Top.Mail.Ru
архив

«Nissan не навязывает жестких ценовых рамок», –

18.06.200100:00
Компания Nissan Motor твердо намерена оставаться в числе лидеров российского рынка иномарок. Судя по стабильному росту продаж, претензии японского автомобилестроителя далеко не безосновательны. Ведь помимо «самурайской» воли к победе в активе возрождающейся марки – обновленный модельный ряд и крупнейшая среди автоимпортеров российская дилерская сеть. С главой московского представительства компании Nissan Юрием Самойленко беседует обозреватель «Ко» Андрей Цыбульский. «Ко»: Некогда Nissan входил в «призовую тройку» лидеров российского рынка иномарок. Затем продажи сократились, а в первом квартале этого года марке вновь удалось добиться успехов. С чем вы связываете всплеск интереса к Nissan и каковы «виды на урожай» в этом году? Юрий Самойленко: Прежде всего хотел бы уточнить: интерес к Nissan у наших клиентов никуда не пропадал, а спад продаж, резко переместивший компанию в рейтинге (в 1999 году Nissan занимал третье место, а в 2000-м опустился на шестое. – Прим. «Ко»), был вызван целым рядом причин. Во-первых, в 1999 – 2000 годах произошло кардинальное изменение модельного ряда. На рынок вышли Almera и Maxima нового поколения, обновленная Primera. Подверглись модернизации внедорожники Patrol и Terrano II. Автомобили стали богаче оборудоваться, но при этом, естественно, подорожали. Во-вторых, существенно снизились поставки машин. Воспоминания о кризисе 1998 года в дилерской среде еще слишком свежи, поэтому наши партнеры предпочли перестраховаться и сократить объем предварительных заказов. Кроме того, зачастую сами заводы не справлялись с заказами на начальном этапе запуска новых моделей. Еще одной немаловажной причиной стало колебание валютного курса. В отличие от большинства конкурентов мы работаем в зоне английского фунта и йены. Благодаря укреплению этих валют долларовые цены на Nissan росли, а у конкурентов, рассчитывающих цены на автомобили в евро, падали. Наконец, в течение 1999-го и начала 2000-го на российском рынке практически отсутствовала наша реклама. Что касается перспектив на текущий год, то в нашем бизнес-плане фигурирует объем продаж в 4,5 тыс. машин. Судя по результатам первых пяти месяцев (продано 1999 автомобилей. – Прим. «Ко»), это вполне достижимо. «Ко»: Ожидаются ли изменения в российском модельном ряду Nissan в 2001 году – в частности, появится ли Primera следующего поколения? Ю.С.: Новой Primera до конца года в России не будет: европейская премьера автомобиля состоится осенью во Франкфурте, а у нас он появится в 2002 году. Зато на Московском автосалоне Nissan покажет одну из своих последних новинок – внедорожник X-Trail. Через пару месяцев после российской премьеры машины поступят к дилерам. Кроме того, линейка Nissan уже пополнилась: начинаются продажи минивэна Almera Tino и возобновлен прием заказов на Pickup Navarra. «Ко»: Каким образом организован сегодня сбыт автомобилей Nissan на российском рынке? Кто является их дистрибутором? Ю.С.: На сегодняшний день в России у Nissan три дистрибутора. Это торговые дома Marubeni Auto Russia Co., Nisso Boeki Co. Ltd. и Nissan Trading Europe Ltd. Последний принадлежит непосредственно компании Nissan. Однако дилерская сеть, насчитывающая 31 партнера, у нас единая. Дистрибуторы, как и представительство, постоянно работают над ее развитием и расширением. Так, с начала года только в Москве у Nissan появилось пять новых дилеров. Однако процесс мы не гоним: главное не количество партнеров, а качество их работы. «Ко»: Вы предвосхищаете вопрос о дилерских стандартах Nissan. В прежние времена компанию не раз упрекали в неразборчивости при выборе торговых партнеров. Как обстоят дела сейчас? Ю.