Top.Mail.Ru
архив

Ничего личного: неразумное пользование интернетом может стоить работы

03.04.201500:00

Рори Каллинан потерял работу. Это событие никак не могло бы стать заметной новостью, если бы Рори Каллинан не был банковским топ-менеджером, а причиной его скоропостижного и одновременно громкого увольнения не стала бы его неразборчивость в связях.

В данном случае в связях электронных. Убеленный сединами Рори Каллинан поплатился за чрезмерное и вроде бы подростковое увлечение селфи и приложением Snapchat.

Ничто не предвещало

С декабря 2008 г. Рори Каллинан успешно работал в Royal Bank of Scotland (RBS) и всего за несколько недель до решения об увольнении (вступает в силу с 30 апреля 2015 г.) получил повышение. С 4 марта он стал исполнительным председателем подразделения корпоративного и инвестиционного банкинга RBS. 

Рори Каллинан являлся одним из самых высокооплачиваемых банкиров в Великобритании. С момента прихода в RBS, не считая базовой зарплаты, он заработал $3,3 млн в качестве бонусов, обналичил на $1,8 млн акций из своих опционов и с повышением в должности получил и увеличенный компенсационный пакет в $2,9 млн. 

Сам банк, надо сказать, во время кризиса чувствовал себя весьма плохо. Впрочем, и сегодня – после семи лет убытков – он чувствует себя немногим лучше. Государство в трудную минуту подставило RBS бюджетное «плечо», и до сих пор не может освободиться от этой ноши, продолжая оставаться невольным и крупным акционером неуспешного бизнеса, владея им на 79%. Это обстоятельство только добавило пикантности ситуации и усугубило и без того непростое положение, в которое топ-менеджер RBS Рори Каллинан угодил из-за своей непрозорливости. 

По одной из версий, правда, увольнение Рори Каллинана связывают с его несогласием по стратегическим вопросам с главой RBS Россом Макэваном, но подобная трактовка событий не выглядит убедительной, особенно если учесть внезапность ухода Каллинана и то, что решение об этом было принято руководством RBS сразу после некоторых других событий.

Лекарство от скуки

Вина – или беда – Рори Каллинана заключается в том, что, сидя на совещаниях, он посылал своей дочке селфи с пометками вроде «Не фанат заседаний правления», «Скучное собрание», «Еще одно долбаное совещание», и все в таком духе. Пользовался при этом топ-управленец приложением Snapchat. Это приложение стремительно набирает популярность, так что его создатели уже вошли в число самых молодых миллиардеров по версии Forbes. «Фишка» Snapchat состоит в том, что оно предлагает достаточно высокий уровень конфиденциальности, поскольку сообщения в приложении автоматически уничтожаются через несколько секунд после их открытия адресатом. Идеальный вариант для человека вроде Рори Каллинана и для шуток о своей работе. 

Но дочка Рори Каллинана не нашла ничего лучшего, кроме как сделать скриншоты сообщений отца в Snapchat и выложить их в Instagram. Там его селфи с недвусмысленными комментариями были замечены, а потом и прокомментированы СМИ, и скандал завертелся. 

Ни банку, ни регуляторам, ни акционерам не понравилось, что стоящий миллионы топ-менеджер столь откровенно пренебрежительно относится к своей работе и работодателю. Вспомнили и о том, что проблемный банк более чем на половину принадлежит государству, то есть существует благодаря деньгам налогоплательщиков, что лишь повысило накал страстей и не позволило списать все на, может быть, и неудачную, но всего лишь шутку. 

Теперь Рори Каллинану только и остается, что писать в своем заявлении о том, как он горд тем, что ему пришлось поработать в RBS, и желать удачи своим без пяти минут бывшим коллегам. Зато на ближайшее время он избавлен от скуки на совещаниях. 

Номер паспорта Путина

Можно представить себе, как были удивлены в оргкомитете Кубка Азии по футболу, когда получили по электронной почте список с 31 фамилией президентов – участников саммита G-20 в Брисбене со всей сопутствующей информацией, например с номерами паспортов Барака Обамы, Владимира Путина, Ангелы Меркель… Письмо пришло в оргкомитет, конечно, опять-таки в результате проявления человеческого фактора. Кто-то в иммиграционном ведомстве Австралии не проследил до конца за тем, правильно ли Outlook автоматически подставил адрес в адресную строку. Скандал вышел немалый. На первых порах, впрочем, его удалось замолчать, но очень скоро тайное стало явным, и австралийцам пришлось и оправдываться, и краснеть, и заверять, что уроки извлечены и подобное не повторится. 

Было также проведено расследование, в ходе которого соответствующие службы убедились в том, что дальше адресата злополучное письмо не пошло и в широкий доступ не попало и не попадет. Вроде бы на этом была поставлена точка и инцидент считается исчерпанным. Чего не скажешь о произошедшем в ноябре 2014 г. с компанией Sony, а вернее, с массивом ее электронной переписки и документов. Компьютерные системы японской компании атаковали хакеры, сумевшие получить доступ к сверхчувствительной внутренней информации. Хакеры – это своего рода стихийное бедствие, но и человеческий фактор сыграл в случившемся с Sony немаловажную роль.

Чернокожий Джеймс Бонд

Акция задумывалась не просто как демонстрация хакерской удали. Ставка была вполне практической: хакеры, за которыми, как считало, например, Федеральное бюро расследований США, стояла КНДР, обнародовали часть полученных ими материалов и заявили, что прекратить утечки Sony может, только отказавшись навсегда от релиза голливудской комедии «Интервью» – фильм в Северной Корее сочли оскорбительным. Sony премьеру отменила, но утекло и так уже очень много, и утечки продолжались, так что в конечном итоге японцы решили картину на экраны выпустить. Но этим ситуация исчерпана не была, как не исчерпана она и до сих пор.

Во всемирном доступе оказалась персональная информация тысяч сотрудников Sony, включая имена, адреса, номера карточек социального страхования, пароли, номера паспортов, банковскую информацию и даже данные о состоянии здоровья. Известно стало также, сколько зарабатывает в Sony, скажем, принцесса Беатриса Йоркская, работающая в корпорации продюсером и получающая за это $30 300. 

Не менее широко обсуждалось письмо одной из топ-менеджеров компании, в котором она писала, что в новом фильме бондианы агента 007 должен играть чернокожий британский актер Идрис Эльба. 

Интерес вызвало и то, что, как стало известно из украденных документов, Марк Цукерберг хотел не допустить съемок и выхода в прокат ленты «Социальная сеть», но у него ничего не получилось. «Я сказал Цукербергу, когда он пытался остановить «Социальную сеть», что никто никогда не хочет выставлять напоказ свою студенческую жизнь на старших курсах», – писал по этому поводу в своей почте глава Sony Pictures Майкл Линтон, и это тоже смогли прочитать все. Коротко говоря, на всеобщее обозрение оказалось выставлено многое из подноготной Sony Corp. и ее топ-менеджеров.

Сетевые саморазоблачения поневоле – из-за хакеров, из-за дочки, из-за простого недосмотра – становятся с развитием и распространением технологий неизбежными. И это означает, что одних протоколов IT-безопасности и файерволлов недостаточно. Самоограничение в Интернете – инструмент, который тоже стоит взять на вооружение, дабы минимизировать риски.

Еще по теме