ключом к его карьерному триумфу.

«Команда, которую создал я» Александра Назайкина и Александра Ермака является далеко не самым плохим образцом жанра. Изложенная легким и задорным языком, она идеально подходит для того, чтобы развеяться после работы. Ведь хорошо известно, что интереснее чужих success stories могут быть только чужие же провалы. Правда, после ознакомления с чужими провалами на душе почему-то спокойнее не становится. «Команда» представляет собой типичную «историю успеха»: приехавший из провинции молодой человек покоряет рекламный рынок столицы. То есть сначала он, конечно, борется, испытывает все подобающие статусу «понаехавшего» трудности и лишения, но потом все-таки собирается с силами и побеждает. В этом ему помогает взращенная им самим команда единомышленников.

Как и большинство подобного рода книг, «Команда» не содержит никаких поражающих воображение открытий. О том, что делать бизнес с друзьями не следует, сегодня не знает только человек с абсолютно неиспорченной душой. И вряд ли стоит читать несколько сотен страниц только для того, чтобы открыть для себя эту и полдюжины других подобных прописных истин. Еще раз повторюсь, что «Команда» хороша, но не в качестве бизнес-пособия, а как легкое чтиво. Секрет высокой читабельности этой книги заключается в свойственном каждому человеку желании быть умнее (пусть даже на чуть-чуть и в отдельных областях), чем другие. Именно в этом желании кроется секрет бешеных рейтингов всевозможных «миллионеров» и других «интеллектуальных» телешоу. Пока авторы размеренно рассказывают о карьерно-личностных злоключениях своего лирического героя, читатель, полностью вникший в логику повествования, предугадывает сюжет на три-четыре главы вперед и чувствует себя практически Филипом Котлером и Томом Питерсом в одном лице.

Главное достоинство «Команды» заключается в ее позитивности. Логическая структура книги крепка и основательна. Читателя буквально ведут за ручку. Вы можете не бояться, что, задумавшись на минуту и прочтя пару абзацев «на автопилоте», упустите суть происходящего. Ключевые моменты в «Команде» повторяются и разжевываются неоднократно. Поэтому движение по ней напоминает ходьбу по вымощенному тротуару, а не бешеные умственные скачки с кочки на кочку, столь любимые многими современными сочинителями.

После работы самое то.

 

Выходные данные

Назайкин А., Ермак А. «Команда, которую создал я»; «Вершина», 2005 год. Тираж: 3000 экз.

 

 


* признана в России иноагентом.

Еще по теме