Top.Mail.Ru
архив

Не торгуясь

Российским рынком заинтересовалась английская сеть супермаркетов Sainsbury's – третья по величине в Великобритании, с оборотом в $30,5 млрд. Любопытно, что Sains­bury's с 1869 года и до сих пор развивалась лишь на местном рынке, однако в последние годы начала уступать Tesco и ASDA. Теперь же сеть, похоже, решила выйти за пределы родного региона. Ее топ-менеджеры встречались с российскими игроками сегмента супермаркетов – X5 Retail Group, «Викторией» и «Патэрсоном». Известно также, что англичан интересует столичный рынок. При этом официально в Sainsbury's утверждают, что планируют развиваться только в Великобритании. В то же время игроки отечественного рынка говорят о том, что решение о приходе в Россию может быть принято уже этой осенью. Такая активность не случайна. Дело в том, что в отличие от стран Восточной Европы крупные западные сети не слишком хорошо представлены в нашей стране. К примеру, в Польше доминируют немецкая группа Metro с форматами Makro и Real, британская Tesco и португальская Biedronka, в Чехии доля международных сетей достигает 50%. В России неплохие позиции имеют лишь французский «Ашан» и «Метро». До кризиса крупнейшие мировые сети просто не видели смысла идти на наш рынок из-за бюрократии, дороговизны недвижимости и переоцененности действующих игроков. Сейчас снижение арендных ставок для ритейлеров может достигать 50 – 70% по отношению к лету прошлого года. Вскоре французская Carrefour должна открыть два первых гипермаркета в Москве и Краснодаре, также она претендует на покупку «Седьмого континента», а Wal-Mart, наконец, приступил к операционной работе и интересуется петербургской «Лентой». О российском рынке думает еще и Tesco. 

Список ритейлеров, нацелившихся в Россию, может пополнить английская Sainsbury's
Светлана Щербинина, старший руководитель проектов Roland Berger Strategy Consultants:
В десятке лидеров продовольственной розницы в России совокупная доля зарубежных сетей составляет около 30%. Ситуации, типичной для других стран Центральной и Восточной Европы, мы не ожидаем. Иностранные ритейлеры начали осваивать рынки ЦВЕ на ранних этапах, до появления значимых местных игроков. В России мы наблюдаем противоположную картину. Многие крупные игроки долгое время скептически относились к отечественному рынку. Такая медлительность иностранцев позволила сформироваться большим местным сетям, возглавляющим сегодня список лидеров в рознице. Сейчас международные ритейлеры видят возможности для экспансии, однако действуют крайне осторожно, взвешивая привлекательность различных регионов и форматов.

Татьяна Бобровская, аналитик «Брокеркредитсервиса»:
Возможно, как и Wal-Mart, британская Sainsbury’s будет долго рассматривать вопрос выхода в Россию, но мы считаем, что решение скорее всего будет положительным. В связи с девальвацией рубля, в первую очередь по отношению к доллару и евро, приход в нашу страну в этом году требует меньших инвестиций. Западным сетям более интересен вариант прихода в Россию за счет приобретения крупного отечественного ритейлера. Конечно, владельцы не всех больших сетей сейчас готовы к продаже своего бизнеса (например Х5 и «Магнит»), тем не менее объекты для поглощения есть. Впрочем, уровень консолидации рынка пока слишком низок. На 10 крупнейших сетей приходится менее 10% его объема, и места для расширения в рамках всей страны в ближайшие несколько лет хватит всем.