Нефть дешевеет, заказчик умнеет
В 2001 году пути западного и российского IT-рынков разошлись. Западные компании провели год в тумане сумрачных ожиданий. Начиная с весны 2000 года IT-рынок США пребывал в кризисе, вызванном глубинными макроэкономическими причинами. Рецессия в США привела к замедлению развития IT-индустрии и в Европе. На этом фоне необычайно успешно выглядят бурно развивающиеся IT-рынки России и Китая. Для IT-компаний нашей страны 2001 год был очень удачным.
Е-законы для российских просторов
Несколько лет назад судьба отечественной IT-индустрии волновала наших законодателей куда меньше, чем, к примеру, проблемы российского пчеловодства. Во всяком случае, у пчеловодов было свое законодательство, а у компьютерщиков нет. В 2001 году начались подвижки.
Начало им положил президент, встретившийся 13 апреля с представителями российской IT-индустрии. После этой встречи думцы ударными темпами начали создавать закон «Об электронной цифровой подписи (ЭЦП)» и подготовили целый пакет документов, направленных на развитие информационных технологий. 26 декабря законопроект был утвержден Советом Федерации.
Отличилось и правительство: летом кабинет министров утвердил федеральную целевую программу «Электронная Россия». Грандиозный проект, затеянный властями, предусматривает информатизацию российских просторов. Правительство намерено учредить механизмы «электронного взаимодействия» народа и чиновничества, повысить компьютерную грамотность населения, развить кадровый потенциал в сфере IT и повсеместно распространить Интернет. Программа предусматривает, что к 2005 году объем информационных и программных услуг возрастет в стране в два-три раза, а в 2010-м – в пять-шесть раз по сравнению с 2000 годом. Экспорт информационных технологий достигнет в 2010 году $1 млрд – $2 млрд, а доля сектора информационных технологий в национальной экономике составит около 2%. Стоимость осуществления программы оценивается в $2,6 млрд. За право воплотить эти планы в жизнь весь год боролись ведомства Германа Грефа и Леонида Реймана. По состоянию на начало января перевес на стороне связистов.
На государственные проекты оперативно отреагировало российское бизнес-сообщество. Ведущие игроки собрались бороться за крупные заказы на информатизацию бюджетной сферы. Поскольку в 2002 году рынок едва ли будет расти такими же стремительными темпами, как в 2001-м, проекты в сфере информатизации госструктур окажутся им очень кстати.
Стремительный бег отстающих
По оценкам Brunswick UBS Warburg, объем российского рынка информационных технологий в 2001 году превысил отметку в $3 млрд. Рост российского IT-рынка объясняется относительной автономностью отечественной экономики. Наиболее стремительно развивались сегменты компьютерной техники, системной интеграции и средств информационной безопасности.
Одна из причин роста отечественного IT-рынка – пробудившийся интерес государства к вопросам компьютеризации образования.
На Западе положительная динамика российского рынка компьютерной техники в 2001 году воспринималась как нечто совершенно необычное. На рынках США и стран Западной Европы в прошлом году динамика продаж компьютеров впервые в истории была отрицательной. В России же, напротив, 2001 год стал для поставщиков ПК рекордным. Особенно любопытно сравнить результаты продаж персональных компьютеров в России и в странах Европы в третьем квартале:
При этом рост российского IT-рынка объясняется отнюдь не только его неразвитостью и ненасыщенностью. Отечественная IT-индустрия демонстрирует как раз «правильные» тенденции, свойственные развитым рынкам. Если раньше наибольшими темпами росли продажи простых и недорогих настольных систем, то сейчас в России, как и в развитых странах, заметно выросли продажи серверов и портативных компьютеров.
Одним из косвенных признаков зрелости российского IT-рынка стало появление лоббистских организаций – в частности, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий. Впрочем, ассоциации еще только предстоит доказать свою эффективность. Скептики считают, что перспективность этой затеи далеко не очевидна.
