Не в поле зрения
Первая и главная причина, которая находится за пределами России, – это финансовый кризис, ограничивший возможности инвесторов по участию в IPO. И сегодня ситуация остается непонятной. Кризис вроде закончился, но никто не может сделать прогноз на перспективу. Да и макроэкономические показатели западных государств не вселяют оптимизма. С одной стороны, экономики не показывают темпов экономического роста, с другой – такие страны, как США и Великобритания, перегружены государственным долгом. А это негативно сказывается как на экономическом росте, так и на финансовом рынке. Вторым важным для России фактором являются предстоящие думские и президентские выборы. Инвесторы насторожены, а неопределенность еще в большей степени охлаждает их пыл.
Посмотрим теперь на ситуацию внутри страны. Большая проблема заключается в незащищенности частной собственности. Это настораживает инвесторов и предопределяет их негативное отношение к IPO российских компаний. Обратимся теперь к компаниям. Бизнес говорит о том, что стал прозрачным, имеет хорошее корпоративное управление. Но то, что в России называется прозрачностью, западного инвестора не устраивает. Большинство эмитентов подходит к этому формально. А независимые директора либо не участвуют в работе, либо, что еще хуже, не являются реально независимыми: клановость – болезнь российской экономики, и без изменения ситуации о прозрачности компаний говорить не приходится.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно утверждать, что в ближайшие год-полтора говорить о массовом приходе инвесторов и выходе отечественных компаний на IPO преждевременно. Ситуация, которая была накануне кризиса 2007 года, вряд ли скоро повторится.
Реально можно говорить об IPO 2–3 крупнейших российских эмитентов, уже знакомых западным игрокам, а остальным стоит задуматься в первую очередь о структуре корпоративного управления, о реальной прозрачности и о снижении уровня заинтересованности и конфликта интересов в советах директоров. Тогда, после стабилизации политической ситуации после выборов и выхода мировой экономики на более стабильную орбиту, мы можем увидеть изменения со стороны Запада. Пока же, когда общаешься с крупными западными институциональными инвесторами, они говорят, что Россия не находится на экране их компьютеров в качестве потенциальной страны для инвестиций.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Еще по теме
Накануне питерского экономического форума РБК собрал на Крите ведущих представителей бизнеса, которые попытались подвести итоги очередного делового сезона. Выводы оказались неутешительны – хотя кризисные явления постепенно идут на спад, явного улучшения ситуации в экономике не наблюдается.
Компания G Data выяснила, что знания интернет-пользователей в сфере кибербезопасности во многом недостаточны и к тому же устарели.
В последние десятилетия планирование рекламных бюджетов проходило в основном по одной схеме: определение целей – разработка стратегий – создание креатива – подготовка медиаплана – размещение в СМИ. В результате мы получали довольно неопределенные для реальных продаж показатели – такие, как охват, частота, GRP, осведомленность, восприятие бренда и т.п.