Top.Mail.Ru
бизнес

«Норникель» занялся разработкой ключевого компонента для аккумуляторов

Батарейный центр, сбор аккумуляторной ячейки в «сухой комнате». Фото: Норникель Батарейный центр, сбор аккумуляторной ячейки в «сухой комнате». Фото: Норникель

«Норникель» объявил о запуске Батарейного технологического центра в северной столице. Здесь будут производить современные аккумуляторные материалы необходимого для батарейных фабрик качества. Это новое для ГМК направление может в будущем позволить отечественным производителям потеснить китайских производителей комплектующих для электротранспорта и электротехники на российском и глобальном рынках

Преимущество научно-экспериментального центра «Норникеля» объясняется тем, что здесь создана уникальная не только для России, но и многих стран мира, технологическая линия полного цикла исследовательских и опытно-конструкторских работ. Начало центру было положено в 2022 году, когда компания начала создавать электро-химическую лабораторию в Санкт-Петербурге. С тех пор «Норникель»  инвестировал в батарейный комплекс и разработку новых продуктов уже около $30 млн, и готов финансировать проект и дальше.

Как подчеркнул вице-президент по инновациям «Норникеля» Виталий Бусько, эти капиталовложения рассматриваются как важный элемент глобальной стратегии компании по расширению технологических компетенций.

«Создание научной базы для производства катодных активных материалов отвечает целям России по обеспечению полного цикла производства батарей для электротранспорта», — подчеркнул Виталий Бусько.

Замыканию цикла будет способствовать совместный с «Росатомом» проект по добыче лития на Колмозерском местрождении. Мощность СП «Полярный литий», созданного двумя промышленными гигантами, оценивается в 45 000 т гидроксида лития в год - именно гидроксид лития нужен в катодных материалах, чтобы обеспечить источники тока ионами лития.

По словам Бусько, научная команда батарейного центра по итогам года исследований получила образцы катодных материалов с использованием никеля, кобальта, марганца и лития. Качество разработок было подтверждено независимыми лабораториями, в том числе расположенными в Китае.

Пока в Центре смогли довести объемы производства от нескольких десятков граммов за одну операцию синтеза до нескольких десятков килограммов. Следующим этапом должен стать запуск производства на пилотном участке. Такая установка способна производить до 10 тонн катодных материалов. Сейчас компания выбирает территорию для ее размещения. В качестве перспективной локации рассматривается в том числе город Мончегорск в Мурманской области.

По словам Виталия Бусько, строительство пилотной установки может занять 2–2,5 года. После чего может стартовать проект — его возможность сейчас обсуждается в компании — по созданию полноценного завода, ежегодная мощность которого будет доходить до 10 000 тонн катодных материалов. На его строительство (от получения разрешений до ввода в эксплуатацию) отводят около 4 лет.

В «Норникеле» прогнозируют, что спрос на внутреннем рынке вырастет к 2030 году до 10 000 тонн, а на мировом рынке будет измеряться в миллионах тонн.

При этом в ГМК подчеркивают, что производством самих аккумуляторов заниматься не планируют — эта часть проекта будет партнерской. Часть экспертов указывают, что на этом направлении «Норникеля» может продолжить продуктивное сотрудничество с «Росатомом»: первый будет отвечать за производство катодных материалов, в чем традиционно преуспевает; второй — в сборе накопителей. У госкомпании есть компетенции и ресурсы: «Росатом» владеет заводом по производству аккумуляторов в Калининградской области.

Среди характеристик, которые сами разработчики применяют к создаваемым катодным материалам — увеличение емкости и стабильности, что позволит увеличить время эксплуатации (а в случаях с электромобилями — дальность поездки) и сократить время зарядки аккумулятора до считанных минут.

Для этого в Центре изучают возможности новых видов аккумуляторов, в том числе натрий-ионных, которые более подходят для эксплуатации в условиях низких температур и содержат никель. А в перспективе 3–5 лет команда, которая в настоящее время включает 40 научных сотрудников, планирует приступить к разработке твердотельных батарей. Этот научный поиск, по мнению аналитиков консалтинговой компании «Пиэфф», актуален, так как снижает зависимость производства батарей от лития, запасы которого в мире ограничены примерно 100 млн тонн.

По словам независимого промышленного эксперта Леонида Хазанова, «Норильский никель» продолжит эксперименты по созданию инновационных катодных материалов, в дальнейшем же может заняться организацией совместных предприятий по их выпуску с нишевыми игроками. Покупателями же катодных материалов, по его мнению, станут как существующие в России производители аккумуляторов, так и новые, которые могут появиться в горизонте ближайших 5-10 лет.

Неоспоримым конкурентным преимуществом «Норильского никеля» является наличие собственного производства цветных и драгоценных металлов и сильный научно-исследовательский блок и наличие партнеров по всему миру, полагает Леонид Хазанов.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович согласен, что ресурсная база и опыт международной кооперации, в том числе с китайскими компаниями, которые занимают лидирующее место в производстве аккумуляторов, выгодно выделяют «Норильский никель». Он подчеркивает, что и медный потенциал российской компании может быть реализован в этом продуктовом направлении. Однако прогнозировать возможную долю нового для ГМК рынка пока преждевременно. «К 2030 году рынок, с точки зрения технологий, может серьезно измениться. Но саму идею о том, что нужно развивать инновационное производство на территории России, конечно, стоит приветствовать», — уверен Митрахович.

Интересно, что в лабораториях используются передовые сервисы для цифрового моделирования будущих катодных материалов, а парк техники позволяет быстро синтезировать новый материал и протестировать его в готовом аккумуляторе. По оценке экспертов, подобный научный поиск будет стимулировать развитие электромобильности в стране, а также повысит уровень технологической независимости России на актуальном в момент зеленого перехода рынке.

В настоящее время основным поставщиком аккумуляторов является Китай. На его долю приходится примерно 75% глобального рынка, и металл для производства батарей заводы из поднебесной закупают, в том числе и в нашей стране.

Аналитики уверены, что российские аккумуляторы могут быть востребованы как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 

«Спрос на катодные активные материалы в мире быстро растет, и к 2030 году составит не десятки тысяч, а миллионы тонн. Безусловно, Россия может занять свою нишу на мировом рынке. Однако, и в нашей стране можно ожидать взрывного роста потребности, так что и запланированного объема производства в 10 тыс тонн может оказаться недостаточно», — считает научный сотрудник Дипломатической академии Вадим Козюлин. По его словам, конкурентов с высоким уровнем технологий в этой области на мировом рынке немного: Китай, США и Германия. 

«При условии успешного маркетинга и конкурентоспособности продукции, компания могла бы претендовать на 5-10% мирового рынка, особенно если учесть растущий интерес к устойчивым и экологически чистым решениям», — полагает Вадим Козюлин. 

По мнению аналитика, основными покупателями катодных материалов могут стать производители аккумуляторов, как для электромобилей, так и для стационарных систем хранения энергии. С учетом растущего интереса к возобновляемым источникам энергии, такие компании будут искать надежных поставщиков, способных обеспечить высокое качество и стабильные объемы поставок.