Top.Mail.Ru
архив

"Ну-ка все вместе - уши развесьте"

Компании Warner Brothers, Sony Music Entertainment, Universal Music Group, BMG и EMI Group Plc. обвиняются в проведении политики, вынуждающей розничные сети удерживать высокие цены на музыкальные компакт-диски.

Иск против этих компаний подали 28 американских штатов.

28 против 5

Юристы 28 штатов обвиняют 5 звукозаписывающих компаний в проведении незаконной политики "минимальной рекламной цены". По этой программе музыкальные "лейблы" предоставляли субсидии на рекламу тем розничным сетям, которые соглашались не опускать цены на компакт-диски ниже определенной отметки. Среди обвиняемых оказались и несколько розничных сетей, работавших по указанной схеме: MusicLand Stores Corp., Tower Records и Trans World Entertainment Corp. Эллиот Спитцер, окружной прокурор штата Нью-Йорк, заявил: "Это известие вряд ли будет звучать музыкой для ваших ушей - в результате сговора десятки миллионов потребителей приобретали диски по завышенной цене". По мнению федеральной торговой комиссии США (FTC), незаконная прибыль звукозаписывающих компаний составила около $480 млн.

Компании звукозаписи за словом в карман не полезли: в ответ на обвинения властей они выступили с утверждением, что политика "минимальной рекламной цены" была введена для того, чтобы помочь мелким розничным сетям конкурировать с такими гигантами, как Wal-Mart Stores Inc. Эта политика появилась на свет в середине 90-х, когда крупные торговые сети начали серьезно снижать цены на музыкальные CD. Таким образом они стремились привлечь покупателя в свои торговые залы и окупить затраты за счет прибыли от продажи крупных партий товара. По мнению "лейблов", у мелких розничных сетей не оставалось никакой иной возможности покрыть убытки от снижения цен на компакт-диски.

Сегодня в США компакт-диск с популярной музыкой стоит $14 - 17. В интервью газете Los Angeles Times председатель совета директоров розничной сети Tower Records Расс Соломон заявил, что цены на CD и так опустились дальше некуда и требовать их дальнейшего снижения несправедливо. К слову сказать, до введения политики "минимальной цены" популярный "компакт" можно было приобрести за $10.

Кит Истабрук, пресс-секретарь BMG Music - подразделения издательского концерна Bertelsmann AG, заявил, что его компания считает политику "минимальной цены" абсолютно законной и суд обязательно придет к точно такому же заключению. Билл Тейрус, пресс-секретарь Warner Music - отделения медиа-гиганта Time Warner, считает, что проводимая компаниями звукозаписи политика приносит потребителям только пользу, усиливая конкуренцию между розничными сетями. Доун Бриджес, пресс-секретарь EMI Music, считает усилия американского правосудия тщетными. Две другие компании - Sony Music (отделение Sony Corp.) и Universal Music Group (UMG), принадлежащая концерну Seagram Co., от комментариев пока воздержались.

Кто не рискует...

По данным международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI), в прошлом году оборот общемирового рынка звукозаписи составил $38,5 млрд. Самыми популярными носителями аудиоинформации являются компакт-диски: на их долю приходится 65%. Доля аудиокассет стремительно падает, спрос на них поддерживается главным образом за счет стран азиатского региона. На традиционный "винил" приходится всего 4% мировых продаж. В России, как и во всем мире, доля компакт-дисков по отношению к аудиокассетам растет, и сегодня соотношение между CD и кассетами составляет примерно 50 на 50. В общей сложности в 1999 году в мире было продано 3,8 млрд единиц носителей аудиоинформации.

На стороне обороняющихся компаний выступает американская ассоциация звукозаписывающей индустрии (RIAA). Ассоциация обосновывает свою позицию тем аргументом, что тиражирование дисков лишь незначительная часть затрат в производстве CD.

Расходы на студийную запись, заводское тиражирование и гонорар исполнителям несравнимы с расходами на маркетинг и продвижение музыкальной продукции. Маркетинг - самая дорогостоящая часть индустрии звукозаписи. Под маркетингом понимается создание видеоклипов, организация концертных турне, промоушн-акций, цель которых - появление песен с нового диска в плей-листах радиостанций.

Американский рынок музыкальных CD является наиболее крупным и быстрорастущим. "Большой пятерке" - Warner Brothers, Sony Music Entertainment, Universal Music Group, BMG и EMI Group Plc. - принадлежит 85% всего рынка музыкальных компакт-дисков США.

