Top.Mail.Ru
архив

Не в поле зрения

 

Игорь Костиков, научный руководитель Института фондового рынка и управленияПервая и главная причина, которая находится за пределами России, – это финансовый кризис, ограничивший возможности инвесторов по участию в IPO. И сегодня ситуация остается непонятной. Кризис вроде закончился, но никто не может сделать прогноз на перспективу. Да и макро­экономические показатели западных государств не вселяют оптимизма. С одной стороны, экономики не показывают темпов экономического роста, с другой – такие страны, как США и Великобритания, перегружены государственным долгом. А это негативно сказывается как на экономическом росте, так и на финансовом рынке. Вторым важным для России фактором являются предстоящие думские и президентские выборы. Инвесторы насторожены, а неопределенность еще в большей степени охлаждает их пыл.

Посмотрим теперь на ситуацию внутри страны. Большая проблема заключается в незащищенности частной собственности. Это настораживает инвесторов и предопределяет их негативное отношение к IPO российских компаний. Обратимся теперь к компаниям. Бизнес говорит о том, что стал прозрачным, имеет хорошее корпоративное управление. Но то, что в России называется прозрачностью, западного инвестора не устраивает. Большинство эмитентов подходит к этому формально. А независимые директора либо не участвуют в работе, либо, что еще хуже, не являются реально независимыми: клановость – болезнь российской экономики, и без изменения ситуации о прозрачности компаний говорить не приходится.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно утверждать, что в ближайшие год-полтора говорить о массовом приходе инвесторов и выходе отечественных компаний на IPO преждевременно. Ситуация, которая была накануне кризиса 2007 года, вряд ли скоро повторится.

Реально можно говорить об IPO 2–3 крупнейших российских эмитентов, уже знакомых западным игрокам, а остальным стоит задуматься в первую очередь о структуре корпоративного управления, о реальной прозрачности и о снижении уровня заинтересованности и конфликта интересов в советах директоров. Тогда, после стабилизации политической ситуации после выборов и выхода мировой экономики на более стабильную орбиту, мы можем увидеть изменения со стороны Запада. Пока же, когда общаешься с крупными западными институциональными инвесторами, они говорят, что Россия не находится на экране их компьютеров в качестве потенциальной страны для инвестиций.

 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции


Еще по теме