Top.Mail.Ru
архив

Небо для двоих

После террористических актов 11 сентября 2001 года в мировом авиастроении проявились две противоположные тенденции: на рынке самолетов для крупных авиаперевозчиков начался застой, а в военной авиации и в секторе малой авиации наблюдается настоящий бум. Эти тенденции повлияли и на характер международной авиационной выставки ILA- 2002 в Берлине.

 

После прошлогодних сентябрьских событий в Нью-Йорке и Вашингтоне многие бизнесмены стали считать, что в деловые поездки надежнее отправляться на собственном самолете, нежели на лайнерах регулярных авиалиний. Конечно, содержание самолета – дорогое удовольствие, но за безопасность надо платить.

 

Менеджеры разлюбили лайнеры

По данным американского консалтингового агентства TEAL Group, которое специализируется на исследованиях рынка авиакосмической техники, мировой спрос на самолеты для деловых поездок будет возрастать, и в предстоящие десять лет емкость этого рынка составит 7 тыс. машин. В стоимостном выражении рынок деловой авиации в период с 2002 по 2011 год оценивается в $95,2 млрд. (Для сравнения: в 1996 году TEAL оценивала стоимость мирового рынка деловой авиации в предстоящие десять лет на уровне $39,3 млрд. Согласно тем же прогнозам, международному бизнесу в период с 1996 по 2005 год потребовался бы 4331 самолет для деловых поездок. – Прим. «Ко».) Главный аналитик бюллетеня World Military and Civil Aircraft Briefing Ричард Эйболефай полагает, что рынок самолетов для деловых людей будет развиваться быстрее, чем рынок военной авиации.

Одним из ведущих авиастроителей в секторе самолетов для бизнесменов является канадская фирма Bombardier Aerospace. Этот концерн из Монреаля имеет 80 тыс. сотрудников и работает в 24 государствах мира. Оборот Bombardier Aerospace в 2001 году превысил $20 млрд. На выставке в Берлине концерн продемонстрировал два новых самолета для бизнеса – Continental и Global 5000. Обе машины могут брать на борт по восемь пассажиров и совершать беспосадочные перелеты из того же Берлина в Чикаго или южноафриканский Иоганнесбург со скоростью 945 км/ч. По словам вице-президента Bombardier Aerospace Алена Леду, европейский рынок деловых самолетов за последние пять лет вырос на 70%. За это время Bombardier удалось продать в Европе около 100 машин. Ален Леду утверждает, что в Европе наибольший спрос на самолеты для бизнеса наблюдается в Германии.

 

Дизель в воздухе

«Гвоздем» нынешней ILA были маленькие самолеты, оснащенные дизельными моторами. Подобные маломестные машины, как и самолеты для корпораций, пользуются все большим спросом. Интерес к ним проявляют состоятельные люди и спортсмены-любители, состоящие в авиаклубах. Производители показали на выставке пять новых самолетов, оснащенных одним или двумя дизельными моторами. Самым экономичным дизельным двигателем специалисты назвали мотор австрийской фирмы Diamond Aircraft. Двухмоторный самолет, оснащенный такими двигателями, потребляет всего 30 литров дизельного топлива в час. Эти моторы позволяют существенно удешевить полеты на двухмоторных самолетах. Подобные машины разрабатываются главным образом в расчете на американский рынок, где они активно используются для транспортировки мелких партий грузов. Самолет именно такого класса продемонстрировала дочерняя фирма европейского концерна EADS – французская Sokata. Ее самолет Generation Two, оснащенный турбодизелем, имеет широкую дверь для быстрой погрузки и разгрузки габаритных грузов. Различные модификации дизельных двигателей для таких самолетов представили германские, чешские и польские самолетостроители. Германская компания General Aviation показала свой четырехместный винтовой самолет, оснащенный турбодизельным двигателем G-140.

В этом традиционном секторе авиационной техники конкуренция между производителями идет «на уровне деталей»: разработчики стремятся добиться наименьшего расхода топлива, наилучшей аэродинамики и максимального комфорта для клиентов.

 

В наилегчайшем весе

Сверхлегкие самолеты наиболее популярны у частных пилотов. В странах «большой семерки» они нередко заменяют собой автомобиль. Пользуются успехом такие самолеты и у воздушных акробатов. Этот вид экстремального спорта получает все большее распространение на Западе. На берлинской выставке в «наилегчайшем весе» господствовали германские и чешские авиастроители. В этом секторе также идет «конкуренция деталей». Так, фирма из Баварии Wolfgang Dallach показала четыре новых миниатюрных самолета, в том числе одну машину для воздушных акробатов. Самолеты этой серии оснащены моторами мощностью от 100 л.с. до 200 л.с., а особая конфигурация крыльев позволяет размещать в них баки емкостью до 60 литров. Новый деревянный винт, разработанный чешскими инженерами, позволяет увеличить мощность мотора на 15%, что, в свою очередь, означает экономию одного литра топлива в каждый час полета.

 

Кому – кризис, а кому – нет

Международная авиационная выставка ILA-2002 была развернута на территории берлинского аэропорта Шенефельд. Руководитель BDLI (Союза германской авиакосмической промышленности) Ханс-Эберхард Бирке говорит, что кризис сейчас переживает гражданская авиация, но не самолетостроение в целом. Наиболее полно, по словам Бирке, на выставке были представлены фирмы из США и России. (О том, как российская оборонка борется с «пиратами» за рынок заказов по модернизации российской техники, см. «Ко» № 19 от 20 мая 2002 года.)

В нынешнем авиасалоне приняли участие более 1000 фирм из 40 стран. Среди участников авиасалона были Airbus Military, Arianespace, Astrium, BАe Systems, CargoLifter, Eurocopter, Eurofighter, Fairchild Dornier, Israel Aircraft Industries, Lufthansa Technik, Rolls-Royce, EADS. Они выставили более 300 самолетов разных классов, а также вертолеты и дирижабли.

Широко была представлена на выставке и космическая тема. На стендах в Берлине экспонировались коммуникационные и навигационные спутники типа Galileo и беспилотные корабли для исследований Марса и других планет Солнечной системы. Премьерой ILA-2002 стал европейский беспилотный космический корабль Phoenix

 

Мировой спрос на самолеты в 1996 – 2005 гг.

Сектор

Кол-во

$ млрд

Пассажирские лайнеры

5622

343,7

Военные самолеты

2917

108,1

Вертолеты

7647

41,1

Бизнес-самолеты

4331

39,3

Региональные самолеты

2939

27,4

Самолеты специального назначения

130

20,3

Учебные и сверхлегкие самолеты

1589

Источник: TEAL Group

Еще по теме