С.: Действительно, когда-то, на заре деятельности Nissan в России, любая компания, заявившая о своем намерении продавать наши автомобили, получала статус дилера практически «автоматом». Однако уже в конце 1998 года были разработаны весьма жесткие дилерские стандарты. По начальным буквам четырех групп основных требований (помещение, персонал, процессы, планирование) они были названы кодексом «4 П». Согласно его положениям каждый претендент на звание дилера Nissan должен удовлетворять корпоративным стандартам как минимум на 70%, а остальные 30% добрать в течение года. Фактически реформа дилерской сети началась с 1999 года, и состав наших партнеров в значительной мере обновился. «Ко»: Сегодня многие автомобильные компании вводят рекомендованные цены на автомобили, прорабатывают возможность унификации стоимости сервисного обслуживания. При этом производители жестко контролируют соблюдение дилерами единой ценовой политики. Существует ли такая практика у Nissan? Ю.С.: Да, мы рекомендуем своим российским партнерам придерживаться определенных цен на машины. Однако Nissan – возможно, вразрез с общепринятой практикой – не навязывает жестких ценовых рамок. По сути дела, рекомендации касаются лишь так называемых рекламных цен, а уж на чем там сошлись дилер с клиентом – это их личное дело. Мне кажется, что жесткий ценовой контроль противоречит антимонопольному законодательству и, во всяком случае, мешает развитию свободной конкуренции. Судите сами: если дилер будет всеми правдами и неправдами стараться продать автомобиль как можно дешевле, то откуда он возьмет деньги на дальнейшее развитие? Нет прибыли – нет и бизнеса. Или по крайней мере возможности улучшить обслуживание клиентов. С другой стороны, продавать машины дороже их реальной цены не позволит сам рынок. К чему тогда принудительное регулирование? «Ко»: Задорого или задешево, но дилер должен продать определенное количество автомобилей. Какова планка у Nissan? Ю.С.: За год столичный дилер обязан продать не менее сотни машин. В регионах требования, конечно, более либеральные. «Ко»: Кстати, как идут продажи в глубинке? Будет ли расширяться региональная дилерская сеть? Ю.С.: Если говорить о прямом соотношении «столица/провинция», то до 80% продаж, естественно, приходится на Москву и Санкт-Петербург. Однако не следует забывать, что многие региональные клиенты предпочитают покупать автомобиль не у своего дилера, а в Москве, где выбор гораздо шире, а цены пониже. Что касается региональной сети, то к сегодняшнему дню за пределами МКАД у Nissan есть 14 дилеров. Три дилера работают в Санкт-Петербурге, два – в Екатеринбурге. Как уже было сказано, сеть постоянно расширяется, и до конца года мы надеемся подписать еще несколько контрактов. «Ко»: Не секрет, что отнюдь не все автомобили Nissan пользуются одинаковой популярностью. Есть ли у представительства планы по стимулированию продаж «неходовых» моделей? Ю.С.: Безотносительно к популярности той или иной модели таких планов и даже намерений у нас нет. Собственно, все зависит от того, что рассматривать в качестве мер по стимулированию продаж. Если имеются в виду рекламная поддержка, PR, промоушн, то представительство этим, естественно, занимается. Работа с дилерами, обучение их персонала искусству общения с клиентами и тонкостям послепродажного обслуживания автомобилей – пожалуйста. А вот если речь идет о кредитных схемах, то увольте – не наш профиль. Корпоративной программы потребительского кредитования у Nissan в России пока нет. В конце концов автомобилестроительная компания – это не банк. Потребительское кредитование – дело дилеров. Они и работают с банками. Например, в Санкт-Петербурге в пятерку наиболее активно покупаемых в кредит автомобилей входит и Nissan. Кстати, с конца 1998 года наши автомобили обеспечиваются трехлетней заводской гарантией. Думаю, со стороны автомобилестроителя это самая действенная поддержка.