Top.Mail.Ru
архив

Не надо бояться!

IT
Сложившаяся структура IT-рынка приводит к антагонизму интересов разработчика (вендора) и заказчика, поскольку первый отделен от второго слоем интеграторов и консультантов. Вендор заинтересован в том, чтобы они могли хорошо заработать, иначе канал сбыта для него просто закроется. И он дробит единое решение на множество специализированных модулей, чтобы увеличить суммарную стоимость своих продуктов. А модули, развиваясь в соответствии со своей внутренней логикой, обрастают ненужными функциями, становясь все сложнее и требуя обновлений, а значит, дополнительной оплаты.

В такой модели что-либо кардинально изменить практически невозможно: мешают и ранее сделанные инвестиции, и растущая сложность IT-хозяйства. Свою роль играют и связи с интеграторами. Не так и редко даже провальные проекты оборачиваются триумфом внедренцев: заказчику проще оплатить новый проект по исправлению того, что "накосячили", чем разорвать сложившиеся отношения. Естественно, негативные черты традиционного IT-рынка - не результат заговора, а следствие совпадения экономических интересов вендоров, консультантов и интеграторов. Но заказчику от этого не легче.

Облачная же революция претендует на то, чтобы не просто изменить архитектуру информационных систем, но и резко приблизить способ внедрения и жизненный цикл IT-решений к тому, о чем мечтает, но чего не получает бизнес: простоте решений, мгновенному внедрению без капзатрат, эволюционному наращиванию функциональности, отличной масштабируемости и поддержке территориальной распределенности - без балласта технической инфраструктуры и штата высокооплачиваемых спецов.

Большая часть этих свойств обеспечивается облаками на технологическом уровне. Важно лишь тщательно выбирать провайдера. Проблемой остаются скорость и стоимость внедрения. Облачные бизнес-приложения - сложные системы, так что облачные провайдеры опять-таки ориентируют пользователей на привлечение внешних консультантов. Но эта модель и в облачном мире ведет все к тем же негативным последствиям. Более того, она вновь выбрасывает из круга потенциальных пользователей малый бизнес - наиболее готовую аудиторию, для которой облака являются практически безальтернативным путем к бизнес-приложениям.

Уверен, что единственный выход - самостоятельное внедрение заказчиком. Причем нельзя идти к этой цели за счет отбрасывания сложных функций. Сверхупрощенные версии бизнес-приложений, которыми сейчас кишит Интернет, никому не нужны: крупным и средним компаниям их возможностей не хватает изначально, а успешные малые предприятия и стартапы столкнутся с их ограничениями именно в период взлета, когда экстренная замена системы чревата потерей рыночных возможностей, которые редко повторяются. У самостоятельного внедрения есть еще один огромный плюс: предприятие сохраняет ключевые особенности своей работы, ставшие причиной успеха, а новое бизнес-приложение еще усиливает эти преимущества, позволяя превратить их в технологию и сохранить при росте бизнеса.

Главное - не стоит думать, что самостоятельное внедрение полнофункциональных облачных решений невозможно в принципе. Просто бояться не надо. Правда, эту цель разработчики должны закладывать еще на этапе проектирования сервиса.


Еще по теме