По данным RIAA, каждый год на рынок выбрасывается 27 тыс. новых записей, из них крупнейшие "лейблы" предлагают 7 тыс. Но большинство "компактов" не окупают расходов на их производство и маркетинг. Лишь 10% из всех дисков оказываются прибыльными, и именно за счет этой прибыли покрываются расходы на все остальные диски.

"Платиновые" диски компенсируют расходы издателей сторицей. Безусловным рекордсменом по продажам дисков является легендарная ливерпульская четверка: по данным Associated Press, число проданных дисков The Beatles (как CD, так и "винила") уже достигло 113,5 млн. штук. А битловский "Белый альбом" стал одним из самых продаваемых в мире - он разошелся тиражом 18 млн. Кстати, здесь кроется еще одна статья дохода для "лейбла" - отчисления за издательские права. Издательские права на произведения The Beatles принадлежат EMI Group, и за каждое переиздание их дисков компания получает "откат".

Из музыкантов, сделавших сольную карьеру, самым продаваемым музыкантом является практически неизвестный нашему слушателю Гарт Брукс (издательские права на его альбомы принадлежат BMG и EMI). Брукс выступает в жанре этакого причесанного коммерческого кантри. Пожиная эту ниву, он умудрился продать за свою карьеру 89 млн дисков. На втором месте Элтон Джон, на третьем - Билли Джоэл.

На публике западные компании звукозаписи выказывают все большее беспокойство: расходы на маркетинг и продвижение увеличиваются, а потребители не одобряют повышения цен на диски. Но пока это беспокойство напрасное: несмотря на дорогостоящий маркетинг, доходы компаний растут. В частности, прибыль BMG в последнем финансовом году (заканчивается 30 июня) выросла по сравнению с предыдущим годом на 20%. Годовой оборот компании составляет $4,7 млрд, и на рынке США она занимает прочное второе место (после UMG). В изрядной степени этому способствовал успех альбома Карлоса Сантаны Supernatural, за год распроданный тиражом 13 млн. Результаты EMI скромнее: прибыль выросла на 7,1%, а обороты - только на 0,5%. Возможно, это подтолкнуло корпорацию к переговорам с Time Warner о создании СП между Warner Music Group и EMI Group.

Эффективности CD-бизнеса начинает угрожать Интернет, а точнее, программы, дающие пользователям возможность делиться своими музыкальными архивами в цифровом формате MP3 со всеми желающими. Эта проблема уже стала предметом судебного разбирательства. Наиболее нашумевший процесс - тяжба "лейблов" с создателям программы Napster. Американское правосудие уже обязало Napster прекратить продажу своих программ. Другой случай - выигранный EMI Group процесс против онлайновой компании MP3.com, также распространявшей записи в формате МР3 через Интернет. По некоторым данным, MP3.com выплатит EMI $20 млн в качестве компенсации за нарушение авторских и издательских прав. Иски к онлайновой компании предъявили и другие члены "большей пятерки" - Warner Music и BMG. Два оставшихся гиганта - UMG и Sony Music пока не торопятся ввязываться в судебные распри. Но если дело и в этот раз завершится не в пользу MP3.com, этой компании придется отстегнуть еще $150 млн.

"Мы пойдем другим путем"

России вариант с повышением цен, похоже, не грозит. Западными CD в России интересуются только рафинированные коллекционеры.

По словам Галины Буликиной, менеджера тон-студии "Союз", проблемы с пиратством заставили российские компании пойти своим путем. С подачи "Союза" российские музыкальные CD выпускаются в двух вариантах. Первый - дорогой, предназначенный для продажи в фирменных магазинах. Эти компакты производятся только на высококачественном оборудовании (в России такое оборудование установлено только на одном заводе - "Рофф Текнолоджис") и отличаются дорогой упаковкой. Второй вариант более дешевый: продажа российским заводам лицензий на производство и самостоятельное распространение дисков. Это хоть и слабая, но все же защита от массового пиратства. Число российских заводов, производящих компакт-диски, постоянно растет, но качество продукции у большинства из них не выше болгарского. Лицензированные диски выходят в упрощенном оформлении и распространяются в основном через рынки и уличные киоски.

В остальном схема работы российских звукозаписывающих компаний в точности соответствует западной: компания раскручивает свою "звезду" и пытается заработать на продаже записей. Однако несовершенство российского законодательства вносит в эту схему свои коррективы. К примеру, уже раскрученный артист может безбоязненно разорвать контракт и покинуть вложившую в него кучу денег продюсерскую фирму. Подобные прецеденты в российской популярной музыке были, есть и еще долго будут.

Еще по теме