Неразборчивая русская речь
В минувшем году Россия несколько раз заставляла мировую IT-общественность говорить о себе. Первым повод для бурных дискуссий дал Дмитрий Скляров. Российский программист вскрыл код электронных книг компании Adobe, о чем и решил рассказать своим коллегам на конференции Def Con в США. Adobe подала иск против Склярова, и программист был арестован. Однако проучить наглеца в назидание другим не получилось. Под давлением общественности Adobe была вынуждена отозвать иск против Дмитрия Склярова. Шум получился большой. На защиту Склярова поднялись не только коллеги по цеху, но и возмущенные американские правозащитники.
Впрочем, Россия «засветилась» в 2001 году на международной арене не только в связи с делом Склярова. Пожалуй, наиболее ярким достижением российских разработчиков в прошлом году стала технология Mobile Instant Messenger (MIM), представленная новосибирской компанией «Новософт». Изобретение сибиряков открывает новые возможности для пользователей мобильной телефонии. Теперь при помощи телефона они смогут видеть на дисплее статусы присутствия друг друга в Интернете и управлять собственным статусом, выбирая в меню, например, функции «На линии» или «Занят» так же, как это делается в популярной программе ICQ на компьютере. В конце 2001 года компания «Мобильные ТелеСистемы» уже начала коммерческую эксплуатацию этого сервиса в Новосибирске. За свой MIM компания «Новософт» получила награду на третьем международном конгрессе GSM в Каннах.
В 2001 году Россия вышла на третье место в мире по мощности производимых суперЭВМ, обогнав европейские страны, где лидером является Швейцария, а также Китай. Введенный в строй суперкомпьютер МВС-1000М способен выполнять свыше 1 трлн операций в секунду. Новая разработка стала базовой для межведомственного суперкомпьютерного центра Российской академии наук. Суперкомпьютер обошелся России недешево: в 2000 году Минпромнауки и Российский фонд фундаментальных исследований вложили в проект более 150 млн руб., однако он все равно в 5 – 10 раз дешевле зарубежных аналогов. Новая отечественная суперЭВМ будет использоваться при разработке нефтяных и газовых месторождений, для создания авиационно-космических систем, для вычислений в ядерной энергетике, энергетическом машиностроении и в других сферах. В скором времени Минпромнауки и РАН намерены приступить к созданию суперЭВМ производительностью 5 трлн операций в секунду.
Другой важной разработкой российских специалистов в 2001 году стало создание программ для стереоскопического компьютерного «зрения». Новые программы, разработанные нижегородскими специалистами компании Intel, позволяют с помощью двух видеокамер на стандартных ПК в реальном времени распознавать жесты, следить за объектами. У технологии компьютерного «зрения» большие перспективны в секторе систем безопасности.
Специалисты российской Cognitive Technologies и корпорации Intel вплотную подошли к созданию промышленной системы распознавания русской речи. Эта технология может применяться в сетях мобильной связи и голосового управления («электронная машинистка», доступ к данным по телефону, идентификация говорящего и т.д.). Задача эта очень сложная в силу специфики грамматики и фонетики русского языка.
Не нефтью единой
Никто из участников рынка, опрошенных CNnews.ru, не рассчитывает на то, что наступивший год будет столь же удачным, как год минувший. Менеджеры сохраняют осторожный оптимизм и надеются, что результаты текущего года не уступят показателям 2000 года. «Все зависит от цен на нефть», – разводят руками игроки российского IT-рынка.
Впрочем, перспективы российского рынка информационных технологий зависят не только от цен на нефть. «Заказчик стал умнее», – считают руководители российских IT-компаний. Менеджеры полагают, что в результате эволюции потребительских запросов поле информатизации в стране в 2001 году станет обширнее и плодороднее.
Полный текст обзора будет опубликован в Интернет-издании CNews.ru 28 января по адресу www.cnews.ru/2001